ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

КАСТАНЕДА, Карлос

(1925 - 1998)

КАСТАНЕДА, Карлос - творчество писателя

КАСТАНЕДА, Карлос (Castaneda, Carlos - 25.12.1925, м. Кахамарка, Перу - 27.04. 1998, Вествуд, Калифорния) - американский писатель-мистик.

Кастанеда - автор 11-томной хроники ученичества у индейского шамана дона Хуана, которая была издана миллионными тиражами и стала всемирным бестселлером. Произведения Кастанеда трудно согласовать с каким-то определенным жанром - они являются синтезом, поскольку находятся

на грани литературы, философии, мистики, этнографии и психологии. Введены в его книгах поэтико-эзотерические понятия образуют стройную и викінчену теорию, известную как «учение дона Хуана», ее толкованием занимаются многочисленные поклонники и последователи Кастанеда. Некоторые понятия, например, «точка сборки», «место силы» и др., перешли из его книг в современную лексику и жизнь, отразив моду на раВНОобразные эзотерические и экзотерическими учения и практики.

Кастанеда родился в перуанском городке Кахамарка в семье часовщика и ювелира, выходца из Италии. Его отец был владельцем лавки и занимался изготовлением ювелирных украшений. В отцовской мастерской сын получил первый опыт художественной практики - работал с бронзой и золотом. В привычных впечатлений периода жизни в Кахамарці принадлежали и курандерос - местные шаманы и знахари, влияние которых на творчество Кастанеда впоследствии стал очевидным.

В 1935 г. семья перебралась в Лиму - город искусств, памятников и музеев перуанского искусства, который берет начало от культуры инков. Здесь Кастанеда закончил Национальный колледж и в 1948 г. поступил в Национальную школу искусств. Вел образ жизни типичного представителя богемы - общался с художниками, писателями, денди, посещал выставки и литературные вечера.

В студенческие годы в Лиме воспылал желанием продолжать обучение и карьеру профессионального художника в США. Его вдохновлял пример дяди - одного из самых известных людей Южной Америки - Освальдо Аранха, посла Бразилии в США и председателя Генеральной Ассамблеи ООН. После его возвращения в Бразилию К. окончательно решил отправиться открывать «свою Америку». У1951 г. он переехал в США - сначала в Сан-Франциско, а затем в Лос-Анджелес. Странствовал по тихоокеанскому побережью, пытаясь заработать на дальнейшее обучение. В 1955 г. Кастанеда записался в Лос-Анджелесский общественный колледж (ЛАСК), где, кроме основных дисциплин, посещал лекции по журналистике и семинары по литературному мастерству. Чтобы заплатить за обучение и жилье, работал, где приходилось. Продолжал писать картины, занимался скульптурой.

У1956 г. Кастанеда познакомился с Маргарет Раньян, будущей женой, которая, как и вся «тихоокеанская» интеллектуальная молодежь, увлекалась псіфакторами, экстрасенсорикой, раВНОобразными мистическими учениями и т.д. Большое впечатление на Кастанеда произвела книга англичанина А. Хаксли «Врата познания» - о влиянии галлюциногенов на человеческое сознание. Эту тему он развил в своей курсовой работе. В 1959 г. K. окончил колледж, получив диплом Ассоциации Искусств в области психологии, а в следующем году поступил в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, и его специализация изменилась - теперь это была антропология. Профессор К. Мейган, куратор Кастанеда по антропологии, поощрял сбор интервью у представителей народностей, которых изучали. Налаживанию контактов с индейцами способствовало знание испанского языка, латиноамериканская внешность и знакомство с образом жизни шаманов в Кахамарці. Тема его полевых интервью - использование растений, содержащих галлюциногены, в индейских ритуалах. В результате этих исследований появилась книга «Учение дона Хуана: путь знания индейцев яки» (1968). Она сразу стала бестселлером - в течение первых двух лет было продано 300 тыс. экз.

В первой книге Кастанеда говорится о том, как однажды, еще студентом, Кастанеда встретился с дон Хуаном - старым индейцем - брухо, то есть магом, целителем и мастером древнего ритуала, который предложил ему «практически» познакомиться с магической реальностью, без чего невозможно понять суть их ритуалов. Студент-антрополог соглашается и подробно описывает все, что с ним происходило. Он рассказывает о «мітоти» - церемонии употребления пейоту и грибов, во время которых у участников появлялась способность взаимодействовать с магической реальностью, полной каких-то дружественных или враждебных сил. Дон Хуан предложил Кастанеде стать его учеником - он называет это: ступить на путь «человека знания», то есть отказаться от предвзятости, открыться новому знанию мира, отбросив все предыдущие наставления. Становление «человека знания», за доном Хуаном, включает процесс очищения от личного жизненного опыта. Смысл этого требования - в обретении иного понимания себя, другого мироощущения, в переосмыслении и отчасти отторжении предыдущей жизни. Читатель знакомится с понятиями учения дона Хуана - «человек знания», «сила», «место силы», «предметы силы», «сообщник» и т. д. Указаны и четыре опасности на пути человека знания - страх, ясность, сила и старость.

Первая книга Кастанеда имела удивительный успех. Споры относительно ее жанра не утихают: одни считают уникальным эзотерическим учебником, другие - не менее уникальной литературно-философской мистификацией, третьи - сюрреалистической аллегорией и т. д. Для самого автора ее издание, кроме всего прочего, помогло улучшить финансовое состояние и, наконец, получить возможность сдать экзамены на звание магистра. В это время он увлекся философией, посещал лекции по феноменологии.

Вторая книга «Отдельная реальность: продолжение бесед с доном Хуаном» (1971) также имеет характер художественно-документального отчета о встрече с индейским брухо. Появляются новые персонажи - коллега дона Хуана дон Хенаро. Он відучає Кастанеда от пристрастия к западной логики и рационализма, демонстрируя нарушение арістотелевих законов пространства и времени, а также продолжает знакомить с системой шаманских взглядов на мир, с понятиями «воина» и «охотника», что живут одновременно в двух мирах, с понятием «видение», то есть способности чувствовать за реальными событиями этого мира Великое Ничто, по правилу «контролируемой глупости» - принципа жизни в мире людей. Третья книга Кастанеда «Путешествие в Ікстлан» (1972) содержит более систематизированное изложение основных принципов учения дона Хуана. В последних трех разделах - материал про третью стадию ученичества, которая началась в мае 1971 г. Кастанеда понимает, что тот, кто вступил на путь воина - путь с сердцем», уже никогда не сможет вернуться обратно. Дон Хуан продолжает открывать аспекты этого пути - искусство быть недостижимым, принцип стирания личной истории, выстраивание отношений со своим «сообщником» и борьба с ним, концепцию смерти как советчика, необходимость отвечать за свои поступки и т. д. За эту книгу в 1973 p. Кастанеда получил звание доктора философии по антропологии.

В основе четвертой книги «Сказки о силе» (1974) - данные о завершающую стадию ученичества в 1971-1972 гг. Кастанеда готовят к обряду инициации. В пустыне дон Хуан открывает ему свои тайны и дает подробные объяснения о стратегии мага. На этом этапе ученичества Кастанеда чувствует, что его собственное сознание раскалывается. Он убеждается, что привычная картина мира (или тональ) - лишь крохотный островок в бесконечном, непознаваемом мире волшебства - т. н. нагвалі. Тональ и нагваль - центральные понятия учения дона Хуана: тональ - мир данный, систематизированный и умный, нагваль - мир колдовских возможностей, свободы и метаморфоз. Между ними существует трещина, или качественный разлом, и путь воина предполагает умение существовать и действовать в обоих мирах. После обряда инициации Кастанеда и два другие ученики дона Хуана и дона Хенаро, навсегда распрощавшись с учителями, прыгают с вершины горы в пропасть - в трещину между мирами.

После выхода упомянутых книг жизни Кастанеда все больше становилось похожим на образ жизни современного гуру. Он развелся с женой Маргарет, оставил приемного сына, которого очень любил, отдалился от прежних друзей и окончательно погрузился в изучение шаманских практик. Писал книги, выступал с лекциями, поддерживая ореол таинственности вокруг своей фигуры. В духе разработанной им теории стирания личной истории неохотно давал интервью, не позволял себя фотографировать, рисовать и т. д. Некоторые темы из его книг иногда перекочевывали в реальную жизнь. Так, иногда после разговора с неким человеком он мог утверждать, что на встрече присутствовал не он лично, а его «двойник».

В произведениях, которые Кастанеда написал в 70-90-х pp. - «Второе кольцо силы» (1977), «Дар Орла» (1981), «Внутренний огонь» (1984), «Сила безмолвия» (1987), «Активная сторона бесконечности», «Искусство сна «(1994) - далее речь идет об учении дона Хуана, а также о перипетиях судьбы современного мага. Последняя книга «Колесо времени « - своеобразный авторский конспект важнейших понятий и комментариев к произведениям Кастанеда.

Кроме захватывающего изложения учения дона Хуана, в 10-томной эпопеи Кастанеда четко прослеживается сюжет духовного ученичества. Стадии ученичества, личность учителя и его власть вызывают живой интерес у читателей, способствуя превращению «обычного» человека в творческую личность. В 1993-1995 гг. поклонницы Кастанеда разработали современную версию «магических пассов», «открытых» шаманами Мексики. Из них был составлен комплекс упражнений тренинга, названный «тенсьоґріті» (с англ. «tension» - «напряжения растяжения» и «integrity» - целостность»). Цель тенсьоґріті - тренинг перераспределения энергии.

18 июня 1998 г. появилось сообщение о том, что 27 апреля 1998 г. в своем доме в Вествуді (Калифорния, США) Кастанеда умер от рака печени. Тело его в тот же день кремировали и прах перевезли в Мексику.

Кастанеда создал произведения, которые являются характерным для 60 - 70-х pp. сплавом литературной выдумки с научными поисками. Кризис общества, что загоняет своих членов в рамки потребительского и программируемого существования, разочарование в научно-техническом прогрессе инициировали поиски нового, подлинного смысла бытия. Стремление к спонтанности, к слиянию с природой, возможность преображения и постижения совершенно другой, по сравнению с общепринятой, картины мира - вот основные мотивы, которые сделали книги Кастанеда такими привлекательными.

По И. Ермаковой