11 КЛАСС
АЛЕКСАНДР КУПРИН
ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ
В середине августа погода в Крыму испортилась, и жители пригородного курорта поспешно перебрались в города. Но в начале сентября снова потеплело, наступили тихие безоблачные дни. Княгиня Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства, не могла покинуть дачи, потому что в городской квартире шел ремонт. Теперь она очень радовалась чудесным теплым дням, тишине, уединению, ласковому соленому ветерку.
Сегодня был день ее именин. Она осталась одна в доме: муж и брат поехали в город по делам. К обеду муж обещал вернуться и привезти немногих ближайших знакомых. Это радовало Веру: приходилось экономить, чтобы удержаться от разорения, а прием на даче мог быть очень скромным. Теперь она ходила по саду и срезала цветы к обеденному столу.
На шоссе послышались знакомые звуки автомобильного рожка. Это приехала сестра княгини, Анна Николаевна Фрієссе. Сестры нежно любили друг друга и очень обрадовались встрече. Снаружи они были непохожими: Вера, высокая, с гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, большими прекрасными руками, пошла в мать, красавицу англичанку, а Анна унаследовала монгольские черты отца, хотя была тоже по-своему очаровательной. Она была замужем за очень богатым мужчиной и родила двух детей, мальчика и девочку. Княгиня Вера, которая не имела собственных детей, обожала племянников.
Сестры говорили о красоте моря, вспоминали родные места. Вдруг Анна спохватилась, что забыла вручить Вере подарок. Она достала из ручного мешочка маленькую записную книжку в изысканном старинном переплете - вещь очень дорогую и редкую.
Погуляв еще немного, сестры пошли в дом, чтобы подготовиться к приему гостей.
После пятой начали съезжаться приглашенные. Особенно порадовал Веру приезде Женни Рейтер, талантливой пианистки, подруга по Смольном института, и генерала Амосова, друга покойного отца, которого сестры ласково звали дедушкой. Храбрый воин, простой и искренний человек, Аносов был справедливым с подчиненными, уважал и берег солдат, ценил честных и порядочных людей. Он был так привязан к Веры и Анны, пытался видеться с ними как можно чаще. Своей семьи у Аносова не было.
Обед проходил оживленно. Рассказывали разные забавные истории, весело шутили друг с друга. Перед тем как вставать из-за стола, княгиня Вера перечислила гостей. их оказалось тринадцать, и марновірну княгиню это расстроило.
Вдруг ее с таинственным видом вызвала из гостиной горничная Даша. В маленьком кабинете княгини Даша положила на стол небольшой сверток и пояснила, что его принес посыльный. Вернуть подарок было некому: посыльный уже ушел, и Вера развернула сверток. В нем оказался небольшой ювелирный футляр красного плюша. Княгиня подняла крышечку и увидела втиснутый в черный бархат овальный золотой браслет, а внутри него - записку. Почерк показался ей знакомым, но она отложила записку в сторону, чтобы посмотреть на браслет.
Он был золотым, низкопробным... и с наружной стороны весь полностью покрыт небольшими, плохо отшлифованными бриллиантами. Зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов - каждый размером с горошину. Под огнем электрической лампочки в них загоралися густо-красные живые огни. «Как кровь»,- подумала с неожиданной тревогой Вера. Затем она развернула письмо и, прочитав первые строки, поняла, что автора она знает.
Поздравив княгиню с днем ее ангела, он писал, что не осмелился бы преподносить ей что-нибудь выбранное им лично, но в семье хранилась реликвия - серебряный браслет, украшенный гранатами. Камни с него точно перенесены на золотой браслет, который еще никто не носил. О зеленый камень автор письма рассказал, что это редкий сорт граната - зеленый. По старинному преданию, он способен наделять женщин, которые его носят, даром предвидения и отгонять от них тяжелые мысли...
Письмо заканчивалось так: «Умоляю Вас не гневаться на меня. Я краснею, когда вспоминаю мою дерзость семь лет назад, когда Вам, барышне, я осмеливался писать глупые и дикие письма и даже ожидать ответа на них. Теперь во мне осталось только благоговение, пожизненная глубокое уважение и рабская преданность. Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которых Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом касаетесь, прислуге, с которой Вы говорите. Я не имею даже зависти ни к людям, ни к вещам... Ваш до смерти и после смерти смиренный слуга Г. С Ж.».
Княгиня Вера решила показать письмо мужу, но сделать это после отъезда гостей. Гости, между тем, развлекались: играли в покер, разговаривали. Князь Василий Львович, муж Веры, показывал домашний юмористический альбом с собственными рисунками. Была там и рассказ об истории любви бедного телеграфиста к очаровательной блондинки Веры, приводились наивные, смешные записки влюбленного. Заканчивалась эта история смертью влюбленного телеграфиста, который завещал «передать Вере два телеграфных пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами».
Долгий осенний закат догорал, и гости начали разъезжаться. На террасе остались генерал Аносов, Вера и Анна. Генерал развлекал сестер рассказами про разные интересные эпизоды своей жизни. Сестры слушали его с восторгом. Особенно интересовали их захват генерала, они желали узнать, любил ли он когда-нибудь по-настоящему. «Видимо, не любил»,- ответил генерал. Он отправился навстречу своему экипажу. Сестры решили провести его. Прежде чем выйти, Вера попросила мужа прочитать полученного письма.
Во время прогулки продолжалась разговор о любви. Генерал говорил, что люди женятся по взаимной симпатии, имея в виду какие-то жизненные блага, и даже упоминание Веры о свой счастливый брак не убедила его в том, что этот брак основан на настоящей любви. «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»,- убедительно заявил старик. Он привел несколько примеров настоящей, большой любви и вдруг попросил Веру рассказать про влюбленного телеграфиста, с которого смеялся в своем альбоме князь Василий.
И она рассказала о безумца, который преследовал ее своей любовью. Это началось за два года до женитьбы. Он посылал ей письма, которые подписывал Г. С ЖЕ. Эти письма были курьезными и пошлыми, хотя довольно целомудренными. После того как Вера попросила (письменно!) не утруждать ее более своими виливаннями, телеграфист писать прекратил, посылая поздравления только на Пасху и на Новый год. Они никогда не встречались. Но вот сегодня... И княгиня рассказала генералу про полученную посылку и почти дословно пересказала письмо. Генерал задумался, а потом сказал: «Возможно, это просто ненормальный парень, маньяк, а может... твой жизненный путь, Віронько, пересекло именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Вскоре все попрощались и гости уехали.
Княгиня Вера вошла в дом с неприятным ощущением. Она услышала голоса мужа и брата Николая, который настаивал, что надо прекратить это бессмысленное ухаживание и вернуть браслет. И князь Василий, и Вера тоже считали, что браслет нужно отослать обратно. Мужчины решили, что следует узнать адрес и самим отвезти браслет хозяину. Вера почему-то пожалела несчастного, но ее брат Николай Николаевич был настроен очень решительно и агрессивно.
Василий Львович и Николай Николаевич отправились к незнакомцу. Поднялись запльованими лестнице, пахнущие мышами. На их стук отозвался слабый голос: «Войдите». Комната напоминала каюту пароплава. ее хозяин, высокий, худой юноша с длинными пушистыми волосами, пригласил гостей сесть. Узнав, кто его посетители, он совсем растерялся. Очень бледный, с голубыми глазами, с нежным девичьим лицом, Желтков (фамилия его гости уже знали) безропотно выслушал резкие нарекания Мы-когда Николаевича. Князь Шеин сидел молча, и Желтков обратился к нему, сказав, что уже семь лет любит Веру Николаевну и будет любить ее всегда и это чувство может оборвать лишь смерть. Он попросил у князя разрешения позвонить Вере Николаевне. Василий Львович согласился.
Желтков ушел, а Николай Николаевич начал упрекать шуринові на излишнюю, непозволительную мягкость, но князь с ним не согласился: «Я вижу его лицо, и я чувствую, что этот человек не способен обманывать... Неужели он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь?.. Мне очень жаль этого человека... и я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души...»
За десять минут Желтков вернулся. Глаза его были такими глубокими, более полными непролитими слезами. «Я готов,- сказал он,'- и завтра вы обо мне ничего не услышите. Я более умер для вас». Обращаясь только к Василия Львовича, Желтков пояснил, что растратил казенные деньги и ему надо бежать из этого города. он попросил разрешения написать последнее письмо Вере Николаевне. «Ладно, пишите»,- ответил Шеин. Желтков повторил, что больше о нем ничего не услышат, и добавил, что Вера Николаевна совсем не захотела с ним разговаривать.
Вечером Василий Львович рассказал Вере о свидании с Желтковим. Княгиня была обеспокоена. «Я знаю, что этот человек убьет себя»,- говорила она мужу.
Княгиня Вера никогда не читала газет. Но эту она случайно развернула и прочитала о самоубийстве чиновника контрольной палаты.
Вечером пришел почтальон. Княгиня узнала руку Желткова. Он писал: «Я не виноват. Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как великое счастье, любовь к Вам... Для меня вся жизнь состоит только из Вас... Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете... Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которым Богу было угодно за что-то меня вознаградить. Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата Николая Николаевича. Уходя, я с восторгом говорю: «Да святится имя твое».
Восемь лет назад я увидел Вас... и тогда же сказал себе: я люблю ее потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, ни зверя, ни растения, ни человека, которая была бы прекраснее и нежнее за Вас. У Вас как будто бы воплотилась вся красота земли...»
Далее Желтков писал, что за десять минут поедет, а сейчас сжигает самые дорогие реликвии, связанные с его любовью, и просил Веру Николаевну, если она его вспомнит, сыграть или приказать сыграть бетховенскую сонату D-dur № 2, op. 2.
Письмо заканчивалось так: «От глубины души благодарю вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Пусть Бог даст Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки.
Г. С Ж.».
С покрасневшими глазами княгиня Вера пришла к мужа. он понял ее и искренне сказал: «Вий любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим. Я не спускал с него глаз и видел каждое его движение, каждое изменение его лица... Для него не существовало жизни без тебя. Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и даже почти понял, что передо мною мертвый человек...»
Вера Николаевна сказала, что поедет в город, чтобы проститься с мертвым, и князь Василий согласился с ней. Она легко нашла квартиру Желткова, и квартирная хозяйка провела ее в комнату покойного. Перед тем как открыть дверь, Вера посидела на стуле в прихожей, а хозяйка рассказала про последние дни и часы своего любимого квартиранта. На вопрос княгини о браслет она ответила, что господин Ежи (Георгий) просил ее повесить этот браслет на икону Божьей матери.
Вера собралась с силами и открыла дверь в комнату Желткова. Он лежал на столе. «Глубокая уважительность была в его закрытых глазах, а губы улыбались блаженно и безмятежно». Княгиня достала из кармана большую красную розу, положила ее под шею покойного и поцеловала его в лоб долгим дружеским поцелуем. Когда она выходила, хозяйка квартиры вспомнила, что перед смертью пап Желтков просил, если придет посмотреть на него какая-нибудь дама, сказать ей, что у Бетховена самое лучшее произведение - «Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato».
Вера Николаевна вернулась домой поздно вечером. ее дожидалась пианистка Женни Рейтер. Взволнована всем увиденным и пережитым, Вера кинулась к ней, закричала: «Женни, милая... сыграй для меня что-нибудь!» - и сейчас же вышла из комнаты.
Она села в цветнике на скамейку. Вера не сомневалась в том, что услышит «Апасіонату». «Так оно и было. Она узнала с первых аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение. И душа ее как будто раздвоилась». Она думала о том, что мимо нее прошло исключительное, большая любовь,
о котором мечтает каждая женщина, и о том, почему Желтков просил ее слушать именно это сочинение: «Да святится имя твое». Музыка более говорила, что страдания, горе и смерть - ничто перед большой любовью.
Княгиня Вера плакала. «И в это время удивительная музыка... продолжала: «Успокойся, дорогая, успокойся... Ты про меня помнишь?.. Ведь ты моя единственная и последняя любовь. Подумай обо мне, и я буду с тобой... Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко». Женни Рейтер вышла из комнаты и увидела подругу, всю в слезах. Вера взволнованно произнесла: «Он меня простил теперь. Все хорошо».
|
|