ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

КАВАФІС, Константинос

(1863 - 1933)

КАВАФІС, Константинос - творчество писателя

КАВАФІС, Константинос (29.04.1863, Александрия, Египет, - 29.04.1933, там же) - греческий поэт.

Творческая судьба Кавафиса довольно необычная: только после длительного непризнания, после непримиримых споров, ставили под сомнение саму поэтичность его стихов, начался период понимания и осознания этой личности.

Для нескольких литературных поколений в Греции феномен «Кавафіс» был тем своеобразным пробным камнем, который указывал на доминанты их художественного сознания. Такова судьба всех первопроходцев, которые опережают - в рамках страны или отечественной литературы - свое время.

Много факторов литературной биографии поэта обусловлены теми обстоятельствами, что его жизнь проходила вне Грецией. Кавафіс родился, жил и умер в Александрии. Это древний город - некогда центр эллинистического мира, а позже - один из главных центров раннего христианства - был разрушен во время османского завоевания Египта (XVI ст.) и от начала XIX в. переживало период экономического возрождения, в котором деятельное участие принимала греческая колония. Отец Кавафиса руководил крупной коммерческой фирмой и принадлежал к кругу местной аристократии. Его внезапная смерть в 1870 г. значительно ухудшила финансовое состояние семьи. В 1872 г. вдова и дети перебрались в Англию, где дядя будущего поэта руководил одним из филиалов фирмы. Семилетнее пребывание в Англии дало возможность Кавафісу в совершенстве изучить английский язык, одновременно в этот период он серьеВНО заинтересовался литературой, в частности Англии. Первые стихи Кавафіс писал на английском языке.

В 15-16 лет Кавафіс вернулся в Александрию, но в 1882 г. вместе с матерью переехал в Константинополь. Почти три года, что он провел здесь, сыграли значительную роль в привлечении его к проблемам греческого национальной жизни и культуры. В литературной панораме Греции, где романтизм затянулся на весь XIX в., господствовала т.н. «афинская школа». Для ее представителей были характерны мотивы разочарования, решительный уход от действительности, восхищение далеким прошлым. Влияние «афинской школы» на раннее творчество Кавафиса довольно значительный. Он прослеживается в холодной архаике языка, в умозрительности решения «игривых» любовных тем, в общем налете искусственности, которая сковывает порывы лирической непосредственности. В собственных стилевых открытий Кавафісу еще далеко, но под влиянием афинских романтиков в творчестве поэта появляются мотивы и темы, которые останутся с ним навсегда. Всепроникающий обман, надругательство над идеалом, врагам человеческого достоинства с тех пор будут олицетворять для Кавафиса неизлечимую дисгармонійність движения действительности. Наверное, самым существенным в ранних произведениях Кавафиса есть осознание «несправедливости», «пошлой пародии» песен о любви и радость, если земля - как «пуля, холодная, мрачная, коварная».

Возникновению и развитию в творчестве Кавафиса пессимистических настроений, кроме литературных влияний, безусловно, способствовали исторические условия - процесс колониального захвата Египта Англией, свидетелем которого был поэт. Александрия, куда он вернулся из Константинополя, еще хранила следы варварского бомбардировка английским флотом (1882 г.). Национально-освободительное движение Орабі-паши был подавлен, Египет оккупирован, в нем фактически установился английский колониальный режим. В страну проникали веяния империалистической эпохи, и Кавафіс замечал в эволюции общественной жизни победу беспринципного практицизма, мещанской пошлости, бездуховности,- все это навевало поэту глубокий пессимизм и пробуждало критицизм.

Кавафіс прилагал немало усилий, чтобы не выбиться из русла греческой поэзии, однако большую созвучность как на свой общественный опыт он находил в современной английской и французской литературах. Аналогичное кризисное мироощущение рубеже веков привело его к символическому інакомовлення, через которое он стремился выразить свое понимание сущности мира, его глубинной реальности, его духовного бытия.

Стихи «Ассоциации с Бодлером» (по сути, это вольный перепев бодлерівського сонета «Соответствия») и «Строители», которые ознаменовали новый этап в творчестве Кавафиса, написанные после пятилетнего перерыва, свидетельствовали о символістську ориентацию поэта. В «Строителях «Кавафіс впервые создал інакомовну обобщенность при воспроизведении современной общественной жизни, что станет главным признаком его зрелой художественной манеры. И пока что все последнее десятилетие XIX в. было для поэта путем мучительного поиска своей путеводной звезды, метанием от одного образца к другому, от школярских перепевов до собственных открытий.

Хотя количество публикаций Кавафиса росла (в этом можно увидеть признаки первого признания), и поэт все острее осознавал, что выразительные средства, которые он использует, не способны воплотить его замыслов. Вистражданість этого личного опыта ярко ощущается в стихотворении Кавафиса «Тімолаос-сиракузець» (1892). Хотя его герой - опытный и признанный художник, «самый первый музыкант в самом первом граде сицилийском», и слава и богатство его не утешают, причина его «незримой печали» - в ощущении «рокового бессилия» выразить ту музыку, которой «переполнена душа».

Атмосфера меланхолии в стихах Кавафиса сгущается. Грусть, мрачность, душевная подавленность лирического героя то прорываются с романтической порывистостью, то воплощаются в минорной тональности, в образах символической наполненности. Мотивы старости и смерти передают авторское ощущение несовершенства и быстротечности бытия («Следующее», 1892; «Четыре стены моей комнаты», 1893; «Свечи», 1893).

«Свечи» - первый из ранних стихов, от которого Кавафіс не отречется. В будущем «Свечи» станут хрестоматийными, и в представлении многих последующих поколений греков поэтический образ о скоротечности человеческой жизни будет ассоциироваться прежде всего с этим символом Кавафиса. Контраст между сдержанной объективностью начала и нарастающей субъективностью финала, эмоционально насыщенные повторы и горькие возгласы двух последних строк создают особую интонацию душевной исповеди.

Наряду со стихами, в которых горькое недовольство жизнью выражается безотносительно конкретных условий и обстоятельств (влияние поэтики символизма здесь особенно заметен), Кавафіс написал и ряд других произведений, где тема индивидуальной судьбы поставлена в контекст конфликта с окружением и одновременно социально мотивирована. В стихотворении «Тому, кто низко пал»(1894) антагонистические отношения личности и окружения является следствием обнищания лирического героя: он выбит из жизненной колеи, обречен на нищету и презрение. Необычная, даже для раннего Кавафиса, экспрессия свидетельствует о авторское сопереживание, отголоски личного боли, поражения личными неудачами (вынужденная служба в Управлении мелиорации, «измена» своему назначению). В стихотворении «Город» (1894) ту же тему - личность и окружение - он решает в новом ракурсе. Главный акцент К. делает на личной ответственности человека за свою судьбу. «Город» Кавафиса войдет в греческую поэзию как символ объективной реальной действительности, которая не позволяет человеку избежать ответа на важнейшие жизненные вопросы.

В стихах «Стены» (1896), «Добавление» (1897), «Окна» (1897) конфликт между личностью и окружением связан уже с условиями и возможностями общественной активности человека. Трагедия одиночества, невозможность активного вмешательства в жизнь, воспроизводимая поэтом, была бедой самого Кавафиса. Отлучение от общественной деятельности (и вынужденное, и в то же время добровольное) он переживает болезненно, но, несмотря на все, не принимает хищного, бездуховного уклада жизни, пессимистично смотрит на перспективы общественного развития.

С усилением в творчестве Кавафиса социальной темы (с тенденцией к типизации и объективизации изображения) связан постепенный отход поэта от романтических и символистских позиций. Двигаясь к реалистичности, Кавафіс признает идею символа как источник поэтической обраВНОсти, эффективного средства художественного обобщения реальности. Так возникают античные маски Кавафиса - стихи, в которых описание «древних дней» через вечные образы высвечивает современность.

В первых попытках использовать античное основание («Міміямби Герода», 1892; «Александрийский купец», 1893; «Ночная поездка Приама», 1893; «Недовольный зритель», 1893, и др.) шлифуется точность и меткость наблюдений, графичность изображения, оперирование эпической линией лирики, мастерство сюжетного развития в рамках миниатюры. В конце 90-х pp. от этих картин, воспроизводящих серию жизненных обстоятельств, Кавафіс все увереннее переходит к изображению ключевых жизненных проблем. Об этом свидетельствует, например, сопоставление тематически близких стихов «Радости жителей Таранто» (1897) и «Ожидая варваров» (1898): от эскиВНОй зарисовки в первой поэзии Кавафіс переходит к панорамной картины, исполненной глубокого символического смысла, - перед нами Город, символизирующий непременное разрушение мира. Характерно, что в стихотворении «Ожидая варваров» К. использует драматизированную, почти театрализованную форму, которую в будущем будет очень активно.

Начало 900-х лет - знаковая черта в творчестве Кавафиса. Поэт утверждается в своей творческой манере. Цель и средства получают желаемую прозрачность, и Кавафіс испытывает потребность пересмотреть созданное им, отбросить или переделать то, что не соответствует уровню его вкуса, философских и эстетических критериев. В декабре 1904 г. он отдал в типографию сборник «Стихи», которую можно считать следствием проведенного отбора.

За год до этого, в ноябре 1903 г., на страницах афинского журнала «Панафінеа» появилась статья известного прозаика, драматурга и критика Г. Ксенопулоса «Один поэт» - историческая, по определению греческого критики, статья, открыла Кавафиса для греческих читателей, заложила основы истинного понимания его поэзии. Знаменательно, что в этой статье реалист Ксенопулос специально выделяет черты, которые отличают Кавафиса от «громкой» романтической поэзии, которая все еще царила в греческой литературе: объективность, искусство социальной типизации. Особую философскую и социальную глубину Ксенопулос обнаружил в стихотворении «Фермопилы» (1901). Символ ратного подвига - Фермопилы - Кавафіс выстроил «в буднях жизни», и программу преданности Фермопилам он выразил в подчеркнуто заземленном, абсолютно не героическом контексте. Герои стихотворения сами строят свои Фермопилы, автор акцентирует внимание на добровольном и целенаправленном характере их решение, которое означает осознанный выбор в жизни. Эта поэзия воплощает жизненное и творческое кредо Кавафиса.

В стихотворении «Сатрапии» (1905) - словно доказывая от противного - поэт утверждает символ Фермопил в жизни творческой личности. Его герой, не выдержав напора житейских трудностей, отступает от своего назначения, отказывается от творчества ради иллюзорного богатства и славы и приходит к неминуемому поражению. Сюжетное оформление придает поэзии ощутимого колорита жизненности, а историческая ссылка переводит частичный случай в ранг символического, типичного.

Поражение в борьбе за то, чтобы «сделать жизнь такой, как хочешь» - одна из любимых тем Кавафиса. Ей посвящен классический стих «Покидает Дионис Антония» (1910), где поэт призывает героя расстаться с жизнью достойно - «без жалоб и мелочных обид», не потеряв напрасно драгоценных последних минут, когда еще можно «наслаждаться каждым звуком» «волшебной мелодии». В «Итаке»(1910) К. подал свою концептуальную тему более развернуто: радость познания является смыслом существования; тот, кто постиг эту истину, не ждет от конечной цели, от своей Итаки, никаких других даров.

В 1910 г. Кавафіс совершил новое, расширенное издание своих стихов и в следующие два года еще более придирчиво просмотрел все написанное, после чего в каталоге его произведений осталась лишь половина названий. Это время - стадия творческой зрелости поэта, осознание своих возможностей и задач.

Еще до конца первого десятилетия XX в. Кавафіс находил свои сюжеты в самых разных исторических эпохах, но с 1910 г., начиная со стиха «Покидает Дионис Антония», он вернулся к эпохе эллинизма. Кавафіс чувствовал в этом материале много аналогий с современностью и писал произведения, которые в совокупности являются своеобразным романом-эпопеей. Его миниатюры, словно части и главы романа, освещающих эпоху в развитии, через конкретные человеческие судьбы, связанные между собой. Описывая тот или иной фрагмент исторического времени, Кавафіс рассматривает его с разных сторон, выводя на передний план то массовые сцены («Александрийские цари»), то индивидуальные портреты («Цезарион»). В стихах «Битва у Магнезии», «Антиох Єпіфану», «Деметрий Сотер», «Недовольство Селевкіда», «Ороферн», «Любимец Александра Вала» Кавафіс воссоздает эпоху, предшествующую эпоху.

В зрелом творчестве поэт отходит от романтического изображения выдающихся исторических личностей; его привлекают фигуры незаметны, периферийные - именно в них поэт воплощает модели массового сознания, типичные характеры эпохи.

Исследователи творчества Кавафиса отмечают, что поздние стихи поэта отличаются глобальным, всемирным видением, обобщениями общечеловеческого значения. Действительно, художественная система Кавафиса получает в них логическую завершенность, концепция исторического процесса - афористичную оформленность.

В последний период творчества Кавафіс обращается к изображению пізньоримської эпохи - времени острых столкновений христианства и язычества (стихи, посвященные Юлиану Отступнике).

Критика отмечает такие характерные черты творчества Кавафиса: «употребление» в атмосферу далеких эпох, епіко-драматический состав его творческого мышления, выбор короткой формы, широких обобщений, раВНОобразных смысловых проекций, динамизм интеллектуального первоистока.

Произведения Кавафиса переведены на многие языки мира. Отдельные стихи Кавафиса украинском языке переложили Г. Кочур, В. Пономарев и др.



По С. Ильинской