ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

9 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Изображение дворянства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Трудно изобразить в романе или повести реальную картину определенной эпохи, заполняя ее лишь образами главных персонажей и указаниями на определенные исторические и социальные события. Это будет только эскиз, неполный очерк, без оттенков и полутонов, что появляются при сравнении.

Поэтому так нужны в этом пушкинском романе «Евгений Онегин» с четырьмя центральными героями, которые определяют главную сюжетную линию, и второстепенными персонажами еще множество набросков, воспоминаний, отдельных черт, имен, типажей, которые заполняют сюжетную канву, создавая яркий фон картины определенного времени, делая образы главных героев еще более четкими и выпуклыми.

Представьте себе Онегина, Татьяну, Ленского, Ольгу без их окружения, без дворянства в романе! Как вы узнали о неординарность восприятия мира Онегиным, его активное отношение к жизни, если бы не было его дяди - сельского старожила, который «лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил»? А еще целый круг других соседей, что читали только «календарь осьмого года», но дружно пришли к выводу о Онегина:

Сосед наш неуч; сумасбродит;

Он фармазоны; он пьет одно

Стаканом красное вино;

Он дамам к ручке не подходит;

Все да да нет; не скажет да-с

Иль нет-с.

Когда автор знакомит читателя с Владимиром Ленским, он подчеркивает, что герой живет

В пустыне, где один Евгений

Мог оценить его дары...

Здесь мы уже видим некий монолитный образ-типаж, как хор в кукольном театре, где несколько человек, вместе открывая рта, поют на один голос, как только потянут за веревку:

Их разговор благоразумный

О сенокосе, о вине,

О псарне, о своей родне,

Конечно, не блистал ни чувством,

Ни поэтическим огнем,

Ни остротою, ни умом.

Трясина привычки затянула в свое болото и мать Лариных, затянет, пожалуй, и саму Ольгу и могла бы затянуть Ленского, если бы Пушкин не спас его, убив на дуэли. Помните:

Во многом он бы изменился,

Расстался б с музами, женился

В деревне, счастлив и рогат,

Носил бы стеганый халат;

Узнал бы жизнь на самом деле,

Подагру б в сорок лет имел,

Пил, ел, скучал, толстел, хирел.

И, наконец, в своей постеле

Скончался б посреди детей,

Плаксивых баб и лекарей.

Апофеозом этого явления, вершиной типизации является описание гостей на именинах Татьяны и шаржовано-гротескный отпечаток этого типажа - чудовища в Тетяниному сне.

Возможно, возникнет мысль: в этом виновата провинция, ограниченный круг общения, дремучие леса. Татьяна в этой среде - исключительное явление, Евгений - вообще гость, появился неожиданно. Но Пушкин показывает нам не один слой дворянства - сельское, мелкопоместное. Мы видим и московское дворянство - окружение Лариных, и высший свет столицы.

Сельские пейзажи меняются на московские улицы. Московские девушки свысока поглядывают на провинциальную прическу и наряд Татьяны, но

... всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор;

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно.

В бесплодной сухости вещей,

Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки...

То есть, московское окружение Татьяны отличается от сельского разве что внешним видом. Это же оттуда вышла мать Татьяны и Ольги, влюблена в романтические произведения не потому, что их читала, а по словам кузины!

их косність, статичность застывшего скучной жизни Пушкин мастерски подчеркивает повторением одинаковых указательных слов: «такой же», «так же». На первый взгляд, одна строка может восприниматься несколько нелогичным, но как метко охарактеризовал светская круг поэт: «Все то же лжет Любовь Петровна!» Не «так же», а «то же самое» - разве можно лучше сказать о статичность мыслей, чувств, липкое паутину этой среды!

Может, наконец, столичное петербургское дворянство и есть тот самый высший свет, тот идеал общества? Описывая петербургский мир, поэт не показывает однородный тупая толпа, невыразительный монолит банальности. Наоборот, мы встречаем, наконец, определение «умный», «остроумный». Но перечень гостей мужа героини по синтаксической построением (три строфы - три предложения, полны сарказма) напоминает нам эту смесь на именинах у Лариных. Они так же бросятся на плотву, если Татьяна сделает неверный шаг, сойдет со своего пьедестала совершенства. Объясняя изменения в Татьяне, автор обращает внимание на «приемы утеснительного сана», которые дают ей возможность держать себя в руках при любых обстоятельствах. Любимая героиня Пушкина так же чужая здесь и скучает по единственной искренней душой в ее жизни - за няней.

Получается, все три слоя дворянства: сельское, московское и столичное - это три взгляда на общественную среду России первой половины XIX в. с разных сторон приводят нас к одному выводу. Этот вывод - не о «лишнего человека» в обществе, а о неординарную личность, которая свою среду переросла, изменений в нем может и не дождаться, но должна жить достойно и разумно, чтобы во всем быть выше этот уровень, над которым она подняла голову.