|
КАТУЛЛ, Гай Валерий
(87 или 84 до н. э. - ок. 54 до н.э.)
КАТУЛЛ, Гай Валерий - творчество писателя
КАТУЛЛ, Гай Валерий (Catullus, Gaius Valerius - 87 или 84 до н. э., Верона - ок. 54 до н.э., Рим) - римский поэт, лирик-неотерик.
«Поэты-неотерики», или «новые поэты», как насмешливо называл их Цицерон, образовали кружок римских поэтов середины i в. до н.э., куда входили представители молодой аристократии. Они культивировали преимущественно малые литературные формы (эпиграмму, элегию, епілій), сознательно противопоставив их эпосу и драме. Образцом для поэтов-неотериків служила греческая поэзия, главным образом александрийская поэзия из круга Каллімаха. Стихи неотериків отличались «ученостью» и совершенством формы. Значение неотериків заключается в том, что они первыми из римлян утвердили подход к литературе как к искусству, нашли поэтическую форму для выражения интимных переживаний и установили высокие критерии в поэзии.
Катулл родился в состоятельной семье. Его отец был тесно связан с аристократами Рима, дружил с Цицероном. Он хотел дать своему сыну хорошее образование, поэтому отослал его из Вероны учиться в Рим. В столице юноша сошелся с кружком поэтов-неотериків. Умер Катулл совсем молодым, в возрасте тридцати лет.
Его творчество насчитывает 116 стихотворений. Половину из них составляют стихи матерные, вторая половина - это стихи о любви и дружбе, ученая поэзия и различные размышления на личные темы. В стихах, посвященных Лесбії (псевдоним возлюбленной Катулла - Клодии), раскрыта история любви римского юноши. Здесь впервые в римской литературе прослежены все этапы любви человека, счастливого и горького. Сначала идут радостные дни первого свидания, потом неуверенные подозрения в неверности, ревность, ссора, временное примирение и окончательный разрыв с возлюбленной. В стихах Катулла живет поэзия духовных взлетов и падений человека. Всего два глагола определяют суть его любви - «жить» и «любить».
Но, описывая общечеловеческое чувство, Катулл предстает не как стихийный поэт, а как человек, который тщательно проверяет свои чувства разумом. И там, где вот-вот может появиться непристойность, поэт ловко прячет ее за своей кажущейся ученостью. Даже в скорби через разлуку с любимым поэт понимает, что он не в состоянии окончательно разлюбить Лесбію. И хотя он неспособен уважать ее, как раньше, какой безупречной не была бы ее красота, К. молит богов, чтобы Лесбія снова полюбила его, хотя прекрасно понимает, что это невозможно. Любовь поэта явно выше любви вожделенной им подруги. Полны страсти и выразительности, стихи К. о красивой, но глупой замужнюю сестру народного трибуна Клодия, были, конечно, новым явлением для римской литературы того времени.
Значительное место в поэзии Катулли занимают также стихи о дружбе. Дружба чрезвычайно высоко ценилась среди римских добродетелей как основа нравственности. Катулл восхваляет своих друзей и их поступки. Поэт не может жить изолированно, но радость общения он не видит в деятельности на пользу общества и государства, как это прививалось гражданам римского общества, а в близком общении с друзьями во время досуга, что придавало самой дружбе не общественный, а сугубо личного характера. Во время личных встреч возникают новые моральные ценности для римлян - «вселюдськість», «столичність». Друг должен всегда быть надежным единомышленником, способным утешить в личном горе.
Среди таких друзей можно не стесняясь раскрыть свою душу, свободно поделиться интимными подробностями, не опасаясь, что тебя могут неправильно понять и осудить. Вот почему лирический герой Катулли постоянно просит своих друзей подробно рассказывать ему об их интимной жизни.
Представление о дружбе в лирике Катулла во многом самобытное, но в то же время оно связано с литературными традициями Цицерона, Плавта и Теренция. Катулл, строя свой идеал дружбы по модели, предложенной Цицероном, переориентировало человека с общественного на индивидуальное, с государственного на личное и интимное, через это понятие дружбы у Катулла в корне изменилось за внутренним содержанием, сохраняя общий ціцеронівський идеал дружбы, и приобрело черты творческой самостоятельности и самобытности.
Злободневные тревоги поэта нашли свое яркое воплощение в неприглядных ямбах, направленных против Цезаря и его сторонников, в частности против бездарного офицера Мамурри. Цезарь сам признавался, что в стихах Катулла о Мамурру поэт «обозначил его пожизненным клеймом». Когда Цезарь предложил поэту примириться, Катулл с присущей ему откровенностью ответил: «Менее всего, а Цезарю, стремлюсь к тебе я к сердцу припасть».
Однако назвать личные инвективы Катулли против Цезаря и Мамурри политическими стихами трудно, поскольку политическая тема у них все-таки находится на второстепенном месте: ведь Катулл как поэт-неотерик был далеким от вмешательства в государственное и политическую жизнь Древнего Рима. Но как человек Катулл конечно, не мог согласиться с тем, что протекции пользуются бездари и ничтожества вроде Мамурри. Катулл ясно видит, что покровители и их сторонники одинаковые: «Мамурра и Цезарь - мерзавцы, друг друга стоят, с одними девками гуляют», «Мамурра - мот и развратник, а Цезарь и Помпей ему потакают». И все-таки не Цезарь и Помпей - главные виновники его критики; аморальный любовник, «кот Мамурра» - главный герой матерных стихов. Карьерист Мамурра из города Формій так разбогател, что одним из первых в Риме облицевал свой дом мрамором и украшен мраморными колоннами. И Катулл, конечно, глубоко возмущало то обстоятельство, что плут Мамурра тоже «лез на Парнас». Матерные стихи Катулла отличаются набором разъяренных и нередко грубых высказываний, не всегда оправданных, но всегда страстных и глубоко личных, как и вся поэзия самого Катулла.
Вред, острота и непримиримость полемического напора неразрывно связаны в произведениях Катулла с художественной формой эллинистического искусства. Лирические стихи и ямбы Катулла небольшие по объему. Более пространные его стихи в жанре епілію (епілій - «небольшая поэма»). Это т. наз. «эллинистические стихи», подражания александрийских поэтов - небольшой эпос в честь свадьбы Пелея и Фетиды, а также епілій «Коса Береники», который является переводом стихотворения Каллімаха из сборника «Причины».
В этих произведениях поэт в полной мере ощутил себя поэтом-неотериком и активно использовал приемы александрийской поэзии - ученые сравнения, географические названия, необычный ритм и размеры стихов (галіямби), возведение сюжетного центра в конец стиха и т.д. Ориентация поэта на сложные александрийские формы не выглядит искусственной в поэзии К.
В античные времена Катулл был очень популярен. В Средние века его поэзия сохранилась на его родине, в Вероне. В эпоху Возрождения Катулла ценил Ф. Петрарка. На стихи Л. в значительной степени ориентировались поэты французской «Плеяды». В Германии поэзия Катулла имела определенное влияние на Ґ.Е. Лессінґа и прозу Е. Мерике. Значительного влияния Катулла претерпел поэт польского Возрождения Ян Кохановский.
Произведения Катулли были популярны в Украине в XVI - XVIII вв., их цитировали авторы древних украинских поетик. Одним из самых внимательных читателей и ценителей поэзии К. был Ф. Прокопович. Перепевы отдельных стихов Катулли осуществил Т. Франко. Ряд стихотворений Катулли перевели М. Зеров, Ю. Кузьма, М. Борецкий, А. Содомора и др.
Есть. Стеквашов
|
|
|