ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

КЛАРК, Артур Чарлз

(рожд. 1917)

КЛАРК, Артур Чарлз - творчество писателя

КЛАРК, Артур Чарлз (Clarke, Arthur Charles - нар. 16.12. 1917, Майнхед, Англия) - английский писатель-фантаст и популяризатор науки.

Писать фантастические рассказы начал в школе. Окончил с отличием физико-математический отдел Лондонского университета. В годы Второй мировой войны служил в военной авиации, участвовал в налаживании первой радарной установки. Публиковаться начал с 1947 г. Член Королевского астрономического общества Великобритании, в 40-50-х pp. - председатель Британского общества межпланетных сообщений. За научно-популярные книги и статьи награжден премией Калінґа (присуждается ЮНЕСКО) в 1962 p., за романы о космосе - премиями Неб'юла и Хюґо - 1947 г. В 50-х pp. Кларк увлекся подводным плаванием и киносъемками жизни моря, что нашло отражение в его книгах, написанных совместно с сотрудником М. Вілеоном: «Мальчик под водой» («The Boy Beneath the Sea», 1958), «Большая глубина» («The First Five Fathoms», 1960), «Сокровище Большого рифа» («The Treasure of the Great Reef», 1962) и др. С 1956 p. К. вместе со своими помощниками живет на Цейлоне (теперь Шри-Ланка), недалеко от м. Коломбо. В 1964-1968 гг. писатель совместно с режиссером С. Кубриком работал над сценарием фильма «2001 год: космическая Одиссея». Кинокартина, как и одноименный роман Кларка, имела большой успех. 1968 г. писателя пригласили в США для участия в передачах о высадке американских астронавтов на Луну; совместно с Н. Армстронгом, М. Коллинзом и Э. Олдрином Кларк издал документальную книгу «Впервые на Луне» («First on the Moon», 1970). О некоторых перипетиях своей насыщенной трудом и приключениями жизнь Кларка с типично британским юмором поведал в автобиографической книге «Вид с Серендиба» («The View from Serendib», 1978).

Художественное творчество Кларка - это продолжение некоторых традиций. Верна (белетризована популяризация достижений науки, легкий юмор, упрощенные образы героев, которые воплощают идеалы добра) и Г. Уэллса (колебания между сцієнтистською верой в утопию и зловещими предчувствиями о технізоване будущее). В отдельных произведениях писателя ощутимое влияние мистических идей, в частности, древнеиндийского метемпсихозу, космологии К.циолковского. Вселенная представляется писателю гигантским полем игры, которую еще не до конца познанные нами силы природы проводят с человеком. Финал зависит от того, в какой степени нам удастся проникнуть в суть этих сил.

Среди романов, повестей и рассказов Кларка можно назвать: «Свет Земли» («Eatthlight», 1951), «Пески Марса» («The Sands of Mars», 1951), «Конец детства» («childhood's End», 1953), «Рассказы «Белого Оленя» («Tales from the «White Hart», 1957), «Остров дельфинов» (The Dolphin Island», 1963), «Девять миллиардов имен Бога» («The Nine Billions Names of God», 1967), «Погибшие миры 2001 года» («Lost Worlds of 2001», 1972), «Свидание с Рамой» («Rendezvous with Rama», 1973), «Империя Земли» («Imperial Earth», 1976), «2001 год: Вторая космическая Одиссея» («2001: Odyssey Two», 1982), «2061 год: Третья космическая Одиссея»(«2061: Odyssey Three», 1987) и др. Особенно плодотворно писатель работал в 50-70-х гг., когда его фантазия казалась неисчерпаемой; она словно играла наперегонки с реальностью, с соревнованием США и СССР в космических полетах, что началось в конце 50-х pp.

Кларк редко выходит за пределы XXI-XXII вв. в своих произведениях о будущем, поскольку он хочет видеть его живым продолжение нашего века. Одновременно он пытается изображать человечество и космос в бесконечной временной перспективе, которая помогла бы ему ответить на философские вопросы: откуда появился человек? Кто (или что) определяет ее судьбу в космосе? Какие законы управляют Вселенной? Есть у него и у человека какое-нибудь назначение? В этом плане особый интерес представляет ранний роман Кларка «Конец детства». Начальная идея романа взята в Г.Велса: человечество практически беззащитно перед возможным вторжением из космоса. Поэтому советско-американское соревнование за освоение околосолнечного пространства лишено смысла и изображается Кларком с оттенком грустного юмора. Власть на Земле захватывают пришельцы, которых называют «Высшими правителями» («Overlords»), а они, в свою очередь, выполняют приказы «Над-ума» («Overmind»). «Правители» превращают Землю в утопическое царство строго рационального порядка, достатка и полного отсутствия насилия. Это приводит, как и следовало ожидать, к тотальному вырождению человечества, что погряз в гедонизме. В финале наступает апокалипсис - взрыв планеты Земля и переход ее в энергетическое состояние. Люди сами лишь дети, еще не заражены грехами родителей, вместе с освобожденными силами Земли смогут - предположительно - войти в состав таинственного «Надрозуму». Эти панпсихологічні построения Кларка, воспроизводимые в впечатляющих образах «космического танца» детей, крылатых «правителей» гибнущей Земли, напоминают теософские мечты К. Циолковского о будущем превращение нашей планеты в разумное существо, которое питается космической энергией. Вера в таинственные космические силы сочетается у Кларка с ироничным отношением к традиционным религиям - отсюда «инфернальный» юмор в романе: «правители» имеют традиционную подобие дьяволов - черные крылья, рожки на голове. Кларк считает, что рациональное ядро христианства, мусульманства, буддизма - это эхо тех представлений о космических пришельцах, которые сохранились в памяти первобытных людей или протолюдей.

Идеи, заложенные в «Конце детства», так или иначе варьируются в следующих значительных произведениях фантаста. В романе «2001 год: Космическая Одиссея» появление человека на Земле связано с влиянием на гуманоидов таинственного Лунного Камня - гигантского кристалла-комп'ютераТМА-1, который, изучив реакции человекообразных существ, учит их потом разумным действиям, будто выполняя функции Прометея. Через три миллиона лет, в 2001 г., этот Лунный Камень возобновляет свою опасную игру с ранее созданным им человечеством. Космонавт Дэвид Боумен (его фамилия означает «передовой гребец» или «стрелец»), который отправляется в далекую космическую экспедицию, чувствует себя «Чрезвычайным и Полномочным послом всего Человечества», призванным разгадать тайну Камня, будто бросает от имени космоса вызов Земли (Камень - аналог «Надрозуму»). Преодолев немало препятствий, в том числе и столкновение с «оголтелым» роботом, герой как бы попадает внутрь Камня, который оказывается устройством, что создает космические тела, или, как представляется герою, «андроид гиганта, который играется с планетами». Пройдя сквозь космический апокалипсис, Боумен познает определенные тайны Вселенной и превращается в новую, высшее существо, в Звездное Дитя, перед которым, схожая с «блестящей игрушки», «плавала планета Земля со всеми народами, населяющих ее». И хотя сейчас он был хозяином мира, он не совсем был уверен, что оказывать дальше. Но - он придумает что-нибудь». Такой нотой осторожного оптимизма завершается книга, в которой звучат уже знакомые мотивы сурового испытания - игры космоса с человеком, планетарной катастрофы и возможного возрождения человечества, если оно найдет в себе силы стать «ребенком», то есть вернуться к детской чистоты помыслов.

Вторая и третья части романной трилогии Кларка о «космические Одиссеи» XXI в. отражают преимущественно попытки писателя помочь разрядке напряженности на Земле. Так, «Вторая космическая Одиссея» была посвящена космонавту А. Леонову и академику А. Сахарову, который находился тогда в ссылке, а в третьей части писатель осуждает экстремистов из «Соединенных Штатов Южной Африки» за терроризм, распространяемый в межпланетном масштабе.

В романе «Свидание с Рамой» вновь подана ситуация двойного конфликта: 1) человечество перед неизвестной космической опасностью; 2) распри внутри человечества, которое поселилось в XXII в. по разных планетах Солнечной системы. Особенно удался автору гротескный образ «гермесіанського» посла, представителя людей, которые заселили Меркурій. их уважают за выносливость и отличное знание техники, но не любят и не доверяют им, потому что они считают себя чуть ли не хозяевами Солнца. Именно их недоверие и враждебное отношение к «Рамы», гигантского космического спутника, вошедший в Солнечную систему, чуть не приводит к катастрофе.

В «Фонтанах Рая» (The Fountains of Paradise», 1979) писатель, опираясь на идею советских ученых И. Артустанова и Г. Полякова, рисует картину создания «космического лифта», а затем и целого «ожерелья Земли», состоящий из цепи неподвижных спутников, которые висят над экватором Земли. В этом романе Кларк пытается проследить связи между далеким прошлым любимого им Цейлона и будущим. При этом получается так, что вся древняя культура страны, в частности буддизм, окажется лишь пережитком, который сохранился в лучшем случае в форме отдельных имен, текстов, изображений.

«Империя Земли» - еще одна вариация писателя на тему игры космоса с человечеством, в ходе которой люди, постепенно изучая законы природы, могут все больше совершенствоваться. А на всех, кто остановился в своем развитии, ждет деградация, подтверждающие комические образы «Дочери Революции», правопреемниц идей. Ленина, Мао и какого Балунги. им противопоставлена фигура главного героя романа, Дункана Макензи, жителя планеты Титан. Овладевая техникой игры в пентамино, он одновременно усваивает мировую культуру и чувствует, что на свой лад, «в малом масштабе играет в бога». Идея «люди как боги» взята Кларком в Г. Уэлса и Бы. Шоу.

Кларк-публицист опубликовал сотни статей, очерков, рецензий, книг, в которых он неустанно пропагандирует успехи науки в целом и космической техники в частности. Он много пишет об американских, немецких, российских ракетчиков и исследователей космоса, о поиске внеземных цивилизаций, об исследованиях Мирового океана. В литературе он высоко ценит Г. Уэлса, Бы. Шоу, А. Азимова, С Лема, Л.С. Льюиса, Г. Брэдбери и др. авторов.

26 мая 2000 г. в Коломбо на Шри-Ланке состоялась церемония посвящения Кларка в рыцари. В настоящее время из-за последствий полиомиелита Кларк не может самостоятельно двигаться, но продолжает активно работать над новыми книгами и переписываться со своими коллегами во всем мире.

В Украине отдельные рассказы Кларка перевели Бы. Колтовий, Н. Боровик, Л. Боженко, В. Носенко, Л. Маевская, И. Корунець, Г. Доценко и др.



В. Вахрушев