ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

КАЗАНОВА, Джованни Джакомо

(1725 - 1798)

КАЗАНОВА, Джованни Джакомо - творчество писателя

КАЗАНОВА, Джованни Джакомо (Casanova, Giovanni Giacomo - 02.04.1725, Венеция - 04.06.1798, замок Дукс, Богемия) - итальянский писатель и мемуарист.

Казанова родился в семье актеров в Венеции. Некоторое время изучал юриспруденцию, впоследствии намеревался стать священником, но через многочисленные любовные похождения его исключили из духовной семинарии, и он вынужден был наняться на службу к кардиналу скрипачом в капеллу. Свойственны его натуре авантюризм и безрассудство, желание получить признание и славу, побудили Казанову до многолетних, полных приключений и скандальную известность путешествий по странам Европы. Казанова посетил Париж, Дрезден, Прагу, Вену, в Лионе в 1750 г. вступил в масонский орден. Европейскую славу во время своих странствий Казанова получил прежде всего как чрезвычайно галантный «сердцеед» и непревзойденный соблазнитель женщин. Именно любовь (а точнее было бы сказать - «любовные утехи», по выражению самого Казановы) было наивысшим смыслом его жизни. В «донжуанський список» К. на протяжении 39 лет, полной любовных приключений жизни попали 122 женщины, представительницы самых разных социальных слоев тогдашнего общества: от обычных проституток до аристократок с громкими дворянскими титулами. Казанова одинаково любеВНО, с подчеркнутым вниманием и искренностью относился как к одним, так и к другим. «Я любил женщин до безумия, но всегда предпочитал свободе», - заметил Казанова.

1755 г. Казанова вернулся в Венецию, где, воспользовавшись случайным знакомством с сенатором Брагодіном, по приглашению последнего поселился в его доме, посвятив все свободное время изучению магии. Того же года по обвинению в богохульстве и колдовстве он был арестован и водворен в тюрьму Піомбі, откуда он 13 октября 1756 года (высчитав, как утверждают, наиболее благоприятную дату с помощью каббалистики) убежал и в начале следующего года уже появился в Париже. Побег из знаменитой тюрьмы, а также репутация мага и соблазнителя быстро сделали Казанову известным всей Европе, что открыло перед ним двери многих аристократических салонов французской столицы. Впрочем, сомнительные финансовые операции, постоянные обвинения в мошенничестве заставили Казанову в 1760 г. оставить Францию и под именем Шевалье де Сенгала отправиться в новые странствия. Казанова посетил Германию, Швейцарию (где встречался с Вольтером), Саввой, Флоренцию, Рим, некоторое время жил в Лондоне. В 1764 г. германский император Фридрих II предложил ему должность начальника кадетского корпуса, но Казанова отказался от этого предложения, вместо этого отправился на восток Европы, в Россию, где встречался с А. Суворовым и императрицей Екатериной II. В Варшаве Казанова инициировал дуэль с известным польским аристократом Браницким, которая наделала много огласки и заставила Казанову в очередной раз спасаться бегством. После нового вояжа по странам Западной Европы (Австрия, Германия, Франция, Испания, Италия) Казанова в 1775 г. получил разрешение вернуться в родную Венецию при условии согласия стать тайным агентом городской отдел инквизиторского трибунала. После очередной любовной шалости, которая закончилась задачей в 1782 г. образы известному местному дворянину Гримальди, Казанова вновь покинул Венецию и поселился в Чехии, в замке графа Вальдштейна, которого привлек к занятиям кабалистикой и магией. Последние тринадцать лет своей жизни Казанова провел в должности библиотекаря в замке Дукс, в Богемии. Там он и умер.

Казанова известен как автор достаточно значительного количества литературных произведений, среди которых выделяются исторический труд «История беспорядков в Польше» («Storia delle turbolenze della Polonia», 1774-1775), кантата для трех голосов «Счастье Триеста» («ha. felicita di Trieste», 1774), перевод в октавах «Илиады» (1775-78), фантастические романы «Эдуард и Елизавета, или Путешествие к центру Земли» (17Ю), «Іксамерон...»(«Icosameron...», 1788).

Самой значительной частью литературного наследия Казановы считают его воспоминания. К работе над воспоминаниями Казанова приступил в 1788 г., издав книгу «История моего бегства...» («Histoire de ma fuite des «Plombs de Venise»), которая стала их основой, что в рукописи называлась «Истории моей жизни» («Histoire de ma vie», 1791-1798), а в посмертном издании была названа «Мемуары» («Aus den Memoiren», первое издание в переводе с французского на немецкий - 1822-1828).

В «Мемуарах» перед читателем предстает представлена в идеализированном свете, стилизованная под жанр галантного романа история жизни Казановы - человека, который уверенно преодолевает все препятствия и неизменно выходит победителем из любых жизненных неурядиц. В то же время, «Мемуары» Казановы интересны не только тем, что в них содержится последовательное изложение биографии одного из величайших авантюристов Европы, а и тем, что читатель находит в них огромное количество ценных культурно-исторических фактов. Кроме того, в «Мемуарах» в более или менее развернутом виде очерчены портреты выдающихся представителей тогдашней общественно-политической жизни Европы.

После смерти Казанова рукопись его книги много раз перепродавался (его владельцы не решались, прежде всего, по цензурным соображениям, издать произведение), пока не попал к Ф.А. Брокгауза, основателя знаменитой книгоиздательской фирмы. Публикация «Мемуаров» в 1822-1828 гг. имела огромный успех у европейского читателя, не в последнюю очередь из-за того, что история Казановы оказалась в определенной степени созвучна легенде о Дон Жуане, довольно популярной в литературе романтизма. Романтическая легенда, в которую Казанова пытался превратить историю своей жизни, привлекала внимание многих художников. Кроме непосредственного влияния на значительное количество писателей (среди которых Стендаль, Г. Гейне, А. де Мюссе), Казанова стал предметом разговоров литературных персонажей (в «Пиковой даме» А. Пушкина, в «Дядюшкином сне» Ф. Достоевского и т.п.). Сам Казанова является героем повестей, романов и пьес: «Возвращение Казановы» (1918) А. Шницлера, «Приключения» и «Феникс» (1918-1919) М. Цветаевой, «Роман о Казанову» (1946) Р. Олдінґтона и др. Жизнь Казановы интерпретированное в целом ряде кинофильмов: «Казанова» (О. Волков, 1927), «Приключения Казановы» (Ж. Буайе, 1946), «К.» (Ф. Феллини, 1976) и др.



В. Назарец