|
КІРОҐА, Opacio
(1878 - 1937)
КІРОҐА, Opacio - творчество писателя
КІРОҐА, Opacio (Quiroga, Horacio - 31.12.1878, м. Сальта - 19.02.1937, Буэнос-Айрес) - уругвайский писатель.
Кіроґа - непревзойденный мастер латиноамериканского короткого рассказа. Через страсть ко всему таинственному, непознанному, болезненно-патологического Кіроґа критики часто называли «писателем четвертого измерения». Родился 31 декабря 1878 г. в уругвайском городке Сальта в семье аргентинского консула округа Сальта. Уже с детства увлекался всем экстравагантным и необычным, имел широкий круг интересов: химия, медицина, фотография, велосипедный спорт. С 1897 г. начал публиковать в периодике стихи, рассказы, критические очерки и рецензии. Находился под влиянием новеллистики Е.По и поэзии французского символизма. В 1900 г. совершил путешествие в Париж, где познакомился с его литературным жизнью, а после возвращения в том же году выступил инициатором создания литературного кружка, который ориентировался на достижения іспаноамериканського модернизма.
В 1902 г. Кіроґа стал невольным виновником гибели одного из своих близких друзей - Федерико Феррандо (случайный выстрел из оружия, которую его товарищ испытывал перед дуэлью). Оправдан в процессе следствия, Кіроґа, однако, был настолько поражен случившимся, что оставил Уругвай и перебрался в Аргентину, где в 1903 г. присоединился к научной экспедиции, которая отправилась в тропическую сельву. Поражен красотой аргентинской провинции Мисьонес, где происходили раскопки, Кіроґа, воспользовавшись частью отцовского наследства, приобрел здесь земельные участки, занялся выращиванием и продажей хлопка, однако неудачно. В 1906 p. K. вернулся в Буэнос-Айрес, где работал преподавателем испанского языка и литературы в гимназии.
Ранний период творчества Кіроґа (1897-1908) пронизан модернистскими поисками. Его первый сборник - «Коралловые рифы» («Los arrecifes de coral», 1901) - это, по выражению Т. Балашовой, своеобразные импрессионистические этюды, пейзажи души, где царит атмосфера таинственного и недосказанного. Уже в начальный период в творчестве Кіроґа обозначились две сквозные тематические линии: интерес к болезненно-патологического, непознанного и тема «потустороннего» существования, перевоплощение души. Обостренный интерес писателя к иррациональным и загадочных явлений мира и человеческой психики в значительной мере объяснялся и трагическими обстоятельствами его жизни: трагическая гибель во время охоты отца, самоубийство отчима, которого очень любил Кіроґа, безответная любовь юности, причастность к смерти лучшего товарища, позже - самоубийство первой жены (1915). Еще одним источником мистических настроений было увлечение прозой Е. По, под влиянием которого Кіроґа в 1904 г. написал сборник рассказов «Преступление, совершенное другим» («El crimen de otro»). Такой же есть и тематическая направленность других произведений раннего периода - повести «Преследуемые» (1905) и «История сумасшедшей любви» («Historia de amor turbio», 1908).
Чертами большей творческой зрелости и художественной самобытности обозначен второй период литературной деятельности Кіроґа, который датируют 1909 - 1926 гг. В 1910 г. Кіроґа снова перебрался в Сан-Игнасио (провинция Мисьонес) и на долгие годы поселился там в купленном им доме. В 1915 г., после потери жены, занимался воспитанием двух своих детей, с которыми в 1916 г. переехал в Буэнос-Айрес, чтобы дать им образование. Одновременно Кіроґа получил должность секретаря-казначея уругвайского посольства в Аргентине. В последующие восемь лет К. одну за другой издал шесть прозаических сборников (новеллы, сказки, повести), которые снискали ему известность и литературную славу: «Рассказы о любви, безумии и смерти» («Cuentos de amor, de locura в de muerte», 1917), «Сказки сельвы» («Guentosdelaselva», 1918), «Дикарь» («El salvaje», 1920), «Анаконда» («Anaconda», 1921), «Пустыня» («El desierto», 1924), «Изгнанники» («Los destet-rados», 1926).
Новеллы, помещенные в этих сборниках, тематически раВНОплановые. Есть среди них новеллы с «мистическим окрасом», новеллы, тематика которых связана с городской жизнью (особенно в «Рассказах о любви, безумии и смерти»), новеллы социального звучания, ироничные и такие, в которых выражен протест против жестокой войны, вспыхнувшей в это время на европейском континенте. Но центральным предметом изображения сборников этого периода стала тема взаимоотношений между природой и человеком, загадочный мир тропической сельвы - своеобраВНОй реальности Латинской Америки, отражению которой в литературе посвящен отдельный тематический направление - т. н. «литература зеленого ада» (литературная слава К. прежде всего ассоциируется с этим направлением). Образ Сельвы символизирует в произведениях К. высшую гармонию и безграничную свободу, совершенный и самодостаточный мир, живущий по своим законам, чужими и враждебными человеку, прогнившей «благами» цивилизации. Вершину «тропической» тематики Кіроґа составляют сборник «Сказки сельвы» (рассказы о удивительный мир природы сельвы) и «Анаконда « (изображение «змеиного царства» сельвы, в котором змеи не просто персонифицированы, но и наделены индивидуальным характером и мировоззрением; рассказ о несовместимости взглядов, которые приводят к конфликту в змеином царстве).
В 1931 p. Кіроґа назначили на должность уругвайского консула в провинции Мисьонес, но в 1934 г. режим диктатуры, установленной в Уругвае, освободил писателя с должности. Материальное положение Кіроґа резко ухудшилось, к тому же, у него не сложились отношения со второй женой. В 1936 г. тяжело больной Кіроґа был госпитализирован в клинику Буэнос-Айреса, где,,уже зная, что его болезнь неизлечима, 19 февраля 1937 г. покончил с собой. В последний период творчества (1927-1937) Кіроґа написал автобиографический роман «Прошлое любовь»(«amor Pasado», 1929), целый ряд теоретических статей, посвященных жанру рассказы, сборник новелл «По ту сторону» («El mas alia», 1935) - отражение иррациональных, фантастических ситуаций и психологических состояний героев, навеянное пессимистическими настроениями последних лет его жизни.
Украинский язык отдельные произведения Кіроґа перевели В. Иванов, В. Харитонов, Л. Маевская.
В. Назарец
|
|
|