|
КАВАЛЬКАНТИ, Гвидо
(1255 - 1300)
КАВАЛЬКАНТИ, Гвидо - творчество писателя
КАВАЛЬКАНТИ, Гвидо (Саvalkanti, Guido - 1255, Флоренция - 27.08.1300, там же) - итальянский поэт.
Родился во Флоренции, в период антагонистического противостояния партии ґвельфів (сторонников папы) и гибеллинов (сторонников германского императора), отец поэта Кавальканте Кавальканти был одним из вождей партии гвельфов. С целью примирения враждующих партий Кавальканти женился на Беатриче, дочери уже изгнанного из Флоренции вождя гибеллинов Фарінати дельи Уберті. Изгнание гибеллинами не принесло гражданского мира, гвельфы разделились на две партии: Черных и Белых; Кавальканти вместе с Данте принадлежал к последним. В период репрессий 1300 г. был изгнан из Флоренции, поселился в Сарадзені, вскоре тяжело заболел, был амнистирован и вернулся во Флоренцию, где вскоре умер.
Кавальканти принадлежал до самых эрудированных людей своего времени, отлично знал философские труды Платона и Аристотеля, уважал арабского философа Аверроэса (Ибн Рущца), который жил в XII в. и был весьма популярным в Италии среди вольнодумцев и еретиков. Семья Кавальканти была близка к ним, сам Гвидо отрицал бессмертие души.
Кавальканти принадлежал к школе поэтов «Сладостного нового стиля» (Dolce stil nuovo»), после смерти Гвидо Ґвініцеллі (1276) считался главарем этой школы, куда входили Чино да Пистойя и молодой Данте. Любовная лирика К. продолжает традицию провансальской куртуаВНОї поэзии, которая прославляет служение даме, но по теории «Сладкого нового стиля» прекрасной дамой может быть не обязательно жена феодала, само понятие благородства меняется и теряет свой сословный характер - настоящая благородство девушки в ее красоте и моральной силе. Любовь в лирике Кавальканти - созерцательное чувство, благоговение и благословение красоты, которая возвышает душу, как это, к примеру, видим в знаменитом сонете «О, кто она...»:
О, кто она, чтобы глаза удивлять,
Что будит в ясном воздухе трепетности?
Она ведет Любовь - и роняет грудь вздох,
Ибо все богатство слов здесь смолкает, небогатое.
Душа, как взгляды ее снести бы могла ты?
Любви воплощенной не могу составить дань я!
Так манит скромностью эта несравненная госпожа,
Что каждый должен был бы, кажется,
гнев поверить.
(Пер. М. Ореста)
В условных фигур в лирике Кавальканти принадлежит Амор (персонификация бога любви, который всегда изображен с колчаном стрел) и своеобразные «духи жизни» (spiriti, spiritelli), персонификация любовных помыслов и настроений, которые борются и переплетаются в душе поэта (сонет «Тончайший дух вторгается сквозь глаза...»- «Pergli occhi fere un spirito sottile...»). В сонете «Меня просит донна...»(«Donna me prega...»), который считается программным, поэт утверждает, что «Амор есть в той части человеческой сущности, где находится память», эта тема развивается в ряде баллад и сонетов Кавальканти, который нередко поэтизирует любовный воспоминание. Среди новаций поэта, что отличают его от школы «Сладостного нового стиля», - тема мрачного духа, который угнетает влюбленную душу, в лирике средневекового поэта появляется драматизм, стремление к реальному психологического изображения человеческой души. По мнению Ф. де Санктиса, Кавальканти - первый по времени итальянский поэт. Он был другом Данте Алигьери и оказал на него влияние. Данте посвятил ему два сонеты, вспомнил о нем в песне X «Ада», образ Кавальканти появляется в «Декамероне» Дж. Боккаччо (день VI новелла IX), в новеллах Ф. Саккетті (№69), впоследствии - в новеллистике А. Франса. Кавальканти вспоминал И. Франко в работе «Данте Алигьери. Характеристика средних веков...»
И. Полуяхтова
|
|
|