ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

КАРДУЧЧИ, Джозуэ

(1835 - 1907)

КАРДУЧЧИ, Джозуэ - творчество писателя

КАРДУЧЧИ, Джозуэ (Carducci, Giosue - 27.07.1835, Валь-ди-Кастелло - 16.02. 1907, Болонья) - итальянский поэт, лауреат Нобелевской премии 1906.

Кардуччи родился в провинции Тоскана, в семье врача, сторонника движения карбонариев, которые боролись за воссоединение Италии против австрийского господства в стране. Семья Кардуччи часто переезжала из одного итальянского города в другой, пока не осела в Флоренции, где Джозуэ закончил школу. В школьные годы он много читал, особенно увлекался творчеством поэтов-романтиков - Дж.Н.Г. Байрона и Й.К.Ф. Шиллера, а позже сам начал писать стихи. В 1853 г. Кардуччи стал стипендиатом Пизанской высшей школы, после окончания которого некоторое время преподавал в одной из провинциальных гимназий. В годы учебы в Пизе он окончательно порвал со своим юношеским увлечением поэта-мы-романтиками, а в 1857 г. издал первый поэтический сборник «Юношеские стихи» («Juvenilia»). За полученные деньги от продажи книги автор мечтал рассчитаться с кредиторами, поскольку прежний разгульный образ жизни привел к значительным долгов. Однако надежды автора были напрасными. Сборка не имела успеха. В «Юношеских стихах» Кардуччи риторически воспевал национально-освободительную борьбу, одноковою мере прославляя Савойскую династию и сицилийских революционеров.

Несколько следующих лет Кардуччи был в затруднительном материальном положении, сменил несколько мест работы, пока наконец не стал в 1860 г. преподавателем итальянской литературы в Болонском университете, где и работал практически до конца жизни.

Из ранних произведений Кардуччи самым известным является его гимн «К Сатане», в котором воспета мощь и величие непобедимого человеческого разума. В период 50-х - нач. 60-х pp. (сб. «Легкое и серьеВНОе» - «Levia Gravia») поэт вырабатывал свою весьма своеобразную концепцию классицизма, обозначенную безусловным влиянием В. Фосколо и Дж. Леопарди. Кардуччи решительно отрицает интуитивность, иррациональность поэтического творчества, романтическую концепцию гения. В то же время концепция классицизма в Кардуччи связана с принципиальными идеями романтического поколения: поэт считает классицизм средством гражданского воспитания и борьбы за национальное возрождение. Так, возникая в эстетике К. как национальное искусство, ориентированное на действительность, классицизм оказался способным к сближению с романтизмом, к обогащению его стилевыми достижениями. Это и происходит в найзначнішій сборке Кардуччи «Ямбы и еподи» («Giambi edepodi», 1867-1879).

В «Ямбах и еподах» сохранены основные темы классицистической лирики: свобода и независимость народа, героическое сопротивление человека. Стихи сборника созданы на основе конкретных фактов, реальных исторических событий, однако сам подход к их поэтического воплощения в значительной степени связан с класицистичною поэтикой. Но наряду с этим в сборнике прослеживается значительное влияние романтизма, который наложил свой отпечаток на строй стихов Кардуччи, повлек изменение поэтического языка и отход от монотонности классицистического стихотворения. В «Ямбах и еподах» несомненное влияние «Ямбов» О. Бар-бьет и «Возмездий». Гюго. Кардуччи сближает с его французскими предшественниками наступательный характер поэзии, обращение к жанру сатирического развенчания. Отсюда и непосредственность, резкий, неправильный, «нервный» стихотворение, ввода форм разговорной речи.

В сборнике «Новые стихи» («Ште nuove», 1861 - 1887) отход от классицистической поэтики еще ощутимее. Поэт вырывается за пределы классицистических предпочтений, погружаясь в чувственный мир, жадно впитывая его краски, звуки, запахи. Одномерность «Ямбов» исчезает, значительно усиливается сложность человеческой личности вообще и самого поэтического «я» в частности. «Новые стихи» - это незнакомое ранее итальянской поэзии удивления безграничной и прекрасной природой, связанной с внутренней, эмоциональной сферой человека; она становится непременным участником ее духовной жизни. В «Эллинских песнях «через возвращение к любимым темам и приемов классицизма Кардуччи сделал попытку собственного мифотворчества. Особняком в «Эллинских песнях» стоит «Александрийская весна», в которой с необычайным мастерством проявились такие новые черты Кардуччи, как пластичность, ощущение своей власти над словом.

Однако попытки Кардуччи относиться к нынешней жизни «по-античному» потерпели неудачу. Сборник поэта «Варварские оды» («Delle odi barbare») показала несостоятельность классицистических приемов в другой, «негероїчній» исторической обстановке. В античной тематике «Варварских од» («На годовщину основания Рима», «У терм Каракаллы», «К источнику Клітумна») на первом плане стоит история со всеми атрибутами своего величия, как торжественный парадный портрет. Идеализированном прошлом отведена доминирующая роль, и будущее «моделируется» из него.

Кардуччи был также известным и как филолог. Он принадлежал к т. наз. «исторической школы» и занимался главным образом эпохой Позднего Средневековья и Возрождения: «Исследование о первые века развития итальянской литературы, о трубадуров и рыцарство» («Studii su la letteratura italiana dei primi secodi. I trovatori e la cavalleria»), статьи о Данте, Ф. Петрарку и Дж. Боккаччо, курс «развитие национальной литературы» («Dello svolgi-mento della letteratura nazionale» ,1868-1871) и др.

Как одного из самых популярных поэтов Италии, авторитетного публициста, оратора, ученого, Кардуччи в 1890 г. выбрали в итальянский сенат. В 1906 p., за год до своей смерти, он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе «за глубокие знания, творческую энергию и лирическую силу произведений».

Украинский язык отдельные стихи Кардуччи перевели П. Грабовский, В. Щурат, Я. Бардигола, Д. Паламарчук и др. О Кардуччи вспоминали И. Франко, Леся Украинка, М. Бажан.



По С. Ломидзе