|
КИНГ, Стивен
(рожд. 1947)
КИНГ, Стивен - творчество писателя
КИНГ Стивен (King, Stephen - нар. 21.09.1947, Портленд, США) - американский прозаик, представитель т. н. «литературы ужасов».
Родился в Портленде (штат Мэн), где живет и по сегодняшний день. У1970 г. окончил Менский университет, после чего в поисках работы сменил много мест, работал дворником, зарабатывал на жизнь в мельнице и прачечной, был учителем языка и литературы в школе.»...В те годы я прав простыни за 1 доллар 60 пенсов в час и одновременно писал свой первый роман «Кэрри» на крохотной кухоньке прицепного автовагончика, - вспоминал позже писатель. - Дочка, которой тогда исполнился лишь год, была одета, как нищенка... За год до того я обвенчался с женой Табите во взятом напрокат костюме... Он был больше на несколько размеров от того, который был мне нужен». Уже в годы учебы в университете Кинг впервые пробовал свои литературные силы, сотрудничал со студенческой газетой, в которой публиковал материалы с резкой критикой милитаристской политики США.
Первое опубликованное произведение Кинга - «Стеклянный этаж» (1967), однако настоящим литературным дебютом писателя стали романы «Кэрри» («Carrie», 1974) и «Салімовий надел»(«salem's Lot», 1975), которые сделали К. чрезвычайно популярным среди широкой читательской общественности. В романе «Кэрри» писатель рассказал историю своеобраВНОй «анти-Золушки», которая терпит издевательства со стороны фанатично настроенной в своей религиоВНОй вере матери и одноклассников, пока не открывает в себе способности к телекинезу. Стремясь к мести за пережитую пренебрежение, Керри с помощью своих необычных способностей разрушает родной город. Подтекст романа, который, как заметили американские критики, всегда имеет место в романах Кинга, свидетельствует о критической оценке писателем перспектив феминистического движения.
В романе «Салімовий надел» говорится о нашествии вампиров, безжалостно уничтожают все население небольшого городка штата Мэн (скрытый план романа, по мнению критики, отражает пессимистические настроения американцев после Вотерґейта по уменьшению коррумпированности американского общества). Образ героя, который через определенные различные обстоятельства оказывается отчужденным от общества и в условиях жесточайшей конфронтации с ним компенсирует принципы возбужденного моральной справедливости разрушительным применением своих экстрасенсорных способностей, станет сквозным для творчества К.
Он будет использован во многих его последующих романах, из которых особенно популярными стали «Мертвая зона»(«The Dead Zone»,1979) и «Та, которая несет огонь» («Firestarter», 1980). Популярность первых романов Кинга обеспечила ему возможность полностью посвятить себя литературному творчеству, и уже с конца 70-х годов К. стал одним из наиболее продуктивных и популярных не только в своей стране, но и далеко за ее пределами) американских писателей.
Среди самых известных книг Кинга: романы «Позиция» («The Stand», 1978), «Неистовство» («Rage», 1977), «Остановка» («The Stand»,1978), в котором воспроизведена всемирная битва между силами Добра и Зла, развернувшейся на территории США; «Долгая прогулка» («The Long Walk», 1979), «Куджо» («Cujo», 1981), «Человек, который бежит» («The Running Man», 1982) «Кристина» («Christine», 1983) - о автомобиль, который метиться мучителям своего владельца, «Потоншувач» («Thinner», 1984), «Глаз дракона» (The Eyes of the Dragon», 1984), «Оно» («It», 1986) - материализация детских страхов в муляжный образах классических киномонстров Франкенштейна, Оборотня и Мумии. Впоследствии вышли в свет «Солдатские молоточки» («The Tommyknockers»,1987), где Кинг в стиле ужасов интерпретирует тему инопланетян; «Темная половина» («ТЫ Dark Half, 1989) - мрачная притча о внутреннем «я» писателя, которое стремится к самостоятельному существованию; «Игра Джеральда» («Gerald's Game», 1992); сборники рассказов: «Ночная смена» («Night Shift», 1978), «Разные времена года» («Different Seasons», 1982), «Туман»(«The. Fog», 1980), «Шоу с мурашками по телу» («Creep show», 1982), «Команда скелетов» («Skeleton Crew», 1985), «четыре часа утра» («Four Past Midnight», 1990) и др.
Кинг считается одним из самых успешных коммерческих авторов США, большинство его книг сразу после опубликования становятся бестселлерами, а их общий тираж на сегодня уже превысил 100 млн. экз. Большое количество произведений Кинга экранизирована голливудскими кинорежиссерами, и почти каждый такой фильм мгновенно попадает в рейтинг «самых кассовых». Кинг неоднократно становился лауреатом престижных литературных наград и премий как в США, так и в Западной Европе. В то же время, несмотря на огромную популярность его произведений у массового читателя, в литературной критике уже несколько десятилетий продолжается дискуссия относительно оценки его творчества. С одной стороны, его признают ведущим представителем «литературы ужасов», современным продолжателем традиций европейского «готического романа», одним из самых талантливых писателей-фантастов, а, с другой, подвергают безжалостной критике за очевидную установку на приемы массовой культуры и сенсационности, которые активно реализуются в его творчестве.
Как справедливо отмечают О. Кошенко и Н. Капельгородська, «Стивен Кинг действительно делает определенные уступки шаблонам, широко распространенным в американской «литературе миллионов». Он часто заботится о развлекательную сторону интриги, нередко принося в жертву развлекательности многомерность характеров своих персонажей и глубину разработки затронутой темы, слишком увлекается изображением раВНОобразных патологий и жестокости. Но совершенно несправедливо было бы относить Кинга в разряд модных поставщиков литературных сенсаций только за то, что его романы чрезвычайно успешны не в элитарных кругах, а среди многомиллионной читательской аудитории. Несправедливо было бы не замечать в оригинальных произведениях Кинга важности поднятых проблем и злободневной актуальности исследуемых им конфликтов, даже при условии стремление писателя к развлекательности описываемого, к изысканной построения интриги и сюжета, которые обеспечивают его книгам престижное место в списке бестселлеров». Одной из самых ярких отличительных признаков прозы Кинга является ее установка на сочетание в рамках одного произведения стилевых признаков различных, часто противоположных по характеру эстетической направленности, жанров: фантастики, детектива, ужасов, мистики, философской аллегории, притчи, что, в конце концов, дает его произведениям признаков оригинальности и неповторимости.
В. Назарец
|
|
|