ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ГЕНРИХ ГЕЙНЕ

Нескрываемое лицо Германии в «Путевых картинах» Генриха Гейне

Немецкий поэт и прозаик Генрих Гейне создал новаторскую лірофілософську прозу «Путевые картины», которая имела большое влияние на мировую эссеистику и художественно-документальные жанры. Первая часть «Путевых картин» - «Путешествие на Гарц» (1824).

«Путешествие на Гарц» является развитием и дополнением «Книги песен» - книги о чувства и мысли. По содержанию «Путешествие на Гарц» - путевые заметки, которые обрисовывают немецкую действительность середины 20-х годов. Написаны они в форме литературно-политического фельетона. Описание путешествия и красоты немецкой природы переплетается с остроумной и едкой критикой общественных отношений и порядков в Германии. Автор сочетает жанровые сцены и общественно-политическую сатиру. Картины морали, суждения о политических событиях, наблюдения типичных явлений действительности переплетаются со сказочным видением и старинными легендами.

В основе произведения - тонкая ирония. Здесь нет внятного положительного идеала Гейне. Нет прямого призыва к борьбе, программы этой борьбы. Чем глубже всматривается Гейне в картину общественной жизни Германии, тем более язвительной становится его ирония. Он ненавидит классы, которые угнетают народ и не меньше ненавидит тупых мещан, которые подчиняются этой власти.

«Дорожные картины» показывают убогость Германии, разделенной на десятки карликовых княжеств. Они передают задушну атмосферу немецкой действительности с ее феодальными, почти средневековыми предрассудками: «Воздух в Германии очень спертый и горячий, и я иногда боюсь задохнуться в нем или быть задушенным в жгучих объятиях моих собратьев-мистиков».

Духовный застой, беспросветная пошлость, тупое самоудовлетворение, типичное для немецкого бюргерства 20-х годов, отразились на страницах гневной и остроумной книги «Путевых картин» Гейне.

Описывая город или село, описывая ту или иную случайную встречу во время путешествия, Гейне передает черты, типичные для всей немецкой действительности того времени. Так, описание города Геттингена, что является владением короля Ганноверского и содержит 999 зданий, «прославившееся своими колбасами и университетом», перерастает в сатиру на десятки других родственных городов в 36 немецких княжествах.

Самодовольную ограниченность немецкого филистера - тевтомана, который добровольно соглашается с существующими порядками, Гейне иллюстрирует небольшими зарисовками «с натуры», в которых типичное передается чертами острого гротеска. Например, на одном из этапов своего путешествия писатель встречается «с толстым гражданином из Гослара». В беседе с «образованным» бюргером-рационалистом Гейне показывает беспросветную пошлость и самодовольную тупость немецкого бувальця.

Гейне не проходит мимо рабочий класс родной страны. Пост видит его страдания, жестокую эксплуатацию со стороны хозяев. Спустившись в шахты и поговорив здесь с рудокопами, Гейне отмечает покорное восприятие немецкими рабочим и тех тяжелым в языков, в которых они работают. «Мой чичероне оказался честным немцем собачовідданої породы... Показал мне длинный деревянный стол с высоким стулом из руды, на котором сидел герцог... Немецкая верность!»

«Ваш народ, - с горечью обращается Гейне до «господ немецких», - самый верный, и вы ошибаетесь, считая, что умный старый верный пес взбесился внезапно и вишкіря зубы на священные ваши икры».

Таким образом, автор в своей книге точно и верно подает наблюдения реалистичного жизни, сатирически изображает отдельные отвратительные явления действительности.