|
РЕДЬЯРД КИПЛИНГ
(1865-1936)
РЕДЬЯРД КИПЛИНГ
Английский поэт и прозаик, лауреат Нобелевской премии (1907), Редьярд Киплинг родился в Индии, в Бомбее, где его отец, скульптор и декоратор, преподавал в художественной школе. В 1875 году Джон Локвуд Киплинг стал директором школы и куратором музея индийского искусства. Он имел тягу к изящной словесности, выпустил книгу «Человек и зверь в Индии». Киплинг принадлежал к узкому кругу колониальной элиты и получил в Индии признания.
Большую часть детства и отрочества Редьярд провел вне стен родительского дома. Шести лет его с сестрой отправили в Англию на воспитание к дальней родственницы. Условия были невыносимыми, вместо обожания и ласки, которую получали дети дома от няни-туземки, их запугивали и били. Мать, которая навестила детей, увидела, что от нервных потрясений мальчик почти ослеп. Она забрала детей к Индии. Но вскоре Редьярд снова идет к Англии, его поместили в колледж Вествард-Хо. Здесь царил дух насилия и муштры, и подросток поверил в необходимость и пользу уроков повиновения, он признавал систему жестокого воспитания.
Киплингу еще не было и 17 лет, когда он оставил Вествард-Хо не доучившись. Отец добился для него места редактора в газете. Редьярд рано почувствовал писательское призвание; «Школьная лирика (1881) - это первая проба пера, хотя эти стихи в целом были подражательные. Семь лет Киплинг посвятил журналистике. Он много ездил по стране, видел массовую неграмотность, суеверия наряду с существующей высокой духовностью. Репортерская служба развила в нем наблюдательность. В автобиографической книге «Немного о себе» Киплинг рассказал, как он добывал материал. Почти все рассказы, которые он написал в Индии, вышли в местном издательстве: «Три солдата», «История семейства Гедсбі», «Красное и белое», «Под деодорами», «Рикша-призрак». Киплинг быстро освоил искусство короткого рассказа и поражал авторской плодовитостью. О нем сначала заговорили в Индии, впоследствии в метрополии. В Лондоне его рассказы были нарасхват. В 1890 году вышли два новых сборника «Город Страшной ночи», «Сватовство Дины Шад». Вскоре вышла немалая подборка рассказов, где Киплинг продолжает разрабатывать индийскую тематику.
Киплинг вошел в литературу, когда ей необходимо было обновление. В обществе росла потребность в новом герое, новой идеи. Успех Киплинга воспринимался, как успех любимца Диккенса. Он писал об обычных людях, но показывал их, обычно, в экстремальных ситуациях, в необычных обстоятельствах, когда проступает сущность человека, открываются глубины невиданной силы личности. Одним из первых он отреагировал на тенденцию демократизации литературного языка и поэтического стиля. Со страниц рассказов Киплинга на читателя хлынул поток неизвестного и неприкрашеного жизни. Вместо живописных описаний Индии, которые случались на страницах модных авантюрных романов, читатель увидел мрачные картины нищеты, дикости, страдания. Он населил рассказы героями, которые до сих пор не получили гражданства в английской литературе. Это туземцы, чьи обычаи и жизненная философия были очень далеки от английских («Возвращение Імрея», «Дом Садху», «Гробница его предков»), которые трогают искренностью, преданностью и в этом значительно превышают белых властителей («Ліспет», «Джорджи-Порджі»). Значительную часть рассказов посвящена англичанам, что их судьба забросила в этот далекий и для большинства из них чужой мир. Киплинг не украшает своих соотечественников. Групповой портрет «благотворительного общества» производит удручающее впечатление: мужчины ограничены и надменные, чопорные женщины и пустоголовые. Колониальное общество раВНОобраВНОе. Встречаются и совестливые идеалисты, которые серьеВНО относятся к своей миссии, но мало кто выдерживает испытание Индией. Утомительное однообразие колониального жизни, оторванность от привычной цивилизации, одиночество приводили к трагедиям, что о них Киплинг рассказал на страницах своих произведений «Отвергнут», «Конец пути», «Хранить как доказательство». Симпатии автора отданы «маленьком человеке» в произведениях «Строители моста», «Вильгельм-Завоеватель». Появляется подборка стихов, которая положила начало славу «народного поэта» - «Казарменные баллады».
90-е годы - самое плодотворное десятилетие в творчестве Киплинга. Оно было основано выходом первого романа «Потухшее свет» (1891). В 1892 году Киплинг надолго покидает Англию. Путь Маленького Пилигрима лежит через Южную Африку, Австралию и Новую Зеландию. Известие о смерти друга, американца Ба-лестьє, в соавторстве с которым было написано приключенческий роман «Наулахка», прервала путешествие Редьяра. Он женился на сестре покойного, Каролиной и поселился в Вермонте. В Америке он пишет знаменитые «Книги джунглей» (1895), в центре которых - история человеческого малыша, вигодуваного волчицей и который вырос в волчьей стае. С большим интересом читатель следит за тем, как Акела, мудрый и отважный вожак свободного народа, как зовут себя волки; черная пантера Багира, смелая и ловкая; старый толстый медведь Балу, охранник законов джунглей, спасают Маугли от клыков тигра Шер-Хана, взявшись с большим терпением учить его с детства всем хитростям и премудростям жизни животного мира в джунглях, выручают его в трудные минуты, защищают, рискуя своей жизнью, обращают внимание и остальных животных по зову крови. Необычность истории Маугли, экзотика миру джунглей чрезвычайно увлекают читателя. Киплинг хорошо знал индийский фольклор и черпал материал с глубокой казны туземных сказок и легенд. Кроме того, автор сам творил свой собственный фольклор и мифы об Индии. Его беспокоят проблемы природы и цивилизации, о месте человека на земле, которые он решает в нетрадиционный способ. «Книги джунглей» построены по мозаичным принципу. Они состоят из 15 фрагментов, с историей Маугли связаны лишь восемь. Наряду с рассказами о Маугли помещены истории про Белого Котика, рассказы о Пуран Богатая, который является героем многих пенджабских легенд и почитается как святой. Эти фрагменты - самостоятельные истории, но они объединены в целостный художественный мир. В «Книгах джунглей» автор соединил поэзию и прозу: каждый фрагмент он подает в поэтическом оформлении, идея каждого фрагмента заявленная в стихотворении-эпиграфе. В этой книге Киплинг также поставил проблему соотношения культурного и природно-го. Джунгли Киплинга - это мир непрерывной борьбы за существование, где побеждает сильнейший. Автор рисует перед читателем мир природы как мир инстинкту, который существует в двух противоположных ипостасях: инстинкт созидания и инстинкт разрушения, как жизнь и смерть. Они сложно переплетены и взаимодействуют в природе. Инстинкт жизни рождает Закон джунглей, регламентирующей порядок. Все в мире джунглей глубоко покорено иерархическом порядке: все должны жить в семье, стае и т.д. Стая всегда имеет вожака, власть которого несомненна, она обеспечивает порядок и предоставляет возможность выживать. Киплинг изображает пример общества без вожака, как живут Бандер-Логи - это анархия, за то они такие страшные и своевольные, способны на поступки, которые идут вопреки Законам джунглей, ведут, по мнению автора, к самоуничтожению. Именно с Бандер-Логами, к которым мы не испытываем никаких симпатий, соревнуются ближайшие друзья Маугли за его жизнь, рискуя своей. Закон джунглей позволяет охота - убийство ради жизни, но запрещает убийство ради удовольствия. И самая суровая кара ждет того, кто убивает во время сухого примирение. Закон джунглей стоит на стороне защиты жизни во время угрозы вымирания. Дикие Собаки из Декана нарушают Закон, это грозит самоуничтожением. Сквозь «Книги джунглей» красной нитью проходит идея отрицания хаоса, а следовательно - утверждение жизни. За Киплингом инстинкт должен направляться разумом. Носителем его является человек, а поэтому природе нужен человек. И цивилизацию не следует противопоставлять природе. Этим сочетающей началом между природой и цивилизацией есть Маугли, воспитанный джунглями, он становится властелином джунглей. Маугли соединил в себе разум и инстинкт - в этом вера Киплинга в спасительную силу Закона джунглей.
В зените славы Киплинг возвращается в Англию, но в 1899 году его постигло страшное горе - умирает его старшая дочь. Опять начинается кочівне жизни, он едет в Южную Африку. Появляется роман об Индии «Ким», а впоследствии - «Сказки просто так» (1902). Он создавал их в семейном кругу - Редьярд был нежным отцом.
В последние годы творческие удачи Киплинга становятся все реже. Умер писателю 1936 году, похоронен в Вестминстерском аббатстве.
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
«Три солдата», «История семейства Гедсбі», «Красное и белое», «Под деодорами», «Рикша-призрак»; сборника «Город Страшной ночи», «Сватовство Дины Шад», «Возвращение Імрея», «Дом Садху», «Гробница его предков», «Джорджи-Порджі», «Отвергнут», «Конец пути», «Хранить как доказательство», «Строители моста», «Вильгельм-Завоеватель», «Книги джунглей», «Ким».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Моэм выбирает лучшее у Киплинга//Моэм У. Подводя итоги.- М., 1991;
2. Гениева Е. Ю. Киплинг//История Всемирной литературы: В 9 т.- М.,1994.- Т. 8.- С. 381 - 384.
|
|
|