|
КЕЛЛЕР, Готфрид
(1819 - 1890)
КЕЛЛЕР, Готфрид - творчество писателя
КЕЛЛЕР, Готфрид (Keller, Gotfried - 19.07.1819, Цюрих - 15.07.1890, там же) - швейцарский писатель.
Родился в семье токаря-республиканца. Рано потерял отца. Школу закончить не удалось, пришлось заняться самообразованием. У мальчика рано проявился талант художника, поэтому Келлер уехал учиться в Мюнхен, но, разочаровавшись в своих способностях живописца, вернулся в родные места.
В это время в Швейцарии произошли важные политические события, в которых Келлер принял активное участие. 1848 г. в стране была принята Конституция, провозгласившая единственной независимой союВНОй державой кантоны, где население говорило на немецком, французском и итальянском языках. В это же время состоялось личное знакомство Келлера с виднейшими политическими поэтами Германии XIX в. - Г. Гервегом и Ф. Фрейліґратом. Впоследствии Келлер, как активный участник революционных событий в Швейцарии в 1847 - 1848 гг., получил стипендию Цюрихского кантона для продолжения образования за рубежом. Келлер уехал в Германию. В Гейдельбергском университете он слушал знаменитые «Лекции о сущности религии» Л. Фейербаха. Завязалась его дружба с философом. Встречи с выдающимися людьми помогли Келлеру осознать свое призвание.
Он начал путь в литературе как поэт. Отрицая существование потустороннего мира, Келлер утверждает в своем творчестве земной мир, который необходимо изменить в лучшую сторону. Первый поэтический сборник Келлера «Стихи» («Gedichte», 1846) во многом характерна для середины 40-х годов: в стихах звучат призывы к народу объединиться во имя свободы и равенства.
Вершиной творчества Келлера стал роман «Зеленый Генрих» («Der grime Heinrich», первая ред. 1854 - 1855; 2-га - 1879-1880). Замысел создания романа датируется поздней осенью 1842 г., когда Келлер в возрасте двадцати трех лет вернулся домой, в Цюрих из Мюнхена после того, как потерпел неудачу как художник. Именно тогда ему пришло на мысль написать лирическую книгу по истории молодого художника, «с веселыми эпизодами и ужасным финалом, где все должно быть предано земле». Эти мысли писателя нашли свое выражение в первой редакции романа. Роман имел огромный успех. Но читателей ошарашил немотивированный финал; герой неожиданно умирает от сердечного приступа. Правда, знающие люди поговаривали, будто издатель романа был недоволен затянутыми сроками окончания книги, а поэтому автор был вынужден «обречь» своего Генриха на смерть.
Келлер тяжело переживал критические отзывы о несоответствие финала романа его жизнеутверждающем содержанию. Нужно было немало мужества и времени, чтобы найти в себе силы согласиться со слушністю общественной опінії об эстетической непоследовательность финальных страниц первой редакции «Зеленого Генриха «и взяться за основательную переработку романа. Когда была закончена вторая редакция «Зеленого Генриха», автор выкупил у своего бывшего редактора остальные тиража издания, чтобы сжечь его в печи. Ко второй редакции Келлер добавил немало новых эпизодов, некоторые забрал, смягчил «кладбищенский мотив» романа; повествование ведется теперь не от третьего, а от первого лица. Изменен финал. Вторая редакция «Зеленого Генриха «близка к классическому немецкого «романа воспитания» - «Вильгельма Мейстера» И.В. Гете. Оба романа ярко выражают духовную сущность своей эпохи, и в каждом из них речь идет о становлении личности, о поисках смысла жизни, его истинных ценностей, о назначении искусства и его роль в жизни народа. Тяжелый путь познания, сомнений и достижений преодолевает герой Келлера - Генрих Леє.
В романе Келлер развивает мысль о том, что в жизни не все зависит от общественной среды или системы, в которую включена отдельный человек. Ведь часто у одних и тех же обстоятельствах разные люди ведут себя по-раВНОму, при этом главное зависит от конкретной этической позиции каждого отдельного человека. Следовательно, человек должен помнить о личную моральную ответственность за состояние дел вокруг себя. Таким образом писатель переключает внимание читателей (и свою собственную) изображения с внешних конфликтов на внутренние, от решения которых тоже немало зависит. Оказывается, трудно бороться с внешними препятствиями, но еще труднее человеку бывает иногда бороться с собой, с собственными противоречиями и недостатками. Генрих Леє самостоятельно приходит к правильному этического выбора своего пути: он решает посвятить себя государственной службе на пользу общества.
Идейно-художественная близость романа Гете «Вильгельм Мейстер» и романа Келлера «Зеленый Генрих» давно замечена известными писателями XX в. Так, например, Г. Хух писала, что немецкая литература должна гордиться не только существованием «Вильгельма Мейстера» Гете или немецким романтизмом, но и тем, что она «все-таки имеет и такой роман», как «Зеленый Генрих».
Другой известный писатель XX в., Г. Гессе, который вырос под сильным литературным влиянием таланта Келлера, увидел в двух больших романах воспитания Гете и Келлера проявление «мира изящной бюргерской духовности в Германии». В своей статье о творчестве К. «Зельдвілла на западе» (1919), написанной к столетию со дня рождения Келлера, Гессе назвал автора «Вильгельма Мейстера» «духовным отцом» бюргерской культуры в Германии, а швейцарского писателя - «последнее цветом». В другой статье, «За чтением «Зеленого Генриха» (1907), Гессе приходит к выводу: «Секрет «Зеленого Генриха»... основывается на двух силах... Одна - это то, что я хотел бы назвать вечностью материала, а вторая сила - это язык».
На склоне жизни Келлер издал свой второй значительный роман «Мартин Заландер» («Martin Salander», 1886). В нем писатель сделал попытку социального анализа современной ему действительности и пришел к горькому выводу, что благородные идеи республиканизма, за воплощение которых в свое время горячо боролся молодой Келлер, постепенно превратились в Швейцарии в звонкие и пустые лозунги для тех, кто, прикрываясь ими, бесстыдно рвался к власти и личной наживы.
Герой романа Мартин Заландер, именем которого назван роман, жалуется на потери, сравнивает свое прошлое с настоящим положением, критически оценивает собственные недостатки и ошибки, которые, в конце концов, привели к тому, что он и сам был вынужден стать на путь предпринимательства, оставив предыдущее место школьного учителя. Сын Мартина Заландера, Арнольд, не желает брать, в отличие от своего отца, никакого участия в общественных делах, потому что он хорошо понимает преступную сущность современного общества и не хочет позволить пошить себя в дураки ли сделать ответственным за грехи влізливих предпринимателей. Хотя социальный анализ дается в художественном произведении достаточно поверхностно, но критический заряд романа достаточно основательный, что сближает Келлера с лучшими критическими реалистами европейского масштаба на рубеже веков.
Если бы Келлер написал только два упомянутые романы, то все равно его имя вошло бы в историю швейцарского реализма XIX ст. Но, кроме романов и стихов, Келлер писал еще и новеллы. Заслуженное признание у современников имели цикла его новелл «Люди из Зельдвіли», «Семь легенд», «Цюрихские новеллы», «Высказывание».
Сборник «Люди с Зельдвіли» («Die Leute von Seldwylla»), первая часть которой вышла в 1856 г., а вторая-в 1873-1874 гг., принадлежит к наиболее выдающихся немецкоязычных произведений в жанре новеллы XIX века. Двадцать лет работы над новеллами этого сборника позволили писателю охватить широкий круг общественных проблем. Хотя, конечно, авторский метод повествования менялся на протяжении этого времени: от поэтически-возвышенного принятия жизни до строгого изображения действительности в духе классического метода критического реализма 2-й пол. XIX ст., все-таки в «Людях с Зельдвілли» доминируют светлый стержень и добрый юмор.
Главный смысл новелл имеет педагогический характер. Автор пытается показать, как жизнь воспитывает каждого отдельного индивида, побуждая его сочетать личные интересы с общечеловеческими. Педагогический оптимизм Келлера перенял от Же. Ж. Руссо и Й.Ґ. Песталоцді. На первом плане находятся проблемы морального самовдоскона-ления личности. Мягкий юмор перерастает в сатиру, когда Келлер показывает людей, охваченных жаждой обогащения («Трое праведных гребенщиков» - «Die drei gerechten Kammacher»). Юмор отсутствует в новелле «Сельские Ромео и Юлия» («Romeo und Julia auf dem Dorfe»), где шекспировский сюжет выкладывается «на зельдвільський копыл».
Второй том сборника «Люди из Зельдвіли» начинается со слов автора о тех изменениях, которые произошли с жителями этих мест за десять лет: нынешние зельдвільці совсем не похожи на прежних, она стали предприимчивыми, меньше смеются, почти совсем отошли от политики и даже внешне ничем не отличаются от всех других людей. Новые условия жизни в Швейцарии морально опустошают людей, препятствуют выявлению истинной человечности.
В 1876 p. Келлер отказался от должности первого секретаря Цюрихского кантона, на которой находился с 1861 p., что мешало его писательской деятельности. После ухода от государственной службы начался новый плодотворный период в жизни и творчестве Келлера. Уже в 1878 г. вышел сборник «Цюрихские новеллы» («Zuricher Novellen»). Главную роль в новом цикле новелл играет рассказ «Знамя семи стойких» («Das Fahnlein der sieben Aufrechten»). Автор отстаивает в этой новелле право граждан бороться за свободу и справедливость. Ни одно правительство и ни одна армия не помогут, когда граждане не смогут защитить себя. «Семь устойчивых» - это группа испытанных друзей. Они видели гибель старой эпохи, родовые муки нового времени, поэтому решительно настроены против тех субъектов, которые накопили миллионы, а теперь решили, что пришло их время, и неудержимо рвутся к власти, которая поможет им приумножить собственное богатство. В рассказе звучит суровая критика в адрес политических авантюристов, способных морально искалечить характер целого народа.
В общем, «Цюрихские новеллы» воспринимаются как предупреждение и предостережение. В новеллах этого цикла судьба героев тесно связана с историей швейцарского народа. Келлер с гордостью рассказывает о политической борьбе за независимость Швейцарии. Все герои новелл - это в основном простые, ничем не примечательные люди со своими личными недостатками и достоинствами, но все они способны на героическое жизни в нужный момент и никому не позволят себя поработить.
В цикле «Семь легенд» («Sidxn Legenden», 1872) писатель отходит от современных сюжетов и создает стилизации вроде средневековых народных легенд. Рассказы этого цикла привлекают своей поэтической чистотой и ясностью, верой в плодотворность добра, благородство сердечных порывов людей. Келлер сумел оправдать земные страсти человека, ошляхетити их и предоставить им возвышенно-поэтического, почти божественного звучания.
Г. Гессе, вспоминая во время Первой мировой войны, кто бы из немецкоязычных писателей в те страшные годы смог претендовать на такое же доверие читателей, которым в свое время пользовался Келлер, не смог назвать ни одной фамилии.
И. Франко назвал Келлера «крупнейшим поэтом и повістярем, которого выдала Швейцария», перевел его новеллы «Мария и монахиня», «Легенда о танец», «Мереточка», ряд стихотворений. Творчеством Келлера увлекался В. Стефаник. Отдельные его произведения переведены также Д. Павлычко, О. Логвиненко, Есть. Горева, В. Василюк, Г. Северянка, Н. Андрианова и др.
Есть. Стеквашов
|
|
|