ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

КАСПРОВИЧ, Ян

(1860 - 1926)

КАСПРОВИЧ, Ян - творчество писателя

КАСПРОВИЧ, Ян (Kasprowicz, Jan - 12.12.1860, Шимбож - 01.08.1926, Гаренда) - польский поэт.

Каспрович родился в многодетной и бедной крестьянской семье в селе Шимбож, что в Куявських землях. С 1870 г. учился в гимназии, где начал писать стихи, подражая польских романтиков и, особенно, А. Мицкевича. Некоторые из этих стихов при содействии Ю. Крашевского были опубликованы в варшавской периодике. Кроме литературной, Каспрович в это время активно занимался и политической деятельностью, участвовал в тайных патриотических кружках, неоднократно конфликтовал с немецкими учителями, и это, в конце концов, привело к тому, что гимназический курс Каспрович закончил в 1884 г., когда ему уже исполнилось 24 года.

С 1886 p. Каспрович активно сотрудничал с варшавской прессой и одновременно продолжал учебу, сначала в Лейпцигском, а затем - во Вроцлавском университете. Он и дальше занимался политической деятельностью, хотя четкой программы не было. На некоторое время Каспрович сблизился с социалистами, хотя по характеру своего бунтарского протеста скорее склонялся к анархизма. В это время начали определяться и его художественные взгляды. Если в юношеской поэзии он был продолжателем романтических традиций, то теперь Каспрович ориентируется на реалистическую поэзию и, в частности, на поэзию М. Конопніцької.

В сентябре 1887 p. Каспровича арестовали в связи с делом вроцлавских социалистов. Он провел шесть месяцев в тюрьме, где написал цикл сонетов «Из заключения», проникнутый ощущением подавленности, горькими размышлениями над несправедливостью, которая царит в мире.

В 1888 г. появилась первая поэтический сборник Каспровича «Поэзия» («Poezje»), куда вошло 125 стихотворений, объединенных в отдельные тематические циклы, из которых самым значительным является цикл сонетов «Зхати», что сразу привлек внимание читателей и критиков. Цикл посвящен живописанию тяжелой жизни польского крестьянина, причем, выраженная здесь критическая тенденция резче и безкомпромісніша, чем у других поэтов-реалистов, которые писали на крестьянскую тематику.

Вокруг цикла «Зхати» развернулась дискуссия в польской публицистике, а И. Франко, оценивая поэтический дебют Каспровича, сравнивал его с Т. Шевченко.

Социально-критическая и, в частности, крестьянская тема была одной из ведущих в творчестве Каспровича нач. 90-х pp. Она в полной мере проявилась в поэтическом сборнике «С крестьянской нивы» («Z chlopskiego zagonu», 1891) и в драме «Конец света» («Swiat si^konczy», 1891).

С 1889 по 1900 гг. Каспрович работал в редакции газеты «Львовский курьер», которая была тесно связана с демократическим движением. В это время он написал поэму «Христос» («Chrystus»), которая проникнута бунтарскими богоборницьким духом. За свою антиклерикальную направленность поэма была конфискована и запрещена австрийской цензурой. В центре поэмы - конфликт между Христом и Люцифером, которые символизируют в идейной концепции произведения добро и зло.

Примерно с середины 90-х гг. в творчестве Каспровича начинается новый, модернистский этап, обусловленный тем, что на ведущие позиции в тогдашней литературе вышел «младопольський» модернизм. Этот этап в творчестве Каспровича открывает сборник «Апіта lachrymans» (1894), стихи которой является ярким образцом поэтического символизма. Главный герой сборника - душа поэта, которая принимает образ живого существа. Душа плачет от разочарования, убегает от людей, чтобы «не читать в глазах брата собственной слабости и вины». В сборнике много типичных для «младопольської» поэзии образов, основанных на антропоморфізмі животного и растительного миров, явлений природы, персонификации отвлеченных понятий. Всего в сборнике доминируют пессимистические настроения, которые были типичными для «младопольської» поэзии, а в творчестве Каспровича они были углублены личными мотивами,в частности, его разводом с первой женой Феодосией Шиманською и ее самоубийством в 1889 г. Под впечатлением от этой трагедии в 1891 г. Каспрович написал также поэму «Безнадежное любви».

В 1898 p. Каспрович создал новый сборник - «Куст дикой розы» («Krzak dzikej rozy»), которая получила поэту необычайную популярность. Пессимизм и индивидуализм, которые были ведущими мотивами предыдущей сборки, здесь еще больше усилились. В центре сборника - поэт, его лирическое «я». Разочарование сразу же переходит в отчаяние, и душа поэта, по словам Каспровича, сходит во тьму. Народ, который в ранних произведениях был едва ли не высшей ценностью, превращается для лирического героя в серый толпа, которому он себя противопоставляет. Центральное место в сборнике занимает цикл сонетов «Куст дикой розы в Темносмречинських скалах», где противопоставляются живой куст розы и сломанное дерево, символизирующие радость и печаль, жизнь и смерть.

Вершиной второго этапа творческого пути Каспровича стал созданный им в 1898-1901 гг. фантастически-символический лирический цикл «Гимны», который вошел в сборник «Мира, погибает» («Gina cemu swiatu», 1902). Цикл был написан, с одной стороны, под впечатлением тех пессимистических настроений, охвативших на рубеже веков «младопольську» интеллигенцию, а, с другой стороны, под впечатлением новой личной драмы Каспровича, связанной с тем, что его вторая жена, Ядвига, неожиданно ушла от него к С. Пшибышевского, с которым Каспрович поддерживал приятельские отношения. Цикл «Гимны» состоит из восьми поэм, которые пронизаны религиозными символическими мотивами, протестом против человеческих страданий и мира, который, по мнению поэта, устроен несправедливо.

Одновременно Каспрович работал над поэтическим циклом «О геройского коня и дом рушится», в котором вновь прозвучали социально-критические мотивы, связанные с непринятием мещанского мира.

С 1906 г. начался «поронінський» период жизни и творчестве Каспровича. С этого года он вместе с новой женой Марией Буниной поселился в небольшом горном городке Пороніно. В это время Каспрович снова активно занялся общественной деятельностью. Он был одним из инициаторов создания «Научно-литературного общества» в Львове, работал профессором Львовского университета, а в 1921-1922 гг. был его ректором. В 1912 г. он выступал на митинге протеста против русификаторской политики царского правительства. Значительное место в творчестве Каспровича этого периода занимала переводческая и литературно-критическая деятельность. Он писал исследования о польских поэтов, делал многочисленные переводы с английского и античной поэзии.

Поэтическом творчестве Каспровича «поронінського» периода открывают стихотворные сборники «Баллада о подсолнечнике»(1908)и «Мгновения» (1911),философско-символические размышления поэта над жизнью, а также імпресіоністське срисовывание картин природы.

В 1916 г. появилась новая поэтический сборник Каспровича «Книга нищих» («Ksiega ubogich»), которая стала самой выдающейся и самой популярной после «Гимнов» книгой поэта. Эта сборка в первую очередь знаменателен тем, что здесь Каспрович снова возвращается к мотивам своей ранней лирики и, таким образом, в значительной мере отступает от штампов «младопольского» модернизма. Главными мотивами книги стали мотивы единения человека с природой, детские воспоминания, а также трагические мотивы, навеянные впечатлениями Первой мировой войны.

Последний поэтический сборник Каспровича «Мой мир» («Moj swiat») вышла в свет в 1926 г. В нее вошли стихи, стилизованные в духе народных гуральских песен. Взгляд на жизнь у них заведомо ограничен понятиями и представлениями простых людей, жителей Татр. Поэт рассказывает о своеобразии быта, обычаев, обрядов и верований горцев, используя при этом многочисленные элементы гуральского фольклора и местные диалектные формы речи.

С 1923 p. Каспрович с женой окончательно поселился вблизи Пороніно, в гуральском городке Гаренда. Здесь он и умер 1 августа 1926 года.

Каспрович является автором поэзии о Т. Шевченко, он поддерживал дружеские отношения с украинскими писателями, в частности с И. Франком, который написал о Каспровича ряд статей. Отдельные стихи К. переведены Д. Павлычко, М. Рябчук, В. Коптилов.



В. Назарец