|
КАВАБАТА ЯСУНАРИ
(1899 - 1972)
КАВАБАТА ЯСУНАРИ - творчество писателя
КАВАБАТА ЯСУНАРИ (11.06.1899, Осака - 16.04. 1972, Токио) - японский писатель, лауреат Нобелевской премии 1968 г.
Кабаята Ясунари родился в семье врача, человека высокообразованного, залюбленої в литературу и искусство. Родителей Кабаята Ясунари потерял рано и воспитывался у родственников, познав горький хлеб сиротства. Учась в 1910-1917 гг. в начальной и средней школах г. Осака, Кабаята Ясунари заинтересовался живописью и литературой, много читал, отдавая предпочтение А. Стріндбергу, а из японских писателей - Акутагаві Рюноскэ и Миямото Юрико. В 1917-1920 pp., во время обучения в первом колледже Токио, Кабаята Ясунари ознакомился с русской литературой, особенно вирізнивши для себя Л. Толстого и А. Чехова.
С 1920 по 1924 гг. Кабаята Ясунари учился в Токийском университете на отделении английского, а впоследствии японской литератур. Тема его дипломной работы - «Краткая история японского романа».
1924 г. Кабаята Ясунари вместе с писателями - «неосенсуалістами», к которым принадлежал и Йокоміцу Ріїті, автор программного выступления «О неосенсуалізм» (эстетическая концепция «неосенсуалістів» в значительной мере опиралась на литературную теорию западных модернистов), основал журнал «Литературная эпоха» («Бунґей Дзідай»), вел в нем активную литературно-критическую деятельность, начало которой было положено еще в студенческие годы сотрудничеством в журнале «Дзидзи Симпо».
С тех пор Кабаята Ясунари в разные периоды своей жизни принимал участие в организации новых литературных журналов, был членом их редакционных коллегий; до 1939 г. регулярно публиковал рецензии и обзоры в ведущем литературном журнале «Бунґей Сюндзю»; входил в состав жюри различных литературных конкурсов и премий.
Захват Кабаята Ясунари неосенсуалізмом оказалось недолговременным. Начатое им под явным влиянием «Улисса» Дж. Рассказы Джойса «Кристаллическая фантазия» (1930) так и осталось незавершенным.
Первым значительным произведением Кабаята Ясунари, который привлек внимание критики и читателей, была новелла «Танцовщица из Идзу» («Идзу-но одорик», 1925), экранизированная 1935 г. кинорежиссером Госьо. Переживания влюбленного юноши стали темой лирической новеллы К. Я. Писатель психологически тонко раскрывает хрупкую красоту поэтического чувства. Постоянным источником творческого вдохновения Кабаята Ясунари, по его собственному признанию, служила «Повесть о Гэндзи» - выдающаяся достопримечательность средневековой японской литературы. Писателя привлекают шедевры национальной классической хейянської эпохи (IX-XII вв.), что утверждают принципы развития свободной личности, общую гармонию.
Начиная с «Танцовщица из Идзу», проявляется посутня грань таланта Кабаята Ясунари: раскрывать общечеловеческие, «устойчивые стоимости», опираясь в своих художественных поисках на эстетику и национальную самобытность классической, народной японской литературы.
Повесть «Страна снегов» («Юкіґуні», 1934 - 1937) признана литературными кругами самым заметным явлением лирической прозы, наиболее полно выявила систему художественного мышления Кабаята Ясунари. По обраВНОму выражению М. Федоренко, «он как будто приглашает нас открыть раковину впечатление - и в ней сразу же заблисне жемчужина истины». Книга состоит из отдельных лирических рассказов, объединенных общей тематикой: безответная человеческую любовь, красота природы северного края Японии - страны снегов.
В послевоенные годы, оставаясь верным своей бывшей творческой манере, К. Я. написал ряд произведений, наиболее значительные из которых: повесть «Тысяча журавлей» (1951), роман «Стон горы» («Яма-но ото», 1953).
В центре «Тысячи журавлей» - судьбы юноши Кикудзи и красавицы Юкико. Описание чайного церемониала - «тядо» - древнего обычая японцев, что приравнивается к высокому искусству, это и повествовательное фон произведения, и его идея. «Встреча за чаем - встреча чувств», - пишет Кабаята Ясунари.
Стремясь к объемности психологической характеристики героев, художник выявляет их эстетическую причастность к чайного обряда. В дисгармонии с ним бездуховность, отсутствие женственности, эмоциональная глухость Тикао - одиоВНОго персонажа повести. Прекрасная, женственная, грациозная Юкико, которая направляется к храму. Белоснежный журавль на ее розовом фуросікі - яркая художественная деталь, что свидетельствует, как пишут критики, об авторском «возвеличивание» национальной традиции. Журавль, что в японской символике олицетворяет надежду, благополучие, в повести Кабаята Ясунари предсказывает счастливое будущее героини.
В романе «Стон горы» Кабаята Ясунари на широком фоне послевоенного быта исследует внутренний мир, психологию своих героев: старого Синго, служащего одной из токийских фирм, и членов его семьи. Пристальное внимание автора к сложных переплетений человеческих взаимоотношений, до драматических событий прошлого и настоящего убеждает, что главным в произведении является не столько сюжет, сколько общечеловеческая тема. Эстетической ее основой становится взаимосвязь Человека, его поведение с законами бытия и природы, все больше осознается Кабаята Ясунари. Введением образа горы («...сад дома Синго был естественным продолжением горы...»), стоны которой иногда слышался главному герою, автор подчеркивает неразрывность, одухотворенность. Примечательно, что этой же мыслью пронизаны и новеллы Кабаята Ясунари, написанные в разные годы его творчества.
1950 г. Кабаята Ясунари вместе с членами ПЕН-клуба, председателем которого он был с 1946 p., совершил поездки в Хиросиму и Нагасаки, места атомных бомбардировок. О своем желании «вечного мира на земле» он расскажет в новеллах «Заплатка», «Кораблики», «Камелия».
Произведения Кабаята Ясунари отличаются усложненностью подтекста, эффектом недосказанности, неожиданности. Критика видит в этом влияние на его художественный опыт эстетики дзэн, «основанной на внутреннем созерцании». Однако в исследовании психологии человека, его отношений с миром, природой Кабаята Ясунари всегда ориентировался на связь с той действительностью, которую он хотел понять.
1968 p. Кабаята Ясунари была присуждена Нобелевскую премию за «писательское мастерство, которое с большим чувством выражает суть японского образа мышления».
Напряженную работу над новым романом в последние годы жизни Кабаята Ясунари не удалось завершить. Писатель тяжело болел, заохотився к наркотикам. Будучи в состоянии тяжелой депрессии после смерти своего ученика и друга Юкио Мисимы, 16 апреля 1972 г. он наложил на себя руки в уединенном курортном городке Дзуси, что на окраине Токио, отравившись газом.
Произведения этого художника, отразили национальное японское представление о мире, человеке, красоту, обеспечили ему славу при жизни и бессмертие после смерти.
В Украине отдельные произведения Кабаята Ясунари перевели И. Дзюб, М. Федоришин.
Л. Кибальчич
|
|
|