ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ФРАНЦ КАФКА

(1883-1924)

ФРАНЦ КАФКА

Чтобы лучше понять суть произведения Кафки «Перевоплощение», надо хорошо знать жизненный путь самого автора. Только детальное понимание биографии Франца Кафки позволит лучше понять раскрытия судьбы «маленького человека» в обществе через произведение «Перевоплощение». Нередко фантастичность произведения отвлекает неопытных читателей от сути произведения, но для тех, кто действительно чтит философские глубины творчества Кафки, это произведение довольно интересный и поучительный. Но прежде чем рассмотреть само произведение, его особенности, нужно обратиться к биографии Ф. Кафки.

Кафка - австрийский писатель, пражанин. Домик, где он родился в 1883 году, находится в одном из узких переулков, ведущих к громаде собора Святого Витта. Связь писателя с городом - мистический и полный противоречий. Любовь-ненависть сравнима разве с той, что он испытывал к отцу-буржуа, что выбился из нищеты и так и не понял своего гениального сына. Где-то между простецким мудростью Ярослава Гашека, что породила Швейка, и трагической фантазией Франца Кафки, создателя Грегора - героя новеллы «Перевоплощение»,- заключается ментальность пражан, которые пережили и столетия под Германией и Австрией, и годы фашистской оккупации, и десятилетия в объятиях «старшего брата».

В сегодняшней свободной, бурно розбудованій, неусыпной Праге, что привлекает туристов со всего мира, Франц Кафка стал одной из культовых фигур. Он присутствует и на книжных прилавках, и в трудах университетских ученых, и на сувенирных майках, которыми бойко торгуют на Вацлавской площади. Здесь он соперничает с президентом Гавелом и бравым солдатом Швейком.

Стоит заметить, что не только большевики, вслед за Маяковским, воплотили имена своих наркомов, артистов, писателей в пароходы и строки. Если не лайнер, то экспресс назван именем автора «Перевоплощение». Кстати, и в столице Баварии есть улица Кафки.

Творчество и имя Франца Кафки довольно популярны на Западе. Во многих произведениях зарубежных писателей легко выявить мотивы и образы, которые навеяны именно творчеством Кафки,- она повлияла не только на художников, которые принадлежали литературном авангардові. Кафка принадлежит к числу тех писателей, понять и растолковать которых не так просто.

Франц Кафка родился в семье пражского еврея, оптового торговца галантерейными товарами, в Праге (1883 г.) Благоустройство семьи постепенно рос, но отношения внутри семьи остались при этом в мире темного мещанства, где все интересы сосредоточились на «деле», где мать бессловесная, а отец непрерывно хвастается тем унижением и невзгодами, которых он подвергся для того, чтобы выбиться в люди. И в этом темном и затхлом мире родился и рос писатель не только хрупкий и слабый физически, но и чувствителен ко всякому проявлению несправедливости, неуважения, грубости и корысти. Писатель в 1901 году поступает в Пражский университет, сначала изучает химию и германистику, затем юриспруденцию. После окончания университета работает в суде, страховом бюро где работает почти до конца жизни.

Произведения Кафки довольно образные, метафорические. Его небольшое сочинение «Перевоплощение», романы «Процесс», «Замок» - это все преломленная в глазах поэта окружающая реальность, тогдашнее общество.

При жизни Ф. Кафки увидели свет такие книги: «Созерцание» (1913), «Кочегар» (1913), «Превращение» (1915), «Приговор» (1916), «Сельский врач» (1919), «Голодар» (1924).

Основные произведения были изданы после смерти писателя. Среди них «Процесс» (1925), «Замок» (1926), «Америка» (1927).

Произведения Кафки превратились в интеллектуальные бестселлеры. € различные причины такой популярности: наглядность подтверждений древней сентенции, что напрашивается: «Мы рождены, чтобы Кафку сделать прошлым»,- все-таки вряд ли объясняет все и до конца. Как не пытались представить Кафку творцом абсурда, что воцарился в мире, такое прочтение является лишь одной из граней его творческой индивидуальности: существенной, но не определяющей. Из дневников это видно сразу.

Дневники вообще много чего корректируют в сложившихся представлениях, которые своей стойкостью превратили Кафку если не символ, то на значимое имя с определенным набором коннотаций. Чувствуя, что записи, которые делались Кафкой только для себя, время очень не отвечают суждением о нем, что стали бесспорными для массового сознания, душеприказчик и первый биограф писателя Макс Брод не спешил с их публикацией. Первая сборка появилась лишь через десять лет после того, как были напечатаны два знаменитых романа, а вслед за этим и «Америка».

Кафка в жизни казался неуверенным в себе, измученным сомнениями относительно своей литературной и человеческой состоятельности. Какие чувства испытал бы Кафка, если бы ему довелось дожить до дней запоздалой славы? Скорее всего ужас - дневники, в которых он откровенен, как нигде больше, делают такое предположение почти несомненным. Ведь о Кафке всегда думают как о явлении, и даже не столько литературное, сколько социальное, поэтому распространенным становится словечко «кафкианский» - определение, трактует нелепость, сразу к познанию, поскольку кому-то это известно из собственного печального опыта,- и книги этого пражского изгоя начинают восприниматься как некий белетризований пособие для того, кто изучает механику тотального или бюрократического всевластия трагического алогизма, обыденности.

Но он не хотел быть «явлением». Менее всего он осознавал себя как репрезентативную фигуру, потому что так никогда и не чувствовал истинной причастности к тому, чем жили, к чему стремились другие. Расхождение с ними, болезненные незримые барьеры - вот предмет наиболее мучительных размышлений, которыми переполняются дневники на протяжении тринадцати лет, что Кафка их вел, перевернув последнюю страницу в июне 1923-го, менее чем за месяц до смерти.

Эти рассуждения почти неизменно носят форму горьких упреков самому себе. «Я отделен от всех вещей пустым пространством, через границы которого я даже и не стремлюсь пробиться»,- что-то в таком духе повторяется вновь и вновь. Понятно, как тяжело переживал Кафка свой сердечный паралич, как он чаще всего называет это равнодушие, что не оставляет «даже щелки для сомнения или веры, для любовной отвращения или для отваги или страха перед чем-то определенным».

Последнее уточнение в высшей степени важное: равнодушие не была нечувствительностью. Она была только следствием особого психологического состояния, что не позволял Кафке чувствовать как что-то серьеВНОе и важное для него все то, что мало определенность и значимость в глазах окружающей среды. Идет ли речь о карьере, о матримониальные перспективы («если я доживу до сорока лет, то, наверное, женюсь со старой телкой с виплунитими заранее, не прикрытыми верхней губой зубами»), даже о мировой войне, что началась - он думает по-своему, прекрасно понимая, что этой личностью мысли и чувства лишь увеличивается его бесконечное одиночество и что тут ничего не поправить. «Какой удивительный мир теснится в моей голове! Но как мне освободиться от него и освободить его, не разорвав?»

Творчество Кафки много раз пытались истолковать именно как такое освобождение, поскольку в том же аккаунте 1913 года сказано, что избавиться от химер, которые овладели сознанием, крайне необходимо «для того я и живу на свете». Но если и вправду проза была для Кафки попыткой подобного «вытеснения», следствием была неудача, ведь читателям дневников это видно слишком четко - никакой сублимации не произошло: комплексы, раздражение, страхи только усиливались в Кафки с каждым прожитым годом, и тональность записей делалась только более драматичной. Хотя капитуляции не было. Просто с каждым годом Кафка все безперечніше убеждался в том, что при всей своей человеческой сутью он, на фоне окружающего, другой, что он существует как бы в другом измерении, в другой системе понятий. И что это, собственно, есть магистральный сюжет его жизни - значит, его прозы тоже.

Он действительно другой во всем, вплоть до мелочей, то есть, если присмотреться, его ничто не сближает и не роднит хотя бы с теми, кто сыграл действительно большую роль в его судьбе, как тот же Брод, Феліца Бауэр, чешская журналистка Милена Есенська, с которыми было двое помолвки, обе разорванные. Тяжелая ситуация, что постоянно вызывает у Кафки приступы отвращения к себе или непреодолимое чувство полной безнадежности. Он пытается бороться с собой, пытается взять себя в руки, но такие настроения овладевают им настолько сильно, что от них уже нет защиты. И тогда появляются записи, которые говорят сами за себя, как вот этот, относительно октября 1921-го: «Все - иллюзия: семья, служба, друзья, улица; все - фантазия, более-менее близкая, и жена - фантазия; ближайшая же правда только в том, что ты бьешься головой о стену камеры, в которой нет ни окон, ни дверей».

О Кафке пишут как о аналитика отчуждения, что сказалось на всем характере человеческих отношений в тогдашнем жизни, как о писателе, наделенного особым даром изображения всевозможных социальных деформаций, как о «пессимистического конформиста», которого почему-то противопоставили страшным фантомам, что сделались более реальными, чем зримая вероятность, как о прозаике, который всегда чувствовал грань между фантастическим и тем, что познается. Все справедливо, и, однако, не исчезает ощущение, что отдельного, пусть и очень значительное, принимается за суть. Пока не произнесено ключевое слово, интерпретации, даже самые изобретательные, что опираются на проверенные факты, все равно будут выглядеть недостаточными. Или по крайней мере, упускают нечто первостепенно важное.

Слово произнес сам Кафка, причем много раз: это слово - одиночество, и что такое абсолютное, «что его может назвать только россиянин». В его дневниках оно часто заменяется синонимами, и Кафка говорит о вновь пережитый им невыносимое состояние, когда становится тяжелым любое общение, об освоении своей обреченности на несчастье, о том, что всюду и всегда он себя чувствует чужим. Но, по сути, описывается все та же незримая камера без окон и дверей, все то же «головой о стену», что становится уже не жизненной, а метафизической реальностью. Она напоминает о себе и в грозовые минуты, и в найпрозаїчніших обстоятельствах, а дневник ее фиксирует с беспрецедентной полнотой показания.

Бывали годы, когда Кафка делал только отрывочные записи, а 1918-й отсутствует вообще (как характерно! Ведь это был год окончания войны, крушения Австро-Венгрии, германской революции - столько событий, но они словно не коснулись Кафки. У него свой отсчет времени, который сам по себе не способен ни ослабить, ни усилить задолго до всех исторических встрясок знакомое ему ощущение, что жизнь, по крайней мере, его собственно, катастрофа,- ощущение «сплошной несостоятельности»). Он мог надолго убрать со стола свои тетради, но все равно знал, что дневника не оставит: «Я должен сохранить себя здесь, ведь только здесь это и удается мне».

Но, кажется, только в дневниках, в свободном коллажи набросков, фрагментов, по горячим следам записанных снов, литературных и театральных впечатлений, перемежающиеся горькими размышлениями о своем настоящем и будущем,- только в книге, которой никогда не суждено было стать книгой, так завершено и достоверно воплотился образ Кафки. Вот поэтому, зная, как много значили для литературы романы и новеллы, все-таки самым значительным текстом Кафки, наверное, действительно стоит назвать дневники, где каждая страница заполнена чем-то необходимым и восхищает дополняет рассказ о писателе, чья жизнь тоже была произведением, составил такую важную повествование в истории современности.:

Достаточно широко известным литературным произведением Ф. Кафки есть его дневники, которые никак не должны попасть в руки посторонних читателей. Но судьба распорядилась так, что они остались после смерти писателя.

Из всей совокупности дневников он мало поддается прочтению. Но чем не понятнее дневник Кафки, тем лучше понимаешь, что это именно его дневник. Встревоженная мысль отправляется в Австро-Венгрии, подданным которой был еврей Франц Кафка. Сама эта смесь может настораживать! Кафка, несмотря на то, что чехи считали его за немца, потому что писал он именно на этом языке, немцы за чеха,- конфликтовал со своим народом. В этом самая большая трагедия. Человек с врожденными национальными чертами, с достоинством, но без пристанища родины. Уже вторая причина «страшных» кафкианских дневников - семья. Отец, который с ремесленника стал влиятельным фабрикантом, заставлял сына идти за ним. Здесь, в дневнике, возникает раздвоенность в употреблении слова «труд» Главным Кафка считал свое письмо. Но любовь к отцу, страх причинить ему боль (как и матери, как и любимой девушке), вызывает еще больший трагизм. В первом случае, с отцом, он не может не слушаться зова крови, в другом - не имеет права предать собственное дарование, а потом уже нанести боль Милене. Все его жизнь держалась на страшных разрывах: с любимыми, с родными, с близкими. И в этом смысле дневник Кафки - именно дневник, потому что он интимный и непонятный. Здесь прямо прочитывается разговор с тем невидимым, что дает ему загадочные видива, сны. Он не сомневается в их порочности. Но эта порочность спроектирована только на него, запертая в самом Кафке. Он болезненно ощущает вокруг себя вакуум, пустоту жизни. Он прибегает к титанической попытки построить собственную мастерскую, которая заканчивается поражением. И он сам ее признает в завещаниях, оговорив, что все его произведения будут по смерти уничтожены. Кафка понял, что он является лишь орудием в руках Господа Бога. Однако упрямо; как тот жук, пытался выбраться, вылезти из человеческих привычек: на страницах он перечисляет скучные пьесы чужих авторов, чужие рассказы, бытовые сцены, перепутаны вместе с его новейшими произведениями. От дневника, от его страниц часто-густо веет пустотами, скучными монологами собственных болячек. .

Впереди еще большая бойня. Первая масштабная мясорубка. Впереди дело Дрейфуса. Еврейство начинает выходить на мировую арену увереннее, евреи занимают высокие чиновничьи посты, но остается нерешенной проблема «гетто»: если ты живешь в христианском государстве, ты по крайней мере должен понимать, по каким принципам развивается общество. Еврей Франц Кафка пытался рассечь, постичь общество с чужой для него культурой. Он не был изгоем в еврейских семьях, как Шолом-Алейхем. Кафка, чтобы избежать проклятия, входит в сны, живет снами. Серебряные большие зеркала, где иногда писатель с ужасом видит рожу Сатаны. Его колебания между верой в Бога и сугубо прикладной верой в искусство. Для Кафки ночь - время сладкий кошмар, в котором он может уединиться; то ужас ужасов: перед писателем пустые листы бумаги, мука, боль. Но это не муки творчества. Это скорее муки визионерства. Его пророческие видения слишком мелочные, чтобы претендовать на петлю пророка. «Пророчество» Кафки в том, что он сконцентровується только на себе. Странно, что его туманные царства, замки через несколько десятков лет обрастут вонючим тряпьем тоталитарных режимов. Его сомнения, колебания напоминают ходу священника перед службой. Очистку. Омовение. Проповедь. Но часто Кафка боится проповедовать - в этом его преимущество, а не ошибка, как считают многие его исследователей. Его писания - это созерцание мессы маленьким еврейским мальчиком, который пытается понимать, что в том другом, христианском, мире происходит.

Умер великий австрийский писатель в 1924 году. Похоронен в Праге. Творчество его и на сегодня остается актуальной, интересной и неоткрытой сполна. Каждый читатель находит в его произведениях что-то свое. Важное, неповторимое...

«Перевоплощение». Автор работает над новеллой с 6 на 7 декабря 1912 года. Работа много раз уривалась различными семейными и служебными обстоятельствами. Выдается она в 1915році. Новелла имеет автобиографические источники: Грегор вспоминает о неудачном сватовстве к кассирше скамейки шляпок (Ф. Бауэр носила экстравагантные шляпки). В кругу литературных источников произведения называют «Метаморфозы» Овидия и «Двойник» Достоевского. Имя героя было взято из романа Я. Вассермана, где действует Грегор Замасса. - Это не просто фантастика, это огромная метафора, в которой автор подчеркивает чудовищность жизни маленького человека. Все обыденное - и в окружении, и в отношениях приводит к тому, что человек начинает терять свои человеческие черты, превращаясь в чудовище, на насекомое.

Символ насекомые - символ мертвого, животного существования обычной серой человека.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

«Созерцание» (1913), «Кочегар» (1913), «Превращение» (1915), «Приговор» (1916), «Сельский врач» (1919), «Голодар» (1924), «Процесс» (1925), «Замок» (1926), «Америка».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Сучков Б. Л. Ф. Кафка// Сучков Б. Л. Лики времени.- М., 1969.;

2. Днепров В. Д. Идеи времени и формы времени.- Л., 1980.;

3. Давид К. Франц Кафка. - Харьков, 1998.