ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЮВЕНАЛ, Децім Юной

(бл. 50 - ок. 130)

ЮВЕНАЛ, Децім Юной - творчество писателя

ЮВЕНАЛ, Децім Юной (Iuvenalis, Decimus Iunis - ок. 50, Аквін - ок. 130) - римский поэт.

Данных о жизни Ювенала до нас почти не дошло. Он родился в городке Аквіні (неподалеку от Рима), где его семья имела клочок земли с домом. Очевидно, принадлежал к сословию всадников. Ювенал начал писать поздно, уже 40-летним. До того занимался адвокатурой. Имел достаточно независимый характер и поэтому свои произведения не посвящал, как это было заведено, вельможам.

Творческое наследие Ювенала состоит из пяти книг, в которые вошли 16 сатир, написанных гекзаметром. Они содержат чрезвычайно резкую критику различных сторон римской жизни. Поэт считал, что самая ужасная атмосфера римской действительности побуждает к созданию обличительных стихов («дарование отсутствует, то стих родится от гнева»). Поэтому он поставил перед собой цель беспощадно обличать пороки общества. Но поскольку в те времена каждый критическое выступление мог обернуться трагедией для автора, он решил вернуть жало сатиры на прошедшие времена, но так, чтобы читателю было понятно: на самом деле поэт имеет в виду современность. Поэтому Ювенал мало похож на своего мирного предшественника Горация, который «разоблачал, сміючися». Его чрезвычайно острая, язвительная и правдивая критика касалась актуальных вопросов того времени.

В творчестве Ювенала различают два периода. В первый, продолжавшийся до 120-х pp., поэт написал три книги (9 сатир). Сатиры второго (до конца жизни) периода лишены бывшего обличительного задора и любого сатирического окраску.

Сатиры первого периода рассказывают об эпохе со времен Тиберия до тиранического правления Домициана, когда преследования набрали особого размаха.

Обосновав цель сатир - разоблачать общую порочность и безнравственность римского общества, Ювенал начинает из сатирического воспроизведения взаимоотношений между патронами и клиентами (1-я сатира), знакомых уже с эпиграмм Марціала. Противоестественные склонности мужчин, которые пытаются быть образцом нравственности для других, - тема 2-й сатиры. В 3-й сатире автор рассказывает об отъезде своего друга Умбріція из Рима в другое место для постоянного проживания - явление, характерное для того времени. Ювенал доказывает, что Рим уже переполнен приезжими, среди которых много преступников, разбойников и обычных проходимцев, которые вытесняют из города коренных жителей; в Риме не осталось ничего святого, все идет на продажу:

...Пусть там останутся Арторій,

Катул и все те людишки,

что и черное на белое повернут,

Все те, кому по душе

откупать реки и дома,

Упоряджати клоаки,

на очаги трупы носить...

...Здесь же, в Риме,

Всякий пытается более достатки свои

чепуритись,

А недостачу с чужой не раз наверстывает сундуки.

Ложь присуща всем.

Все мы здесь живем в честолюбивой

Бедности и грошохватстві.

Все здесь покупается в Риме,

Все продается...

(Здесь и далее пер. М. Зерова)

В 4-й сатире Ювенал высмеивает вороватых, лживых и никчемных вельмож, которых Домициан собрал из «важного» вопроса - что делать с уловом и где найти подходящих размеров блюдо? Язвительный начало задает тон всей сатире, самого императора поэт называет «лысым Нероном» и деспотом:

Еще с тех дней,

как последний из Флавиев мучил нещадно

Мир полумертвый,

и Рим ломился под лысым Нероном, -

Перед Венериным храмом,

в древней Анконе дорийской,

Камбала где огромная

в рыболовные попала сити.

Поэт дает уничтожающую характеристику каждому из участников совещания и самому правителю, а заканчивает сатиру упоминанием о его насильственной смерти:

Лучше, однако, терял бы время

на подобные забавы,

Чем творил те расправы безумные,

что в Риме забрали

Столько лучших людей,

забрали без казни, без мести...

Погиб он только тогда,

как баришникам стал опасен;

Лавочники убили его,

а не Ламіїв кровь благородная.

Не менее язвительно характеризует Ювенал патронов, которые унижают зависимых от них клиентов (5), а также римских матрон, порой из высшей знати, развратных и аморальных, брак с которыми невозможно из-за их многочисленные пороки, что их поэт старательно перечисляет (6). Автора возмущает нищенское положение поэтов, актеров, ораторов, он возлагает надежды на Траяна, который, возможно, улучшит их жизнь (7). Следующие сатиры содержат размышления Ювенала о благородстве, которой человек достигает благодаря своим личным качествам («найдешь благородство только в доблести духа своего», 8), а также о специфической своей римской темой историю, главными персонажами которой становятся муж, жена и ее любовник (9).

Сатиры второго периода, как уже отмечалось, не отличаются остротой и являются довольно спокойными размышлениями о превратностях человеческой жизни, о преходящесть красоты, славы, богатства и т.п., о преимуществах простого здравого яства, о моральные муки плута, после того как он кого-то обманул, нарушение правил морали египетскими племенами, о неправомерности применения военного суда в отношении гражданских лиц и т.д. Снижение критических тенденций можно объяснить приходом к власти относительно либерального Траяна, за которого жизнь римлян стало более спокойным и безопасным.

Ювенал избегает мифологических тем, все его сатиры опираются на злободневные сюжеты и факты римской повседневности. Чтобы придать им большей убедительности, автор часто прибегает к приемам ораторского искусства. Поэтому в его сатирах большую роль играют не только описываемые события, но и эмоции самого автора, которого возмущает все аморальное, несправедливое и жестокое. Окружающую социальное зло вызывает болезненную реакцию поэта, и под ее влиянием он начинает преувеличивать, гиперболизировать отдельные недостатки и целые явления, подбирает факты, составляющие неутешительную картину современной ему жизни, Иногда преувеличения становятся явными, и тогда Ювенал снижает сатирический запал каким-то ироничным окончанием.

Композиция сатир оригинальная. Ювенал часто обрывает тему, переходит к другой, потом опять возвращается к предыдущей. Благодаря средствам риторики он создает яркие образы, накапливает гиперболы, ставит вопросы, на которые сам и отвечает. Если же сатирик приводит хорошо известные мифологические сюжеты трагедий, то прибегает к ним лишь с целью дискредитации, чтобы показать их жестокость и безнравственность.

В большинстве случаев злободневная критика Ювенала не была голословной, к тому же она отражала взгляды и интересы средних слоев населения, недовольного правлением многих императоров. Однако насколько он был популярен среди современников и в более поздние времена, неизвестно. В новые времена творчества Ювеналу давали противоречивые оценки, содержание ее иногда почти искажался. В эпоху буржуазных революций Ювенала считали ярым обличителем тирании императоров и последовательным защитником республиканских идеалов. Во второй половине XIX в. ему уже отказывают в этих чертах, вообще расценивая его как легкомысленного критика-демагога, выступления которого никогда не имели под собой реальной почвы. Очевидно, это недопустимые крайности. Ювенала нельзя оценивать однозначно. Сочинения его составляют сложное общественное и литературное явление, имеют свои сильные и слабые стороны, и оценивать их нужно соответственно до исторического и литературного контекстов.



В. Пащенко, Н. Пащенко