|
ЮРСЕНАР, Маргерит
(1903 - 1987)
ЮРСЕНАР, Маргерит - творчество писателя
ЮРСЕНАР, Маргерит (Yourcenar, Marquerite; автонім: Крайянкур, Маргерит - 08.06.1903, Брюссель - 17.12.1987, Маунт-Дезерт, США) - французская писательница.
Отец будущей писательницы был французом, мать - бельгийкой. Уже с детства Юрсенар часто переезжала с места на место: летом жила в Бельгии, в Вестенді, где на берегу моря у отца была собственная вилла, зимой - в Париже. В 1914 г. Юрсенар вместе с отцом посетила Англию, а после возвращения в 1915 г. в Париж, поражена миром античного искусства, с которым познакомилась в английских музеях, начала усиленно изучать древнегреческий и итальянский языки. Кроме античной, увлеклась английской и русской классикой, особое предпочтение отдавала произведениям В. Шекспира, Ф. Достоевского и Л. Толстого. Пробовала и собственные силы в литературе, написав стихотворную драму «Икар», еще незрелую, которая, все же, позже была напечатана под названием «Садхимер».
Начиная с 20-х pp., Юрсенар почти постоянно путешествовала. В 1922 г. она совершает свою первую поездку по Италии. В 30-х pp. путешествовала Грецией, Австрией, балканскими странами. В 1937 г. она познакомилась с американкой Грейс Фрик, которая сыграла чрезвычайно важную роль в частной жизни Юрсенар. В 1937 - 1938 гг. они вместе совершили путешествие в США, а через год Юрсенар снова вернулась туда, чтобы поселиться на следующие двенадцать лет. Некоторое время работала в американском колледже, где преподавала французский и итальянский языки, одновременно работала классной воспитательницей, а в конце 40-х гг. вместе с Грейс Фрик жила на небольшом, напівбезлюдному островки Маунт-Дезерт вблизи северо-восточного побережья США, где они совместно прожили почти три последующие десятилетия в небольшом приобретенном домике, который назвали «маленьким удовольствием». В 1947 г. Юрсенар получила американское подданство и выбрала себе фамилию Юрсенар, которое она сначала использовала как литературный псевдоним и которое является анаграммой, образованной от перестановки букв фамилии ее отца.
Постоянно литературным трудом Юрсенар начала заниматься с начала 20-х pp. За два десятилетия до начала Второй мировой войны она успела издать три романа «Алексіє, или Трактат о бесполеВНОм противостояние» («Alexis, ou le traite du vain combat», 1929), «Монета мечты»(«Denier du reve», 1934), «Последний выстрел палача» («Le coup de grace», 1939). В этот же период она написала две драмы, которые были опубликованы позже, «Электра или Лица без масок» («Electre ou la Chute des masques», 1954) и «Мистерия Альцести» («Le mistere d'Alceste», 1963), циклы рассказов «Запряженная смерть» («La mort conduit l'attelage», 1934) и «Восточные новеллы» («Nouvelles orientales», 1938), а также сборник стихов в прозе «Огни» («Feux», 1936), которая была лирическим отголоском страстного несчастной любви, которое писательница пережила в годы юности. Довоенные произведения Юрсенар еще не вполне лишены заимствований и стилизаций. Исследователи отмечают особенно заметное влияние на ранние произведения Юрсенар Же. Жироду. Тематическое круг ранней прозы писательницы чрезвычайно широкое, обычно сориентировано на современную злободневную проблематику, но в то же время чрезвычайно густо насыщенное античными реминисценциями и аллюзиями. По мнению С. Завадовської, «в античности она увидела «полдень человечества», эпоху гармонии человека с окружающей природой. Последующие эпохи, и особенно современная, ассоциируются для него с царством тьмы. Она повсюду видит признаки анархии. В религиоВНОй жизни это прежде всего потеря чувства священного волнения. Вседозволенность, трансгрессия основополагающих законов природы и общества».
Новый этап в творчестве Юрсенар открыл ее роман «Воспоминания Адриана» («Les Memoires d'hadrien», 1951), который она начала писать еще в 1929 p., а продолжила лишь в конце 40-х pp. Произведение стилизованный под записки римского императора Адриана, который правил в первой трети II в. и вошел в историю античности не только как политический и государственный деятель, но и как один из самых образованных монархов Европы, поэт и ценитель поэзии, философ и ученый, мистик и меценат, который одним из первых открыл для Европы богатейший культурное наследие древнегреческой цивилизации. Фигура императора заинтересовала писательницу также и потому, что Адриан был, так сказать, человеком переходной эпохи, когда старая языческая вера еще окончательно не утратила своего значения и влияния на сознание современников, а новая христианская цивилизация еще только зарождалась, и это вызывало кризис веры и конфликт мировоззрений, которые Адриан, как образованный и умный человек, переживает особенно остро. Он чтит языческие представления, но понимает, что будущее не за ними. В то же время, по словам самой писательницы, ее роман направлен не только на воссоздание исторического прошлого, но и содержит определенные аналогии с политической действительностью послевоенной Европы, с надеждами писательницы на оптимистичные перспективы ее дальнейшего развития. Эпоха Адриана ознаменовала конец агрессивной завоевательной политики Рима и начало попыток налаживания мирной жизни и добрососедских отношений с другими государствами. Созвучны тенденции Юрсенар видит и в тех политических реформах, которые происходили в странах Европы после окончания Второй мировой войны. В 1968 г. вышел еще один известный роман Юрсенар «Философский камень» («L'oeuvre au noir»), в котором писательница обратилась к эпохе религиозных войн в Европе. В центре романа - врач и алхимик Зенона, который верит в безграничные возможности человеческого разума и культивирует это как самое высокое человеческое качество, но каждый раз, пытаясь использовать свои знания на пользу людям, получает противоположный результат: его знания и умения пытаются использовать с аморальной целью люди, которые стремятся к власти или обогащения. Поиски тайны философского камня превращаются в романе на символ любознательного, полного творческих потенций человеческого разума, стремящегося к самопознанию, пытается вырваться за пределы рутинных представлений и предрассудков. Если в довоенный период писательница была известна в основном только во французских писательских кругах, то романы «Воспоминания Адриана» и «Философский камень» принесли Юрсенар настоящую литературную славу. В 1968 г. за «Философский камень» она получила престижную литературную премию «Фемина», в 1971 г. ее избрали членом Бельгийской королевской академии, а 22 января 1981 г. она первой из женщин была принята в традиционно мужской состав Французской академии.
С конца 70-х гг. начался новый, последний, этап жизни и творчества писательницы. После смерти в 1979 г. Г. Фрик она продолжала жить на острове. Вместе с тем широкое литературное признание дало ей возможность в полной мере удовлетворить свою давнюю страсть к путешествиям по миру. На рубеже 70-80-х гг. она посетила Италию, Египет, Японию; во время путешествия в Кению в 1984 г. попала в автомобильную аварию, а в 1985 г. в Индии вынуждена была прервать очередное путешествие через серьезные проблемы с сердечной деятельностью. Умерла Юрсенар в возрасте 84 лет в одной из американских клиник.
Среди последних произведений писательницы - сборник повестей «Как вода, что течет»(1982), а также неоконченная автобиографическая трилогия «Лабиринт мира», куда вошли книги «Благословенные воспоминания» (1974), «Северные архивы»(1977), «Что? Вечность...»(1988).
В. Назарец
|
|
|