|
КАМЮ, Альбер
(1913 - 1960)
КАМЮ, Альбер - творчество писателя
КАМЮ, Альбер (Camus, Albert - 07.11.1913, Мондови, Алжир - 04.01.1960, Вільблевен, Франция) - французский писатель и философ, лауреат Нобелевской премии 1957 г.
Родился в семье сельскохозяйственного работника Люсьена Камю. Мать - Катрин Сантес, испанка по происхождению. Когда Камю не исполнилось еще и года, от тяжелого ранения, полученного в сражении на Марне, умер отец. Иметь Камю с двумя детьми переехала в Алжир, где устроилась уборщицей.
В 1918 p. Камю отдали в начальную школу Белькура. Окончив ее с отличием, он продолжил образование в Алжирском лицее на стипендию, которую выхлопотал для него его школьный учитель Луи Жермен. В лицее (1923-1932) Камю перечитал труда Ф. Ницше, книги А. Жіда, М. Барреса, А. Мальро, М. Пруста, Ф. Достоевского.
В 1930 p. Камю заболел туберкулезом, почти год лежал в госпитале, после чего вернулся в лицей. 1931 г. в классе философии Камю познакомился с молодым преподавателем философии и литературы Жаном Гренье, который оказал огромное влияние на духовное становление Камю и впоследствии стал его наставником и другом. Благодаря Же. Гренье Камю узнал о идеи религиоВНОго экзистенциализма, заинтересовался философией.
Осенью 1932 p. Камю поступил на филологический факультет Алжирского университета, где упорно учился, совмещая занятия в университете с работой. С увлечением изучал труды С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, О. Шпенглера, Л. Шестова. В журнале «Юг» Камю опубликовал небольшие заметки, написанные по совету Гренье: «Жан Ріктюс. Поэт нищеты», «О музыке», «Философия века», эссе «Бред», «Сомнения», «Искушение лжи», «Пожелание», «Возвращение к самому себе». Первые заметки и эссе Камю при всей их незрелости содержат некоторые важные мотивы: анархический бунт против общественных условностей, бегство в мир грез, унижение рационального первоистока в искусстве. В целом произведения Камю пронизаны кризисным состоянием духа, характерным для значительной части европейской интеллигенции после Первой мировой войны.
Осенью 1935 p. Камю вступил в алжирскую секцию коммунистической партии Франции. Он рассматривал коммунизм как «первый шаг, как аскезу, что готовит почву для более духовной деятельности». По поручению партии вел пропагандистскую работу среди мусульман.
В 1936 p. Камю возглавил Театр труда, где выступил как режиссер, актер и автор. В театре были поставлены пьесы по произведениям А. Жіда, А. Мальро, А. Пушкина, Ф. Достоевского.
1937 г. Камю вышел из коммунистической партии.
Того же года он издал сборник эссе «Изнанка и лицо» («l'envers et l'endroit»), главной проблемой которой стал вопрос о получении личностью достоинства в абсурдном мире. Камю говорит «да» жизни, несмотря на абсурдность бытия, ибо необходимо «быть самому вечной радостью становления...» Создавая в сборнике лирических эссе «средиземноморский миф», Камю стремится убежать от хаоса истории в мудрость природы. 1938 г. Камю начал журналистскую деятельность в газете «Альже репюблікен» и параллельно продолжал литературную работу, написал философскую драму «Калигула» («Caligula», 1944), повесть «Посторонний» («L'etranger», 1942), эссе «Достоевский и самоубийство», которое вошло впоследствии в «Миф о Сизифе» («Le mythe de Sisyphe») под названием «Кириллов», завершал работу над романом «Счастливая смерть» («La mort heureuse», 1971). Во время оккупации фашистами Франции К. вел подпольную работу в организации «Комба».
«Посторонний» имел огромный успех, надолго став одним из найчитабельніших произведений французской литературы XX в. Повесть получила высокую оценку критики. Примечательным с этой точки зрения есть несколько преувеличен восторженный отзыв о произведение известного французского критика Г. Пікона: «Если бы через несколько веков осталась только эта короткая повесть как свидетельство о современном человеке, то ее было бы достаточно, как достаточно прочитать «Рене» Шатобриана, чтобы познакомиться с человеком эпохи романтизма».
Герой повести Мерсо - обобщенный образ, который представляет екзистенціалістський вариант «естественного человека». Разорвав внутренние связи с обществом, мелкий служащий Мерсо живет с осознанием абсурдности бытия. Это острое ощущение абсурда делает его «посторонним», которому чужие стоимости и нормы общества. Мерсо живет, скоряючись инстинктам, остро ощущая красоту природного мира; в Мерсо кроется небудничный лирический дар.
Почти неосознанно он убивает человека. Во второй части повести история главного героя в процессе судебного расследования возникает будто в кривом зеркале. Мерсо осуждают, по сути, не за совершенное убийство, а за попытку пренебречь условными формами общепринятых отношений между людьми, за нарушение правил игры, зато, что он «посторонний». Камю ставит своего героя в типичную для экзистенциалистов «пограничную ситуацию», то есть в ситуацию выбора перед лицом смерти и абсурда, когда, согласно екзистенціалістською философией, наступает прозрение. Мерсо выбирает свободу знать, что мир абсурден. Отказавшись пойти на компромисс, Мерсо принимает смерть.
Ж. Ґреньє в одном из своих писем к автору «Постороннего» отмечал влияние Ф. Кафки на стилистику повести (письмо от 19 апреля 1941 г.). Камю ответил учителю, что «учился у Кафки духа, но не стиля». Между тем, за очевидной разницы в стилистике Кафки и К. оба они тяготели к притчевих форм жанрового мышления, для обоих характерна лаконичность языковой формы при философской глубине содержания. Отмечая внешне бесстрастный тон повествования в «Постороннем», Г. Караулов говорил о «нулевой градус письма» в повести. Действительно, Камю убежден, что жизнь проста, что люди все усложняют, а потому и говорить о нем надо просто, без метафор, намеков, сложных культурных реминисценций, за которым кроется стремление убежать от осознания трагизма человеческой судьбы.
Этапным для Камю произведением стала книга «Миф о Сизифе»(1942), которая завершает первый период в творчестве писателя. «Миф о Сизифе» имеет подзаголовок: «Эссе об абсурде». Проблемы абсурда и «верховного самоубийства» как выражение человеческого бунта против него, становятся центральными в этом цикле. В «Мифе о Сизифе» Камю дает определение абсурда: «Сам по себе мир просто не наделен умом: это все, что можно о нем сказать. Но столкновения этой иррациональности с отчаянным желанием ясности, зов которой раздается в глубинах человеческого существа, - вот что абсурдно. Абсурд зависит в той же степени от человека, какой и от мира».
Абсурд приводит к бунту против Бога и человеческой судьбы. Предтечей экзистенциалистов в разработке этой проблематики К. считает Ф. Достоевского. Кириллова, одного из персонажей «Бесов», Камю трактует как «человека абсурда», для которого самоубийство стало единственным средством освободиться от муки абсурда. Кириллов - логический самоубийца: если жизнь не имеет смысла, то нет смысла и проживать его. Однако существенно, что для Камю признание абсурда - не конечный вывод, а лишь начальная точка в поиске настоящих ценностей.
Проблеме метафизического бунта посвящена пьеса Камю «Каліґула». Непосредственным историческим источником сюжета является произведение римского историка и писателя i в. н. есть. Светонія «О жизни двенадцати цезарей». По свидетельству Кристиан Ґалендо,»...в 1937 г. Камю читал «Калигулу» Светонія. Он был зачарованный этой личностью. Он постоянно говорил о нем и главным образом его «играл».
В процессе художественной обработки исторического материала Камю отказался от конкретно-исторического анализа и рассматривает главного героя как носителя метафизического бунта, а его трагедию - как трагедию «верховного самоубийства». В 1958 г. в предисловии к американскому изданию сборника пьес Камю писал: «Каліґула» - это история верховного самоубийства». История, которая в высшей степени трагическая и человечная. Из верности самому себе, неверный отношении ближних, Каліґула соглашается умереть, поняв, что никто не может спастись в одиночку и что нельзя быть свободным против других людей».
Потеряв любимую женщину, молодой император осознает простую истину: «Люди умирают, и они несчастны». Каліґулу раздражает успокаивающая ложь, которая его окружает. Он стремится к абсолюту, хочет «жить по правде». Но абсолют недостижим, как недостижим месяц, которого хочет заполучить Каліґула. Император стремится изменить существующий порядок бытия. Его власть и свобода безграничны. Постижение абсурдности жизни делает из доброго и созерцательного К. жестокого тирана, который убивает своих подданных. В финале пьесы Каліґула потерпит поражение. Он осознает свою неправоту и поэтому сам обрекает себя на смерть. Зная о готовящейся заговор, он ничего не делает, чтобы предотвратить ее. «Если правда Каліґули в его бунте, то его ошибка - в отрицании людей. Нельзя все разрушить, не разрушив самого себя», - писал впоследствии Камю.
Пьеса была поставлена в парижском театре Еберто. Премьера состоялась 25 сентября 1945 г. Роль Калигулы исполнял Жерар Филипп. Образ Каліґули вызвал у зрителей закономерные ассоциации с А. Гитлером, хотя, как справедливо отмечают исследователи творчества Камю, «во время написания текста Камю был далек от замысла создать пьесу с историческим ключом».
Роман «Чума» («La peste», 1947) - крупнейший среди прозаических произведений Камю. После выхода в свет роман был отмечен премией критики. Французский критик Г. Пикон писал: «В этом стройном произведении, таком погідному на первый взгляд, звучит много разных голосов. В нем уживаются одновременно абсурд и бунт, равнодушие и страсть, холодность и увлеченность, отстраненность и чувственность, ощущение вечного и мгновенного...»
Одним из главных источников романа является эссе А. Арто «Театр и чума», в котором автор выступает апологетом сюрреализма и видит задача театра в том, чтобы, разрушая кажущуюся респектабельность общественных законов, освободить инстинкты, которые обычно притлумлюються правилам человеческого общежития.
Трактовка «чумы» в романе Камю приобретает более актуального и конкретно-исторического звучания. Как отмечал писатель, «очевидный содержание «Чумы» - это борьба европейского Сопротивления против фашизма». В романе присутствует и скрытый абстрактно-символический пласт, который позволяет толковать «Чуму» как роман-притчу о человеческое существование в целом. В «Чуме» Камю развивает экзистенциалистской мотивы своих предыдущих произведений: абсурдность бытия, свободу человека, его выбор перед лицом смерти - и приходит к выводу, что «есть больше оснований восхищаться людьми, чем презирать их». Пресса откликнулась на выход романа многочисленными статьями и рецензиями (статьи Г. Кана, Г. Пікона, К. Руа).
«Чума» - хроника чумного года в небольшом загумінковому городке Оране на побережье Средиземного моря. «Чума» лишена поэтической, лирической интонации, которая иногда прорывается в «Постороннему»(напр., в пейзажах). Повествовательная манера в «Чуме» ориентирована на достоверность документального свидетельства, на скрупулеВНОсть, точность протокольной записи. В центре романа - судьба индивидуума, а «коллективная история», трагедия общества. Конфликт приобретает метафизического характера: это не столкновение отдельных личностей, воль, характеров или общественных групп, а встреча человечества с безособовою и гроВНОй чумой, неким абсолютным злом. В «Чуме» К. жанру и художественной структурой романа задает определенную многоуровневость его прочтения. «Чума» - это и рассказ о фашистское нашествие, поданная в аллегорической форме, но одновременно это и миф об извечной судьбе человека.
Центральная фигура романа - врач Рійє в «пограничной ситуации» осуществляет свой выбор: зло непобедимо, но Рійє, как и Сизиф, продолжает делать свое дело - лечить страждущих, утешать их и поддерживать. Рійє - не герой, но он верен самому себе, в экстремальных условиях он сохраняет человеческое достоинство и ответственность перед своей совестью.
Второй период творчества Камю завершает его философская работа «Мятежная человек» («L'homms revolte», 1951), в которой писатель прослеживает историю идеи бунта. К. последовательно рассматривает «метафизический», «исторический» бунт, «бунте искусство». Исходным пунктом его философии остаются абсурд и бунт как его следствие. Однако в «Мятежной человеку» подано несколько другая трактовка бунта, чем в «Мифе о Сизифе». Бунт отныне не просто «отказ от примирения» и «зрелище человеческой гордыни», некое абсолютное отрицание, способно вызвать вседозволенность, а требование человеческой солидарности, признание стоимости «другого». «В бунте человек объединяется с другими людьми, и с этой точки зрения солидарность является метафизической», - писал Камю. Таким образом, в «Мятежной человеку» «индивидуальная стоимость личности приобретает общечеловеческого значения и смысла» (К. Долгов).
В сборнике рассказов «Изгнание и царство» («L'exil et le royaume», 1957) Камю вновь призывает пренебречь суетность повседневной жизни, победить в себе зашоренность привычного существования и слиться с «нежной равнодушием природы». Критика встретила сборник доброжелательными отзывами. Г. Пикон заметил «материальную весомость», которая появилась в новеллах сборника, такую отличную от абстрактности и иносказательности предыдущих произведений К.
в 1956 г. была опубликована повесть Камю «Падение» («La chute»). Сначала Камю собирался включить ее в «Изгнание и царство», но значительные размеры повести изменили его намерение. «Падение» - произведение позднего Камю, запечатлевший постоянных особенности его творческой эволюции. В повести заметна некоторая взволнованность писателя, невнятность его авторской позиции. «Падение» - это исповедь «лживого пророка», человека разумного, но бесчестной, которая пытается собственную моральную вину оправдать с помощью общей, по ее убеждению, низости и греховности. Герой Камю - двуликий: он желает казаться порядочным, не будучи таким. Его главная забота - оправдать себя, а главное качество, по выражению самого Камю, - неспособность любить. Как отмечал исследователь творчества К. - С. Великовский, в «Падении «Камю совершает расправу над собственным мировоззрением, которая «неизбежно удалял заслоны, оберегали его бывший гуманизм от поглощения болезненным скепсисом и мізантропією».
В 1957 г. Камю стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Премия была присуждена писателю «за его значительную литературную деятельность, которая с необычайной проницательностью осветила проблемы человеческой совести в нашу эпоху». Выступая по случаю вручения ему Нобелевской премии с речью, получившей название «Шведской речи» («Discours de Suede», 1958), Камю изложил основные принципы своей эстетики. Он возлагает на художника ответственность за все, что происходит вокруг. Камю отмечает растущую роль искусства и художника в современном мире, а видит назначение искусства в «отрицании лжи и сопротивлении гнета».
В 1959 г. Камю осуществил инсценировку «Бесов» Ф. Достоевского, а вскоре погиб в автомобильной катастрофе (4 января 1960 г.). Ф. Мориак, говоря о месте Камю в современной культуре, отмечал: «Молодой человек жаждет моральных напучувань... И заслуга Камю заключается именно в том, что он удовлетворяет эту потребность».
В Украине отдельные произведения Камю перевели Ю. Клен, А. Куст (А. Перепада), П. Таращук, М. Тютюнник, А. Черний, А. Соловей.
В. Триков
|
|
|