9 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЛИТЕРАТУРА ПРОСВЕЩЕНИЯ
В чем смысл спора между Богом и Мефистофелем? (По произведению Гете «Фауст»)
Разговор между Богом и Мефистофелем - это и экспозиция, и завязка действия «Фауста». О чем же спорят эти двое? Конечно, о том, насколько совершенным создан мир и человека.
Позиция Мефистофеля очевидна: он с глубоким презрением относится к человеку, называя его «смешным божком земли», который не способен ни к чему, кроме развлечений сомнительного типа. Мефистофель забрасывает Богу, что тот зря наградил человека разумом, поскольку она не способна воспользоваться этим даром. Да и сам мир Мефистофель жужжит, считая его несовершенным, плохим. А насчет человека, то ее и чертовы сожалению:
Нет, что ни говори, а плох наш белый свет!
Бедняга человек! Он жалок так в страданье,
Что мучает бедняка и я не в состояньи.
Итак, Мефистофель считает человека жалким беспомощным созданиям. Опровержение этой клеветы на человека и мир и составляет идейный пафос трагедии. Бог настолько верит в человека, в его разум и совесть, что позволяет Мефістофелю попытаться свести Фауста, которого он считал образцом человека образованного, умного, честного и порядочного:
И посрамлен да будет сатана!
Знай: чистая душа в своем исканье смутном
Сознаньем истины полна!
Смысл спора между Богом и Мефистофелем вполне понятен, учитывая эпоху, когда была создана драматическая поэма «Фауст». Это была эпоха Просвещения, а значит, дискуссия о человеке и мире - это отпечаток времени Просвещения, возвеличувала разум человека, его возможности и роль в мире. Бог выступает здесь с позиции величайших мыслителей и художников своего времени. Ему известно и понятно постоянное стремление человека к познанию, желание познать мир, найти истину. Ведь для того человеку и дан разум. Таким образом дискуссия о человеке и возможностях его разума становится главной проблемой произведения. И именно в этом суть спора между Богом и Мефистофелем.
|
|