ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

КИМ МАН ЧЖУН

(1637 - 1692)

КИМ МАН ЧЖУН - творчество писателя

КИМ МАН ЧЖУН (1637, г. Сеул - 14.07.1692, м. Намхе) - корейский писатель.

Ким Ман Чжун - первый автор, начавший писать на корейском языке большие сюжетные произведения. Его можно назвать также и первым прозаиком, который сумел в форме художественного повествования рассказать о стремления и мечты людей своей эпохи. Корейская сюжетная проза началась именно с Ким Ман Чжуном. Писатель словно разбудил в корейской литературе новые оповідні возможности, которые начали стремительно воплощаться во многих произведениях, в большей или меньшей степени оригинальных, но в которых непременно решались проблемы, затронутые Ким Ман Чжуном: какой путь выбрать личности - посвятить себя обустройству общества или отдалиться от суетных хлопот и искать слияния с Абсолютом?

В конце жизни Ким Ман Чжун написал два произведения: «Скитания госпожи Са по югу» и «Облачный сон девяти». В этих произведениях четко проявились две тенденции, присущие мировоззрению средневекового корейца: с одной стороны - активное стремление к организации общества на началах справедливости и гуманности, с другой - разочарование в социальной деятельности и отказ от нее. Произведения Ким Ман Чжуна, в которых раскрываются эти две тенденции, оказали огромное влияние на всю дальнейшую корейскую прозу.

Ким Ман Чжун был значительным государственным деятелем и ученым - одним из образованнейших людей своего времени. Он занимался математикой, астрономией, географией, его волновали экономические проблемы, вопросы образования и просвещения. Это был один из найполум'яніших пропагандистов корейской культуры и родного языка. Но его общественная деятельность закончилась поражением, что глубоко разочаровало Ким Ман Чжуна. В 1689 г. произошел дворцовый переворот, политическая «партия», к которой принадлежал писатель, была отстранена от власти, а ее председатель и ряд выдающихся деятелей были казнены. Ким Ман Чжуна сослали на южный остров. Из этой ссылки он не вернулся.

Как можно предположить, переворот 1689 г. стал своеобраВНОй «бабкой-повитухой» корейского романа: это прослеживается в настроениях, пронизывающие оба романа Ким Ман Чжуна, которые, впрочем, точно не датированы.

Первым откликом писателя на дворцовый переворот, очевидно, стал его роман «Скитания госпожи Са по югу» («Сассі намджон-ги»). В истории женщины, которую выгнала из дома и оговорила злая наложница, Ким Ман Чжун обрисовал судьбу королевы Інхйон, племянницы Ким Ман Чжуна. Это произведение, написанное с позиций толкование конфуцианского морального долга государем и главы семьи, с точки зрения конфуцианских представлений о способах достижения гармонии в семье и государстве, мог быть создан, вероятнее всего, сразу после дворцового переворота. Здесь Ким Ман Чжун еще увлечен политическими страстями; он осуждает своего государем, который нарушил обязанность и увлекся наложницей, автор надеется на торжество справедливости.

Но постепенно политические страсти остыли, и на смену им пришли другие мысли. В годы ссылки Ким Ман Чжун создал роман «Облачный сон девяти»(«Куунмон»). Это произведение, очевидно, был итогом размышлений писателя о смысле социальной деятельности и человека с его постоянными страстями. То и другое он глубоко переосмысливает. Роман, видимо, можно рассматривать как свидетельство буддийского просветления писателя: он познал сущность феноменального мира, понял его иллюзорность и рассказал об этом в своем произведении. Возможно, это был последний произведение Ким Ман Чжуна.

В «Скитаниях госпожи Са по югу» речь идет о судьбе двух героев: Лю Йонсу и его жены - госпожи Са. В Са не было детей, в дом взяли наложницу, «безчесну красавицу», которая соблазнила хозяина дома и добилась изгнания госпожи Са. Наложница завела любовную связь с человеком, которому покровительствовал преступный министр и которая в конце концов отправила в ссылку Лю Йонсу. Несчастья заставили госпожи Са переезжать с места на место, пока она не встретила заступницу - буддийскую монахиню, которая спасла Лю и снова соединила супругов. В то же время при дворе развенчали козней первого министра и наказали тех, кому он покровительствовал. Лю вернулся из ссылки и казнил «злу наложницу». Семью было восстановлено.

В «Скитаниях госпожи Са по югу» сформировался особый тип героев - образцовой добродетельной женщины, которая утверждает свои положительные качества в серии приключений-испытаний, и мужчину, образованного и талантливого, государственного чиновника и преданного подданного, который страдает из-за происков нечестных людей, но сам не делает ничего, чтобы развенчать их и доказать свою невиновность. Во всех перипетиях он только сохраняет свою чистоту, высокие моральные качества. За то ему помогают второстепенные персонажи. Врагов в конце концов наказывает сам герой, но не как частное лицо, через личную месть, а как чиновник на государственной службе, в обязанности которого входит наказывать нарушителей и восстанавливать порядок. При этом фигуры героев романа изображаются по тому же принципу, что и образы персонажей исторической биографии: поступки человека иллюстрируют ту или иную добродетель или недостаток.

Роман «Скитания госпожи Са по югу» оказал огромное влияние на всю дальнейшую корейскую прозу - повесть и роман, которые посвящены социальной проблематике. Ким Ман Чжун впервые в художественной прозе - «развлекательном чтении» - изобразил частный семейный конфликт в связи с государственными неурядицами, показал, что человек не может иметь узколичных дел, что каждый человеческий поступок непременно отзовется в среде и может повлечь тяжелые последствия в масштабах всего государства. Мысль о взаимообусловленность частных и государственных дел проявилась в том, что герои романов, как, впрочем, и повестей, не имеют личных врагов. Персонажи, которые препятствуют и вредят героям, всегда обнаруживаются и государственными преступниками.

Во втором романе Ким Ман Чжуна, «Облачный сон девяти», автор рассказывает о том, как буддийский монах и восемь фей начали мечтать о мирской жизни. Наставник показал им это жизнь в форме сна. Во сне проходит жизнь героев, на каждом шагу они подвергаются спокусам. их земная жизнь описанное в серии глав, каждая из которых посвящена очередном любовном приключении или развлечении персонажей. Женившись восемью женщинами и достичь вершины благополучия, уже на склоне лет герой осознает ненужность человеческих усилий ради стремления к славе, богатству, карьере. Он отказывается от всего, чего достиг, и тут появляется наставник, который будит его. Герой - снова юный монах, в той самой келье, а взамен жен в монастыри оказываются восемь фей.

В основу романа положена буддийская притча о «заблудшего монаха», который погрузился в сон мирской жизни. Ким Ман Чжун расширил границы этого сна, введя в него значительное количество событий и персонажей, но заданное притчей возврат к начальной ситуации заставило все действие осуществить круговой путь, который стер отметки «начала» и «конца».

Буддийская мысль о мимолетности земной жизни и буддийское понимание жажды этой жизни как затмение составили мироощущения, отраженного в романе. Об этом сообщается уже в заголовке, где «облака» является буддийским образом помраченного сознания, а «сон» - символом иллюзорности чувственного мира. Буддийский мировоззрение сформировал и особенности текста, важные для понимания смысла всего произведения. Это, например, система оппозиций: (сон - действительность, мирянин - монах, имя - сущность), которые существуют на профанічному уровне - в плане сюжета. Снятие оппозиций подается как пробуждение от сна, когда раскрывается единство «истинного» и «профаническом»: мирская жизнь, полная раВНОобразия, было лишь кратким моментом в потоке сознания героя, избравшего путь просветления. Таким образом, «Облачный сон девяти», в котором говорится о блестящих успехах и любовные приключения героя, можно рассматривать как текст о пути становления Будды.

В этом романе представлен иной тип героя, чем в «Скитаниях госпожи Са по югу». В последнем центральные персонажи являются воплощением добродетелей и благородства, которые даны им изначально, и писатель изображает не процесс становления образцового человека, а проявление в различных ситуациях ее «природных достоинств». Герои «Облачного сна девяти», наоборот, духовно меняются от начала к концу романа. Ступив в сферу сна, вчерашний монах и небожительницы збочують с истинного пути и отдаются страстям. Они одержимы жаждой карьеры, славы, стремятся к любовным наслаждениям, рвутся до высокого положения и материального благосостояния. Герои, таким образом, имеют цель и к ней прагнуть. их поведение активное и иногда недоброчесна. Но в конце оказывается, что их цель была иллюзорной, они пробуждаются от сна и выбирают путь просветления. Такая концепция личности сформировалась из представлений ченського буддизма о роли самого человека в поисках пути постижения истины: каждый открывает в себе Будду сам.

Кроме двух романов, сохранились стихи Ким Ман Чжуна языке ханмун (кореїзована форма китайского письменного языка веньянь) и биография матери («Жизнеописание госпожа Юн» - «Чонґйон пуин Юнссі хен-джан»), где писатель выразил свою любовь к ней и восхищение ее подвижнической жизнью. Биография была написана в ссылке осенью 1690 г. и включена в «Сборник Сопхо», куда вошли и его стихи. «Сборник Сопхо» («Сопхо джіп») была издана уже после смерти Ким Ман Чжуна в 1702 г.

В последние годы жизни Ким Ман Чжун написал сочинение в жанре супхіль (сборник коротких заметок) «Записано Сопхо по воле кисти». В нем Ким Ман Чжун рассуждает о литературе, корейскую и китайскую, о творчестве поэтов, цитирует поэтические строки и анализирует мастерство словоупотребления в стихотворных произведениях разных авторов. Однако больше всего К. М. Ч. беспокоят здесь світоглядницькі проблемы - буддизм и неоконфуцианство. Неоконфуціанець Чжусі и чаньський патриарх Хуэй-нэн - главные темы его размышлений. Писатель пишет о том, что сейчас пришло в голову, что попало ему на глаза: всплывают имена знакомых, с которыми когда-то встречался, и знаменитых людей прошлого - поэтов и философов Кореи и Китая, вспоминаются беседы с друзьями, строки стихов. «Записанное Сопхо по воле кисти» («Сопхо маніхіль») по мироощущению примыкает к роману «Облачный сон девяти». В нем отражены размышления писателя о назначении человека и его месте в мире, о человеческой природе с ее извечными страстями - вопросы, на которые Ким Ман Чжун дал окончательный ответ в романе «Облачный сон девяти».



По М. Шкітіною и О. Троцевичем