ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЮНУС ЭМРЕ

(1250 - 1320)

ЮНУС ЭМРЕ - творчество писателя

ЮНУС ЭМРЕ (Yunus Emre - 1250, Сарикьой, Турция - 1320) - турецкий поэт.

Юнус Эмре - одна из самых ярких фигур в истории турецкой литературы. О жизни Юнус Эмре известно немного. Его поэтическое наследство дошел лишь в поздних записях, датируемых примерно XV-XVI вв. Эти записи затем стали основой для создания дивана поэта. Достоверность стихотворений, вошедших к этому дивану, нельзя отрицать: попытки устного передачи неизбежно должны были бы вызвать отклонение от первоначального текста; возможно также, что вместе со стихами Юнус Эмре здесь помещены и стихи других авторов.

Фигура Юнус Эмре окутана легендами. Он был странствующим певцом, дервишем. Родился Юнус Эмре в поселке Сарикьой у Ескішехіра, был мюридом у известного суфийского шейха, всю свою жизнь провел в странствиях. «Я обошел Рум (Малую Азию) и Сирию, а также все верхние страны (Иран и Азербайджан)», - рассказывает Юнус Эмре в одной из своих песен. Доминирующие темы его произведений - странствия, чужбина, тоска по родине. Он говорил о себе, что никогда не брал в руки пера и не читал ни одной книги, кроме книги своего сердца. Однако эти слова нужно трактовать как поэтическое інакомовлення: «книга сердца», в котором горит божественная искра, является истинным источником познания. Называя себя необразованным, Юнус Эмре тем самым сблизил себя с простым народом:

Где искать тебя, в сердце, где ты?

Клянусь Богом, что ты там, где страдания и разруха.

Стихи поэта свидетельствуют о том, что Юнус Эмре был высокообразованным человеком своего времени, изучал философию, арабскую и персидскую литературы, лично знал многих выдающихся суфийских проповедников и поэтов.

В одной из легенд, связанной с именем Юнус Эмре, рассказывается, что сборник поэта, в которой было 3000 стихов, попала в руки Молли Касима. Он, сидя на берегу реки, начал читать ее и увидел, что эти поэзии «ненадлежащего содержания». Тогда Молла Касым бросил тысячу стихов в огонь, а вторую тысячу - в воду. Однако в первой поэзии с третьей тысячи он увидел такие строки:

Ты не перекручуй этих слов дервиша Юнуса,

Придет Молла Касым

и будет тебя испытывать.

Поражен этим предвидением поэта, Молла Касым поверил в их праведность. Однако в его руках осталась лишь тысяча стихов... Но оказалось, что не пропали и другие поэзии Юнус Эмре - те, что были сожжены, начали петь птицы, а те, которые бросили в воду, - спели рыбы. Последняя тысяча осталась у людей, и на протяжении веков передается из уст в уста. Эта поэтическая легенда подтверждает народную любовь к поэту и его бессмертных произведений.

За своими религиоВНО-философскими взглядами Юнус Эмре - мистический пантеист; он считал, что вокруг в мире разлито божественное начало. Поэт видит его в лучах солнца, лунной дорожке, звездах и ветровые, аромате цветов. Прославляя Бога, растворенного в природе, поэт воспевает саму природу, стремясь объединиться с ней. Образы поэта традиционные, он широко использует народную поэтическую символику.

Ощущая Божье присутствие в окружающей среде, Юнус Эмре отрицает официальные религиозные представления о рае:

Вот говорят: рай, рай -

Несколько дворцов, несколько гурий -

Отдай его тем, кто туда стремится,

А мне нужен только ты, мой Бог.

Юнус Эмре убежден, что рай находится в сердце каждого, кто «пришел к единению с Богом». На человека он смотрит как на высшее проявление божественной премудрости, и поэтому путь к Богу, по мнению поэта, - в любви к людям. «За каждым существом, которое живет в этом мире, страдает, пылая, сердце мое». Болезненно чувствителен к человеческому горю, он называет себя «самым несчастным мужем скорбей на свете», «вместилищем скорби».

Поэзия Юнус Эмре переполнена огромной душевной силой и искренностью. Голос поэта вырывается из глубины его безграничного сердца, которое то «безумно полум'яніє», то «бурлит, как водопад». Из его глаз «бурным потоком кровавые слезы текут», сердце поэта - «сплошная открытая рана», потому что «оковы любви на мою шею наложив Бог, и отныне мой путь - пылать в огне, отныне призвание мое - утонуть в слезах».

Юнус Эмре смело затрагивает в своих произведениях и социальных тем. Он осуждает господствующую в стране бедность и разруху, жестокость виновников народного бедствия - «неблагородных беев, чья пища отобрана у бедняков и чье питье - кровь». Автор ищет в «книге своего сердца» ответ на вопрос, почему в мире властвуют зло и насилие. С этих позиций решает Юнус Эмре и тему смерти - одну из доминирующих в суфийской литературе.

Суфии связывали тему смерти с идеей равенства всех людей (перед смертью все равны). «Взгляни сюда - где беи здесь лежат, а где рабы». Продолжая эту традицию, поэт, однако идет дальше своих современников. Если суфии считали смерть проявлением божественной воли и доказательством иллюзорности этого мира, тем самым прославляя ее, то Юнус Эмре бросает обвинение смерти: «Смерть - это убийца, что косит человеческие жизни и не жалеет ни малого ребенка, ни красавца-юноши». Автор скучает по тем, что смерть превращает в прах «изящные тела», «сонячноликих» и «сладкоречиво», приносит «множество горя тем, кто теряет своих близких - одним сгибает состояние от страдания, вторых - лишает убежища смерть».

Замечательный талант поэта-гуманиста широко раскрылся в лирике. Одновременно с газелью он использует народные песенные формы, силлабический стих.

Дидактика Юнус Эмре представлена его «Поучительным посланием» («рісалетан-нюсхія», 1307). Оно состоит из небольшого вступления в стихах и прозе, где освещены основные философские и морально-этические взгляды автора шести поэтических разделов - дестанів, призванных служить своеобраВНОй иллюстрацией его взглядов. «Назидательное послание» - это, по сути, произведение, вобравшее всю совокупность мировоззренческих позиций автора.

Мистический взгляд на мир как на эманацию божества не исключал рационалистических элементов философской концепции Юнус Эмре Освещая вопрос создания мира, он исходил из античного учения о четырех элементах - первоосновы материального мира и главных человеческих черт. Единство взаимодействующих противоположностей, присущее явлениям мира, рассматривалась как свойство самой божественной истины, противоречивой по своей сути. Отсюда вытекало и объяснения противоречий, заложенных в человеке и, с другой стороны, стверджувалась потенциальная возможность ее внутренней самосовершенства.

Каждый дестан «Назидательного послания» - небольшая аллегорическая поэма, в которой изображена борьба персонифицированных порока и добродетели. Эта борьба ведется между Жадностью и Умеренностью, Гордыней и Скромностью, Жадностью и Щедростью, Ложью и Искренностью. Арена их борьбы - внутренний мир человека (микрокосм), сравним здесь с большим городом, в котором правит падишах Ум.

В поэме много колоритных зарисовок. Вот близка к эпизодов героического эпоса сцена поединка Умеренности и Жадности: Умеренность на коне, в боевых доспехах выезжает на городскую площадь и только одним своим видом заставляет противника бежать (дестан первый). Или - мятеж разбойника Гордыни, который захватил горный перевал и преградил путь до города, а затем, после совершенного разбоя, позорно сбежал от Скромности (дестан второй) и т.д. Все дестани являются самостоятельными и сюжетно-композиционно завершенными. Каждый из них - это рассказ-беседа. Иносказательный рассказ построена везде по определенной схеме: страдающий пленник Порону обращается к Разуму, и тот посылает его увольнения Добродетели. Гимн Добродетели, которая непременно торжествует, придает поэме высокого гуманистического пафоса.

Юнус Эмре вошел в турецкую литературу как основоположник поэзии народных співцівашиків. Темы и образы его стихов стали традиционными для творчества ашиків. Лирический герой ашицької поэзии - это странствующий певец, тоскующий в разлуке с любимым. Вдохновленная, полная глубокой искренности поэзия Юнус Эмре, что отразила величие народной души и глубину народных страданий, до сих пор передается в Турции из уст в уста.



И. Бородина