|
КЕРУАК, Джек
(1922 - 1969)
КЕРУАК, Джек - творчество писателя
КЕРУАК, Джек (Кегоиас, Jack - 12.03.1922, Лоуэлл, Массачусетс - 21.10.1969, Сент-Петерсберг, Флорида) - американский писатель.
Один из духовных отцов «разбитого поколения» (the beat generation) в литературе США послевоенного периода, Керуак родился в семье владельца небольшой типографии в провинциальном городке Лоуэлл, где и прошли его детство и ранняя юность. Родители прибыли в США из Канады. Предки же писателя были выходцами из Франции. Воспитывался Керуак в католической вере, проучившись несколько лет в иезуитской школе. На нач. 40-х pp. Керуак занимался в Колумбийском колледже, где он старательно изучал В. Шекспира. Однако, не окончив курса в колледже, Керуак поступил на службу во флот. В юности Керуак часто менял места работы: он работал путевым обходчиком, сборщиком хлопка, спортивным обозревателем провинциальной газеты, пожарным, рабочим на стройках и т.д. 1946 p. Керуак начал писать свой первый роман автобиографического характера - «Городок и город» («The Town and the City»), который завершил через три года. В 1950 г. роман был напечатан и прошел почти незамеченным. Через год у Керуака уже был готов новый роман «На дороге» («On the Road»). Шесть лет было потрачено автором на то, чтобы убедить издателей напечатать его. И, наконец, когда в 1957 г. роман вышел, он вызвал сенсацию и вошел в список бестселлеров. С этого момента имя автора и идеи «разбитого поколения» стали широкоизвестными и в Америке, и за ее пределами. «Разбитое поколение», битники (термин принадлежит Керуаку), было выразителем духовного кризиса американской молодежи 50-х годов в условиях политической реакции, страха перед ядерным уничтожением, «холодной войны», «маккартизма». Поворот к более позднему «общества изобилия», который начался с тех пор, вызвал поначалу неприятие лишь у немногих представителей молодой интеллигенции, в основном - в художественной и литературной богемы, к которой и принадлежала большинство битников. Они выступали с протестом против конформистской направленности общественной и литературной жизни США того времени. В литературе идеи «разбитого поколения» наиболее полно представлены в творчестве А. Гінзберґа, Г. Корсо, Л. Ферлінґетті и др.
Как первый, так и последующие романы Керуака в значительной степени автобиографичны. По замыслу автора они составили развесистую сагу «Легенда о Дулуозів» («The Duluoz Legend»), материалом для создания которой стала история семьи Керуака, его близких и друзей.
«Городок и город» посвящен жизни американской семьи на протяжении двадцати с лихвой лет. Это роман не о битниках, а о том, как становятся бітниками, это - предыстория бітництва. «Городок и город» написан в достаточно традиционной реалистической манере. Он словно делится на две части: первая посвящена «городке», вторая - «городу». Подробная и непокваплива манера описания в первой части заметно отличается от второй. Сюжет романа довольно прост. В маленьком городке Гэллоуэй живет семья Мартинов. Отец семьи - Джордж Мартин, добрый и отзывчивый человек, весьма уважаемый в Гелловеї. Он - печатник, как и отец самого автора. Многочисленные дети Мартинов ходят в школу, постепенно подрастают. Однако на пятидесятом году жизни Джордж Мартин разоряется и выезжает на заработки в Нью-Йорк, вследствие чего семья Мартинов распадается. Вскоре начинается война, погибает один из сыновей. Сам Джордж Мартин умирает в полной нищете и одиночестве в своем маленьком доме в Бруклине. В центре внимания автора находятся судьбы молодых Мартинов: Джо, Лиз, Френсиса и Питера. Каждый из них по-своему устраивается не устраивается в жизни, но всех их постоянно преследует навязчивый и непостижимый мотив потерянности, закинутості и одиночества. Каждый из них на свой лад битник. К. проводит мысль, что все люди - «чужие сами по себе».
Роман «На дороге», без сомнения, является лучшим произведением Керуака. Именно он стал настоящим манифестом «разбитого поколения», наиболее полно воплотивший дух и философию бітництва. Роман написан от первого лица. Главный герой - Сол Пэрэдайз. Рассказ, по сути, строится вокруг Сола и его ближайшего друга Дина Мориарти. В романе дано описание образа жизни битников, их бесконечные поездки «автостопом» (голосуя) или же на специально похищенных для этой цели автомобилях по всей Америке, из одного конца страны в другой и обратно. их передвижения не имеют никакой определенной цели, им нужно движение ради самого движения, дорога как таковая. Тем самым они пытаются доказать старшему поколению, что жить нужно не ради денег, карьеры или положения в обществе, а ради «самой жизни», смысл которого многие из них видит в автомобильных гонитвах, джазовой музыке, «свободной любви». В этой поэтизации самоцільного движения Керуак показывает, как происходит постепенное самораскрытие героя «на дороге» в столкновениях и встречах с различными людьми и ситуациями, но это также и побег из устоявшегося, оседлого и цивилизованного мира в мир дороги, которая становится для героев дорогой откровения и духовного перерождения. Только на дороге приобретается, по Керуаку, высшая форма какого-то другого духовного существования, когда свобода и бегство тождественны. Главное - это бежать, бежать от цивилизации к природе, от ума - к воображению, от мудрости до безумия. Такого рода побег была названа Керуаку «большим путешествием». Она представлялась наилучшим способом отстраниться от всего обыденного и устоявшегося с тем, чтобы суметь заглянуть внутрь себя. Состояние наркотического опьянения также было названо бітниками «путешествием», точнее же - богомольем. Площадью до глубин своей души, скрытые от дневного света разума недра сознания, в определенный «четвертое измерение», непостижимое для земного «евклідівського» ума. Керуак ввел в подобную «культуру бегства от культуры» как ее органический элемент поэтику «открытие Нового Мира», волшебной страны, в которую входят, чтобы начать совсем другую жизнь и получить другую форму духовного существования. Для битников такой страной стала Мексика, впоследствии для хиппи это будут Индия и Непал, но связан с «путешествием» комплекс ощущений и образов останется по сути неизменным, таким, каким его запечатлел Керуак.
Через год, в 1958 p., появилось новое произведение - роман «Подземные люди» («The Subterraneans»). «Подземные» - это битники Сан-Франциско. Роман написан от первого лица, от имени писателя Лео Перепьет, также одного из «подземных». Образ Лео Перепьет - найавтобіографічніший образ Керуака. Рассказывая о Лео, Керуак, по сути, перечисляет факты своей биографии, не утруднюючись что-либо менять даже в деталях (например, то, что он живет вдвоем с матерью и держит в доме несколько кошек). Лео называет себя «несамовпевненою человеком и егоманіяком». Он - автор нескольких ненапечатанных книг, мечтает о славе, а тем временем работает на желеВНОй дороге, проводя каждый вечер в барах, среди битников - «подземных» Сан-Франциско. Сюжет сводится к истории любви Лео Перепьет к напівнегритянки-напівіндіанки Мардо Фокс. Мардо Фокс - трагический образ романа. «Первозданная естественность» в ней свободно сочетается с шизофренією. ее болезнь, ее приступы одновременно и притягивают, и отталкивают Лео. Все в ней вызывает у него попеременно то любовь, то ненависть. Роман посвящен кропотливому исследованию мгновенных состояний героя, которые сменяют друг друга. В «Подземных...» Керуак затронул также тему расовых предубеждений. Этот роман печальный и грустный, как и все другие романы К.; такими же потерянными и одинокими являются его герои.
В большинстве своих романов Керуак пользовался специально разработанным им «спонтанным методом». Главный принцип «спонтанного метода» заключается в том, чтобы записывать мысли в той последовательности, в которой они возникают в сознании, не внося никаких последующих изменений. Любая обработка текста считается украшением. Заботиться о стиль, композицию и тому подобные вещи - это значит лгать, искажая психологический и мыслительный процессы. Керуак терпеть не мог т.н. «мастерства» и «стандартной английской фразы». Керуак все это считал лживым и вымученным скучным прикиданням, торможением спонтанного мыслительного процесса. «Спонтанный метод», по мнению Керуака, способствует достижению максимальной психологической правдивости, что устраняет любую различие между жизнью и искусством. Керуак признает, что его книги написаны как подражание роману М.Пруста «В поисках утраченного времени». По его мнению, различие между методом Пруста и «спонтанным методом» заключается в том, что Пруст был поглощен воспоминаниями о прошлом, тогда как сам Керуак стремится дать отчет о настоящем. Следующие за «Подземными...» еще несколько романов и два сборника стихов с художественной точки зрения заметно слабее написанное к тому времени и является, фактически, вариациями на темы первых трех романов. Среди поэтических сборников наибольший успех пришелся на долю зб. «Блюзы Мехико»(«Mexico Citi Blues», 1959). Стихи сборника названы автором хорами, в них имеется попытка придать звучанию слова ритмико-мелодического рисунка джазовой импровизации.
Упадок творчества Керуака связан с сумраком всего бунта «разбитых». Как битник, Керуак сказал все, что мог сказать. Знаменательно, что в романе «Биг Сур» («Big Sur», 1962) Керуак показал героя, разочарованного в идеях бітництва. В своих последних произведениях Керуак с особой силой провозглашал тезис о том, что «разбитое поколение - это поколение любви».
Кроме вышеперечисленных, к «Легенде о Дулуозів» входят следующие романы: «Бродяги в поисках дхармы» («The Dh&rmsi Bums», 1958), «Доктор Сакс» («Doctor Sax», 1959), «Mnye Кэссиди» («Maggie Cassidy», 1959), «Видения Коди» («Visions of Cody», 1960), «Трістеса» («Tristessa», 1960), «Видения Жерара» («Visions of Gerard», 1963), «Ангелы печали» («Desolation Angels», 1965), «Сатори в Париже» («Satori in Paris», 1966), «Тщеславие Дулуоза» («Vanity of Duluoz», 1968) и др.
А. Мешков
|
|
|