ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

КАНЕТТИ, Элиас

(1905 - 1994)

КАНЕТТИ Элиас - творчество писателя

КАНЕТТИ, Элиас (Canetti, Elias - 25.07.1905, Рущук-13.08.1994, Цюрих) - австрийский писатель, лауреат Нобелевской премии 1981 г.

Родился в болгарском многонациональном портовом городе Рущук (ныне Русе) в испано-еврейской (сефардській) семьи. Канетти был старшим из трех сыновей в семье преуспевающих коммерсантов, родным языком которых был ладіно (диалект испанского), которым общались сефарды. Дед Канетти по отцовской линии знал семнадцать языков, а родители Элиаса, Матильда (Ардитти) и Жак Канетти, который получил образование в Вене, дома общались только на немецком - на этом языке и начал писать Канетти.

В 1911 г. семья переехала в Манчестер, где Канетти поступил в школу, выучил английский язык и, по совету отца, начал читать классиков. Через два года, после внезапной смерти отца, семья переехала в Вену. Мать учила Канетти немецкого языка, чтобы сын смог поступить в венскую школу. Именно влиянием матери Канетти объясняет свою любовь к этому языку. Позже он писал, что без матери и немецкого языка, тесно переплелись в сознании писателя, его «будущее жизни было бы бессмысленным и необъяснимым». «Поскольку я еврей, язык моего интеллекта остается немецким, - говорил Канетти, - однако я является наследником всех народов». Как отмечалось в докладе Шведской академии, в Канетти есть «только одна родина, и родина эта - немецкий язык».

В 1916 по 1921 гг. Канетти жил и учился в Цюрихе, который назовет «раем своей юности» (здесь он написал свое первое произведение - трагедию в стихах «Юний Брут» - «Junius Brutus»). С 1921 г. Канетти жил во Франкфурте, 1924 г. вернулся в Вену. В 1924-1929 гг. он изучал химию в университете. Однако еще студентом полностью посвятил себя литературе. Канетти посещал известного австрийского сатирика Карла Крауса, влияние которого заключался в том, что у Канетти, по его же словам, появилось стремление научиться совмещать язык и личность». Впоследствии Канетти говорил, что именно Краус научил его искусству слушать. В 1928 г. Канетти посетил Берлин, где встретился с Б. Брехтом, И. Бабелем, Г. Деньгой, тогда же он задумал серию романов в восьми томах о человеческое «безумие», в каждом из которых герой должен представить определенный тип маньяка.

В 1934 г. Канетти женился с Венецией Тоубнер-Калдерон, а в 1938 p., после аншлюса Австрии, эмигрировал в Париж, а вскоре - в Лондон. В 1952 г. он получил британское подданство. После смерти жены (1963) женился второй раз, Герою Бушор (умерла в 1988 p.). Умер Канетти в Цюрихе в возрасте 89 лет.

Крупнейшее произведение - гротескно-сатирический роман «Ослепление» («Die Blendung», 1935). Он стал единственным романом с задуманной Канетти серии романов о человеческое «безумие». Главным героем «Ослепления» венский синолог, книжный червь и отшельник Петер Кин, который живет в квартире, превращенной в огромную библиотеку. Безумие Кина начинается с того, что он женится на своей домашней работницей, почти 60-летней Терезой Круммгольц. Она вывозит его в «мир» развращенного города («мир без головы»), от чего герой окончательно сходит с ума (брат Петера Георг, психиатр, тщетно пытается вылечить его) и сжигает себя вместе с книгами, с этой «головой без мира». Роман, в котором Канетти удалось опередить свое время и разоблачить фашизм (в частности, в образе Бенедикта Пфаффа), был высоко оценен Т. Манном и другими выдающимися писателями довоенного времени. Вскоре в нацистской Германии роман официально запретили.

Канетти является автором научно-публицистической книги «Масса и власть» («Masse und Macht», 1962), в которой, используя объемный фольклорный, мифологический, исторический, литературный, культурный и социологический материал, исследует массовые движения, трактуя их как параноидные, как такие, что из индивидуальностей делают толпу. Замысел произведения возник под влиянием событий 15 июля 1927 г. (этот день он назвал решающим в его жизни), когда писатель стал свидетелем пожара в венском Дворце правосудия, совершенной группой мятежных рабочих. Глубоко потрясенный увиденным, Канетти решил заняться психологией толпы. В своем многогранном исследовании Канетти объясняет и разоблачает религию власти.

На протяжении всего творческого пути Канетти неоднократно обращался к драматургии. В своих комедиях, в которых высмеиваются человеческие пороки, использует приемы и мотивы, сближающие их с театром абсурда. В комедии «Свадьба» («Hochzeit», 1932) К. показывает, как землетрясение побуждает людей к жестокой борьбы за выживание. В «Комедии тщеславия» («Komedie der Eitelkeit», 1950) говорится о самовлюбленность и массовое заблуждение. В философской драме «Ограничены временем» («Die Befristeten», 1952) над всеми поступками героев доминирует смерть: каждый человек знает, в какой момент она встретится с ней.

В 1969 г. Канетти издал книгу «Еще один процесс Кафки: письма к Феліци» («Der andere ProzeB: Kafkas Briefe an Felice»), посвященную психологии творчества Кафки. Книга «Провинция человека» («Die Provinz des Menschen: Aufeeichnungen 1942-1972», 1973) состоит из дневников, афоризмов, коротких заметок. Фрагменты и записи книги намеренно расположены хаотично, поскольку, по Канетти «настоящая целостность жизни скрытая». У1974 г. вышли в свет «Характеры» («Der Ohrenzeuge: Ftifzig Charaktere»). Спрятавшись за различными «акустическими масками», оперируя набором затасканных фраз, характеры К. демонстрируют бо-жевілля общества, в котором царит хаос. Сборником эссе из литературных проблем является книга Канетти «Совесть слов «(«Das Gewissen der Worte», 1975)

Канетти оставил также несколько книг мемуаров: «Спасенный язык. История одной юности» («Die gerettete Zunge: Geschichte einer Jugend», 1977), «Факел в ухе. История жизни 1921-1931»'(«Die FackelimOhr: Lebensgeschichte 1921-1931», 1980), «Игра глаз. История жизни 1931-1937» («Das Augenspiel», 1985)», «Тайное сердце часов» («Das Geheimherz der Uhr», 1987). Мемуары Канетти раскрывают шаткое положение писателя в нашей непрогнозируемом эпохе.

Нобелевскую премию Канетти получил «за произведения, отмеченные широтой мировоззрения, богатством идей и художественной силой». Канетти был лауреатом и других литературных премий: Международного Парижского приза (1949), Писательской премии Вену (1966), Премии немецких критиков (1967), Мюнхенской премии Георга Бюхнера (1972), Дортмундской премии Нелли Закс (1976), премии Геббеля (1980), премии Кафки (1981) и др. Два университета - Манчестерский и Мюнхенский в 1975 г. предоставили Канетти почетную степень доктора.

Английская писательница А. Мердок отметила, что «Канетти сделал то, что должны делать философы... Он также продемонстрировал взаимодействие «мифического» с повседневным в человеческой жизни». Американский критик Сьюзан Зонтаг отозвалась о Канетти как о человеке, который «остро чувствует ответственность за слова; в своих произведениях он пытается поделиться тем, что узнал благодаря своему внимательному отношению к миру. И это не какая-то догма, а смесь боли, вспыльчивости, скорби и эйфории. Страстная сознание порождает страсть».

На русском языке роман «Ослепление» перевел О. Логвиненко.



Есть. Васильев