|
КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА, Педро
(1600 - 1681)
КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА, Педро - творчество писателя
КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА, Педро (Calderon de la Вагса, Pedro - 17.01.1600, Мадрид - 25.05. 1681, там же) - испанский драматург.
Жизнь выдающегося барочного драматурга Испании Педро Кальдерона де ла Барки Енао де ла Барреда-и-Ріаньо (таким является полное фамилия Кальдерона де ла Барки), казалось бы, очень далекое от того, что отразилось в его художественных произведениях. Он принадлежал к древнему, но обедневшего дворянского рода. Учился в иезуитской коллегии и Саламанкському университете, где изучал гражданское и каноническое право. В 1619-1623 pp. обратился к драматургии, а с 1625 pp. Кальдерон де ла Барка всецело отдался литературной деятельности. В 1637 г. его приняли в рыцарский орден Сантьяго. У1638 p. Кальдерон де ла Барка принимал участие в войне с Францией, в 1640 г. - в подавлении восстания в Каталонии.
После смерти своей возлюбленной и несовершеннолетнего сына Кальдерон де ла Барка, глубоко религиозный человек, стал священником, придворным капелланом и настоятелем кафедральной церкви св. Петра в Мадриде. Как придворный капеллан, он был тесно связан с королевским двором и высшей знатью Испании. Глубокий знаток метафизики, истории римского права, нравственной и догматической теологи, Кальдерон де ла Барка в последние годы жизни жил уединенно. В 1680 г. он составил список своих пьес, куда вошло 111 комедий и 70 ауто. В настоящее время известны 120 комедий, 78 ауто и 200 пьес малых жанров; некоторые произведения не разысканы и известны только по названиям.
Как драматург, Кальдерон де ла Барка относится к национальной драматургической школы Л. де Веги. Его творчество развивалось в двух направлениях. Он писал религиоВНО-фантастические пьесы - такие, как «Чистилище святого Патрика», «Поклонение кресту», и пьесы реальные - «комедии плаща и шпаги», «драмы чести», исторические. Однако не следует противопоставлять его реальные пьесы и пьесы реально-фантастические, поскольку между ними существует внутренняя взаимосвязь. Драматургия Кальдерона де ла Барки построена на противопоставлении обычного и исключительного, света и тени, земного и небесного. Последний крупный представитель испанской литературы «золотого века», который подытожил трехсотлетний идейное развитие Испании, Кальдерон де ла Барка был прежде всего художником-мыслителем, который пытался найти философскую концепцию бытия.
В период «ученичества» (примерно до 1625 г.) Кальдерон де ла Барка под влиянием Л. де Веги создал «комедии плаща и шпаги»: «Любовь, честь и власть» («Amor, honor в poder», 1623; вид. 1637), «Мнимый звездочет» («El astrologo fingido», 1624; вид. 1637), «Игра любви и случая» («Lances de амогу fortuna», 1625; вид. 1636) и др. Эти комедии основываются на нескольких сюжетных схемах, которые варьируются в деталях. Известный испанский критик М. Менендес-и-Пелайо установил эти схемы:
1. В город прибывает молодой дворянин, чаще всего - это солдат, который воевал во Фландрии, а теперь вернулся на родину, иногда - студент. Случается, что он приезжает по делам, связанным с каким-либо иском. В одном варианте герой имел в этом городе возлюбленную, в другом - он, прибыв в город, влюбляется и начинает любовную интригу.
2. Сюжет комедии строится на случаях и недоразумениях. Иногда молодой дворянин думает, что за время его отсутствия дама изменила ему. Он ревнует и упрекает ее, и за этим его застает отец или брат. Дама вынуждена убегать из дома, находит приют у подруги или в того самого кавалера, который по-рыцарски оберегает ее честь.
3. С главной интригой комедии переплетаются другие. Брат дамы, который играет роль ее бдительного сторожа, сам бывает влюбленным и является участником другой любовной истории. После ряда событий, вызванных игрой случайностей, все заканчивается счастливым браком.
4. Несколько иной становится интрига, когда кавалер, приехав в город, впервые знакомится с дамой. В такой ситуации инициатива часто за дамой, но и здесь большую роль играют случай и стечение обстоятельств.
Конечно, эти схемы Кальдерон де ла Барка развивал и совершенствовал, но их общие контуры являются именно такими. Драматург будто решает разными способами одну и ту же задачу, и любопытство комедии заключается в том, какими оригинальными ходами и новыми вариантами он удивит на этот раз. Изображение испанского любовного быта отличается у Кальдерона де ла Барки от того, каким его изображали Л. де Вега и Т. де Молина. Поле действия их комедий - вся Испания, причем, все решает прежде всего воля, изобретательность, энергия действующих лиц. Зато Кальдерон де ла Барка замыкает действие в пределы одного или нескольких дворянских интерьеров, лишь изредка выводя своих героев на улицу. При этом он тесно связывает действие комедии с домом, в котором живут персонажи, потайной комнатой, вещами, вроде замаскированной шкафа, которая позволяет проникать из одной комнаты в другую. Именно эти конкретные условия и вещи создают недоразумения, путаница, ошибки.
Внутренне меняются герои комедии. Женщины в комедиях Л. де Веги и Т. де Молины отважно шли в широкий мир и энергично боролись за свое счастье, а героини Кальдерона де ла Барки более пассивные. Единственное, что они могут себе позволить, - это завязать роман с молодым постояльцем, который остановился в их доме, а единственной их заботой является сохранение своей чести.
В самых значительных пьес Кальдерона де ла Барки принадлежат драматизированные «жития святых» и философские пьесы.
В них отразилось представление о человеке, присущее эпохе барокко: демонический разбойник, который совершает жестокие преступления, и праведник, который посвятил себя Богу, человек высоких духовных порывов. Он воплощает в себе тот положительный идеал, который подсказывала эпоха. Такой положительный идеал Кальдерон де ла Барка изобразил в драме «Стойкий принц» («El principe constante», 1628-1629, вид. 1636). Эта пьеса - не что иное, как драматизоване «житие»: принц Фернандо попал в плен к неверным. Ему предлагают свободу, но зато целый город должно перейти под владычество мусульман - и Фернандо отказывается от свободы, купленной за такую цену.
Принц Фернандо - человек, который страдает за идею и гибнет за нее. Но образ героя и патриота в драме Кальдерона де ла Барки затруднен чертами смирения и аскетического пренебрежения к плоти. Этот идеал подсказанный Кальдерону де ла Барке не только христианским учением, но и философией стоицизма, которая составляла одну из основ его мировоззрения.
Если в центре драмы «Стойкий принц» - образ святого подвижника, то в пьесе «Поклонение кресту» («La devocien de la cruz», 1630 - 1632) изображена демоническая личность, которая выбрала путь зла. Герой драмы Эусебио убивает на дуэли брата своей возлюбленной, становится разбойником и занимается грабежом. Он проникает в монастырь, где находится Юлия, его возлюбленная, и добивается ее, не догадываясь о том, что это - его сестра. Но душу Эусебио спасает то, что он чтит крест: он видит на груди Юлии крест, и это удерживает его от кровосмешения. То, что Эусебио сохранил где-то в глубине души веру в добро, помогло ему покаяться и стать на путь спасения.
Наконец, третья драма - «Чистилище святого Патрика» («El purgatorio de san Patricio», 1634) - словно синтезирует содержание первых двух. После кораблекрушения на ирландском побережье оказываются два человека - святой Патрик и Людовико Энио, который совершил в течение жизни страшные преступления. Пьеса построена на прямом сопоставлении святого подвижника и демонического разбойника, который в конце концов выбирает путь добра.
Однако Кальдерон де ла Барка как выдающийся художник не ограничивается выражением аскетической идеи. Он противопоставляет этой идее жизнь. К примеру, в «Стойком принце» Кальдерон де ла Барка объединяет историю святого подвижника с историей сугубо светского характера - изображает любовь принцессы Феникс до мавританского полководца Мулей, а также вводит образ шута, солдата Брито. В пьесе «Поклонение кресту «трезвую, скептическую ноту привносят недалекие умом крестьяне - Хиль и Менга. То же касается и пьесы «Чудодейственный маг» («El magico prodigioso», 1637), посвященной зарождению христианства и его столкновение с др-шим большим мировоззрением старого мира - язычеством.
Центральным произведением Кальдерона де ла Барки стала философская драма «Жизнь - это сон» («La vida es sueno», 1635), в которой драматургу с необычайной глубиной удалось выразить не только личное мировоззрение, а мировоззрение всей эпохи, которую он представлял. Концепция Кальдерона де ла Барки полемически противостоит концепции жизни, которую развивали художники Ренессанса.
Действие пьесы происходит в католической Польше, ни реального представления о которой тогдашний испанец не мог иметь. Перенеся действие в Польшу и сделав одного из персонажей герцогом Московским, Кальдерон де ла Барка освободил себя от необходимости придерживаться исторической точности. Содержание и стиль произведения не только объясняет, но и придает ему смыслового символического освещения.
Король Польши Басіліо - астролог и маг - узнал на основании неотразимый пророчества, что его сын станет предателем и тираном, посягнет на жизнь отца и принесет государству большие беды. Заботясь об интересах империи и отечества, Басіліо, который верил в пророчества, поступил со своим сыном жестоко - заточил в башне и сковал цепями. Для Сехісмундо башня должна быть и колыбелью, и могилой. Сехісмундо - человек «естественная». Он скован и морально, поскольку зависит от природы, от своих страстей. Сам герой называет себя сочетание человека и зверя. Человеком он является потому, что мыслит, потому что любознательный и обращается к небу с вопросами, а зверем, потому что является рабом своей животной природы. Знаменитый монолог Сехісмундо в первой сцене первого акта - результат глубокой мысли:
Как в безумном отчаянии
Клекочу, словно Везувий,
Сердце вырвал бы из груди!
Где же здесь правда? Разум где?
Где закон, что ставит мере?
Чтобы человеку - нет, не верю! -
Господь Бог этого не дал,
Что так щедро дарил
Реке и рыбе, птице и зверю?!
(Пер. М. Лукаша)
Движение сюжета связан с тем, что Басіліо усомнился и решил проверить пророчество. Сехісмундо напоили сон-травой, спящего перенесли во дворец и, когда он проснулся, объявили принцем. Попав во дворец, герой превратился из раба в тирана, став символом тиранического правителя: он выбрасывает слугу через окно, угрожает отцу и т.д. Когда Сехісмундо снова просыпается в тюрьме, ему сообщают, что все, что случилось с ним во дворце, было сном. Но герой наделен разумом, и логика его рассуждений такова: то, что случилось во дворце, ничем не отличается от того, что происходит в тюрьме. И если его жизнь во дворце было сном, значит, вся наша жизнь является сном. Сон - это что-то проминуще. Сехісмундо пробудился от сна, в котором он был принцем, но он не пробудился от сна жизни. Все - иллюзия и мираж. Под влиянием этой мысли начинается перерождение Сехісмундо. В пьесе выражена утопическая идея самовоспитания принца. В последнем действии трагедии правитель Сехісмундо действует мудро, доброжелательно. Он победил свои страсти, и теперь власть принадлежит не только ему, поскольку он - орудие Бога. Таким образом Кальдерон де ла Барка развивает в пьесе мнение, что ради тщеславного и мелочного земной жизни не следует отказываться от вечной жизни.
Кроме комедий, в раздел бытового театра Кальдерона де ла Барки входят и его «драмы чести», Драматург написал несколько таких драм. Как и в Л. де Веги, в них изображена измена жены и то, как человек наказывает предательницу, возвращая честь семьи. Самые известные из них - «Врач своей чести» («Е1 medico de su honra», 1633-1635), «За скрытую обиду скрытая месть» («A secreto agravio secreta venganza», 1635), «Художник своего позора» («El pintor de su deshonra», 1650). Воспроизводя в этих пьесах одну и ту же ситуацию, Кальдерон де ла Барка описывает различные человеческие типы, разные психологические отношения между супругами, варьирует развитие сюжета.
Кальдерон де ла Барка брал сюжеты не только из истории Испании, но и из истории других стран, как, к примеру, в драме «Ересь в Англии» («La cisma de Inglaterra», 1633), которая посвящена господству английского короля Генриха VIII и начала Реформации в этой стране. Относительно пьес на тему испанской истории, следует выделить драмы «Любовь после смерти» («Amor despues de la muerte», прибл. 1633), в которой два плана, две сюжетные линии - рыцарская любовь мавра Альваро Тусані к красавице-мавританки Клары Малек и восстание морисков Альпухари, подавлено испанцами, «Осада Бреды» («El sitio de Breda», 1625) - об осаде голландской крепости в северном Брабанте. Третья историческая пьеса Кальдерона де ла Барки, посвященная эпохе Филиппа II, - «Саламейський алькальд» («El Alcalde deZalamea», 1640-1645). Сюжет «Саламейського алькальда» основывается на том, что дворянин-капитан дон Альваро де Атайда похитил и обесчестил дочь крестьянина Педро Креспо, а Педро Креспо, став алькальдом, осудил и казнил обидчика.
В последний период своей жизни Кальдерон де ла Барка писал только «аутос сакраменталес» - пьесы, которые можно назвать богословскими трактатами в драматической форме. Аутос - драматический спектакль, связанную с тайной причастия, которую разыгрывали на площадях для простонародья, Кальдерон де ла Барка реформировал и предоставил ей богословско-схоластического характера. Одно из самых известных философских аутос драматурга - «Великий театр мира» («El gran teatro del mundo»). Кроме философских, Кальдерон де ла Барка писал аутос на мифологические сюжеты с теологическим истолкованием, на темы Ветхого Завета, на легендарные и исторические сюжеты, вдохновить притчами из Евангелия.
Творчество Кальдерона де ла Барки имеет своеобразную целостность и вообще подает глубокую концепцию взаимоотношений человека и общественных условий. Сам взгляд на человека и его возможности отличает Кальдерона де ла Барку от писателей Возрождения. Он неслучайно выдвигает как одну из самых главных тем тему ревности и подозрения. Осознание сложности и противоречивости человека составляет одну из основ мировоззрения Кальдерона де ла Барки.
В его пьесах действие разворачивается динамично и бурно, стихия жизни толкает его героев на преступления и нарушения существующих законов. В то же время драматург выстраивает свои пьесы рационалистически, достигает симметрии, с математической точностью разворачивая интригу и ведя ее к гармоничному финалу. Известный исследователь Х.М. где Коссіо заметил, что интеллектуализм и рационализм Кальдерона де ла Барки содержатся не только в интеллектуальных и философских монологах его персонажей, но и в изображении страстей. Мастерство испанского драматурга впечатляющая, она ориентирована на выражение барочной концепции жизни. Динамика жизни, ее зыбкость и дисгармония оттеняются устойчивым порядком и величием.
В Украине к творчеству Кальдерона де ла Барки впервые обратился И. Франко, сделав сценический вариант пьесы под названием «Староста заламейський» для Русского народного театра во Львове (пост. 1895 г.). В театрах Украины шли спектакли по пьесам Кальдерона де ла Барки: «Дама-невидимка» (Днепропетровск, Донецк), «С любовью не шутят» (Запорожье, Львов, Черкассы и др.), «Сам у себя под стражей» (Черкассы). Оперу на сюжет пьесы Кальдерона де ла Барки «Жизнь - это сон» написал украинский композитор П. Сеницы. Отдельные произведения Кальдерона де ла Барки перевели В. Мокровольський, Д. Павлычко, М. Лукаш, М. Литвинец, С. Борщевский и др.
По А. Штейном
|
|
|