|
ИВАШКЕВИЧ, Ярослав
(1894 - 1980)
ИВАШКЕВИЧ, Ярослав - творчество писателя
ИВАШКЕВИЧ, Ярослав (Iwaszkiewicz, Jaroslaw - 20.02. 1894, с. Кальник Київс. губернии - 02.03.1980, Стависько, поблете. Варшавы) - польский писатель.
Ивашкевич родился в селе Кальник (Винницкая обл.). Его отец, Болеслав Ивашкевич, учился в Киевском университете (вместе с Фадеем Рыльским, отцом М. Рыльского), но за участие в польском восстании 1863 г. был исключен из университета и, отбыв наказание, некоторое время работал домашним учителем, пока не нашел скромную должность бухгалтера сахарного завода, на котором работал до конца своей жизни.
Отец умер в 1902 году, и большая семья (Ярослав был самым молодым, а кроме него, в семье было три сестры и брат) осталась без средств к существованию. Сначала Івашкевичі перебрались в Варшаву, где жили 2 года (1902 - 1904), а затем надолго поселились в Елизаветграде (ныне - Кировоград). Здесь Ярослав поступил в гимназию, но в 1909 г. мать перевела его на учебу в Киев. Начиная с шестого класса, Ивашкевич учился в IV киевской гимназии, которую окончил в 1912 году. В том же году он поступил в Киевский университет на юридический факультет. Одновременно Ивашкевич учился в музыкальной школе, а затем - в консерватории. Средств не хватало, и это заставляло его подрабатывать репетиторством.
В 1918 p., после окончания университета, Ивашкевич приехал в Варшаву, где сразу попал в водоворот общественной и культурной жизни. Он служил в армии, работал в газете, одновременно активно налаживал творческие контакты. В 1922 г. женился и на долгие годы поселился в пригороде Варшавы. Жизненные и материальные позиции писателя постепенно улучшались. С 1922 до 1924 г. Ивашкевич работал секретарем маршалка сейма Пахарь, затем специальным корреспондентом литературной газеты в Париже, старшим референтом отдела пропаганды польского искусства за рубежом, секретарем польского посольства в Копенгагене, Брюсселе. В период с 1925 по 1938 гг. Ивашкевич посетил Австрию, Германию, Италию, Швейцарию и Испанию.
Эстетическая ориентация писателя формировалась в процессе поисков и экспериментов с различными художественными направлениями. Первые шаги в литературе Ивашкевич сделал под влиянием «Молодой Польши». После приезда в Варшаву он больше всего сблизился с поэтической группой «Скамандр». Творчество Ивашкевича межвоенного двадцатилетия условно можно разделить на два периода - «киевский» и «варшавский».
Первым произведением «киевского» периода творчества и вообще первым произведением Ивашкевича стала поэма «Молодость господина Твардовского» (1912-1915), построенная на шутливой игре с разными литературными образами, а вторым - повесть «Бегство в Багдад» («Ucieczka do Bagdadu»), которая была написана зимой 1916 г. в Саратове, куда, в связи с войной, на некоторое время был эвакуирован Киевский университет. «Бегство в Багдад» - стилизация под произведения писателей «Молодой Польши». Сюжет произведения довольно запутан и неясен, а главное место в нем отведено восточной экзотике. В центре повести - судьбы разных людей, которые тщетно пытаются найти свое счастье.
В течение 1916-1918 гг. Ивашкевич написал также поэтические сборники «Восьмивірші» («Oktostychy»), «Дионисии» («Dionizje»), «Kacudu», выдержанные в модерном духе, и повести «Зенобія Пальмура» и «Осенний пир», которые вышли в свет уже в Варшаве.
Лучшими произведениями «варшавского» периода творчества Ивашкевича считаются поэтический сборник «Возвращение в Европу» («Powrot do Europy»), повесть «Луна восходит»(«Ksiezyc wschodzi») и роман «Красные щиты»(«Czerwone tarcze»).
Сборник «Возвращение в Европу» вышла в 1931 г. Ведущая идея сборника заключается в утверждении мысли о культурном единстве всех народов Европы. Ивашкевич мечтает о братство народов, братство культур всех европейских стран. В сборнике много стихов о париже, Брюссель, Италию. Но вместе с тем важное место в книге занимают стихи, посвященные Польше, России и Украине. Главный герой повести «Луна восходит» - молодой поэт Антоний, в образе которого много автобиографических моментов. Польская критика склонна толковать повесть как историю литературного рождения Ивашкевича. В этом произведении, по мнению критиков, Ивашкевич преодолел модернизм, свойственный его раннем творчестве, и ступил на путь реалистического изображения действительности.
Выдающимся произведением в творчестве Ивашкевича межвоенного двадцатилетия стал его исторический роман «Красные щиты» (1934). Он охватывает несколько десятилетий XII в. в жизни Польши, Германии, Италии, Сициліїта Ближнего Востока. Главный герой произведения - польский князь Генрих Сандомирский. В польской истории этот князь не оставил какого-то значительного или даже более-менее заметного следа. Некоторые свидетельства о нем сохранились в польских хрониках. Генрих Сандомирский у Ивашкевича - это как нереализованная возможность приостановки процесса феодальной раздробленности. Генрих стремится стать королем, чтобы приостановить распад государства. Его вряд ли можно назвать слабым и нерешительным, но в своих стремлениях к власти он предстает перед серьеВНОй и даже трагической этической дилеммой. Занять трон он может только при условии убийства своих старших братьев, которые просто так не уступят своей властью. Генрих так и не решается лишить жизни своих братьев. А перед самой смертью он бросает в Вислу корону отца, которую он мечтал одеть после того, как займет трон.
В «варшавский» период Ивашкевич написал еще целый ряд произведений. В частности, романы «Заговор мужчин» («Zmowa mezczyzn»,1930), «Блендомирські страсти» («Pasje btedomierskie», 1938), ряд рассказов, поэтический сборник «другая жизнь» (1937), пьесы «Лето в Почете» («Lato w Nohant», 1936-1937) - жизнь Ф. Шопена, «Маскарад» («Maskarada», 1939) - о О. Пушкина.
Во время войны и оккупации Польши Ивашкевич жил в городке Стависько, возле Варшавы, где заботился о польских писателей и артистов и продолжал писать. Именно в этот период он написал большинство глав своей будущей автобиографической труда «Книга моих воспоминаний». Художественные произведения этого периода, распределяются по трем тематическим направлениям: 1) философско-дидактический рассказ «Битва на Сейджмурській равнине» (1942); 2) морально-религиозный - повесть «Мать Иоанна от ангелов» (1943) и 3) антифашистский рассказ «Старая кирпичный завод»(1943), повести «Мельница на Лютині» (1945), «Икар» (1945) и др.
Центральным произведением этого периода является повесть «Мать Иоанна от Ангелов», события которой основаны на реальном историческом факте, который имел место в XVII в. в небольшом французском городке Луден. В 1634 г. в Лудені был сожжен на костре местный священник Урбен Грандьє, которого обвинили в том, что он с помощью дьявола напустил чары на нескольких монахинь монастыря урсулинок. Как было «установлено» во время судебного процесса, настоятельница монастыря Иоанна от Ангелов была одержима семью дьяволами, Луиза от Иисуса - двумя, Элизабет от Креста - пятью. Этот исторический факт неоднократно привлекал внимание европейских писателей, в частности А. Дюма, А. Хаксли, Дж. Вайтинга. И. взял за основу реальные события, но перенес их в Польшу 2-ой пол. XVII ст. Город Луден он превратил в городок Людинь, священника Ґрандьє у ксендза Гарнеця, а баронессу Йоанну Бельсьє в княжну Иоанну Бельские.
Центральным героем повести Ивашкевича является ксендз Юзеф Сурин, который с 12-летнего возраста живет при монастыре, а в 16 лет вступил в орден иезуитов. Он очень далек от светской жизни, никогда не любил и вообще мало общался с женщинами, кроме набожной матери и сестер, которые также ушли в монастырь. Сурин почти ничего не знает об окружающем мире, поскольку всю свою сознательную жизнь он посвятил Богу. Его обязывают провести обряд экзорцизма, то есть очищение душ монахинь, а также настоятельницы Иоанны от дьяволов. Влюбившись в Йоанну, Сурин в отчаянии соглашается отдать всего себя дьяволу.
После войны Ивашкевич активно занимался культурной, общественной и литературной работой. Он часто бывал в Советском Союзе и, в частности, в Украине, поддерживал интенсивные творческие связи с украинскими и российскими писателями. В послевоенный период Ивашкевич выдал 9 стихотворных сборников: «Олимпийские оды» - 1948, «Косы осени» - 1954, «Темные тропы» - 1957, «Завтра жатва» - 1963, «Круглый год» - 1967, «Ксении и элегии» - 1970, «Итальянский песенник» - 1974, «Карта погоды» - 1977, «Вечерняя музыка» - 1980, роман-эссе «Шопен» (1955), повести «Любовники с Марони» (1961), «Зарудье» (1976), драмы «Женитьба господина Бальзака» (1959), «Космогония»(1967) и другие.
В последних поэтических сборниках Ивашкевич достиг, по словам польского исследователя Я. Рогозинского, «такой степени совершенной простоты, которую можно сравнить только с простотой самых ярких лириков - Гете или Мицкевича». Мудрая старость - так можно обозначить основную тональность последних стихотворений поэта:
Богиня стойкости и света неземного,
Что умеешь последний день побороть,
Богиня уничтожения всего злого,
Стой на страже дома и ніщоти.
Возьми меня в свои зеленые гони
И вырви руки - сжалься надо мной,
И похорони, и дай мне свои короны,
Чтобы был тобой я, ніщотою и сосной.
(«Ураніл», пер. Д. Павлычко)
Центральным произведением этого периода, как и творчества Ивашкевича в целом, стал роман-эпопея «Слава и хвала» («Stawa и chwala», 1956-1962). В 1963 г. роман был почтен премией министра культуры и искусства.
Тема романа - исторические сдвиги, которые происходили в жизни польского общества в i пол. XX вв. в их взаимосвязи с жизнью представителей разных социальных слоев. События охватывают значительный исторический промежуток времени - 1914-1947 гг. Начинаются они в Украине, накануне Первой мировой войны, охватывают революцию 1917 и последующие годы гражданской войны, затем переносятся в Польшу, где прослеживается процесс возникновения буржуаВНОй Польской республики, переворот Пилсудского, немецкая оккупация и варшавское восстание 1944 г. Одновременно с изображением межвоенной Польши Ивашкевич переносит действие романа то в Одессу, то в Париж и Гейдельберг, то в испанский Бургос. В романе более ста персонажей, которые представляют почти все слои польского общества и его политические силы. В центре произведения - жизненные судьбы нескольких поколений семей Ройських, Тарло, Шиллерів, Мишинських и Голомбеків. Автор знакомит читателя с ними буквально накануне Первой мировой войны. Они увлекаются музыкой, поэзией, разговаривают о любви, влюбляются, дискутируют на политические темы. События Первой мировой войны, революции, гражданской войны становятся как бы первым серьезным испытанием в жизни этого поколения, началом формирования его идейного мировоззрения. Это именно поколения находится в центре внимания писателя и тогда, когда он описывает предвоенную Польшу. Жизненные пути и позиции этих людей в основном уже определились, они приобрели определенный опыт, с высоты которого оценивают события и политические процессы в Польше, личной жизни и жизни своих родных и знакомых.
Большое количество персонажей, выведенных в романе Ивашкевича, образует значительное количество фабульних линий, которые развивают их жизненные судьбы и организуют сюжетное действие романа. Отдельные фабульні линии то пересекаются, то расходятся, идут параллельно друг другу и одновременно существуют в сюжете как бы автономно. Эта их относительная самостоятельность, автономность создает впечатление «новелістичності». «Слава и хвала», - пишет один из критиков, - это шедевр композиции, построен как многочастное музыкальное произведение, состоящее из ряда относительно самостоятельных рассказов».
Своеобразным связующим звеном между отдельными фабульними линиями есть история жизни Януша Мишинського, которого можно считать центральным героем романа. Он - представитель обедневшей шляхты, интеллигент. Всю жизнь Януш ищет ответы на вопросы о цели и смысле собственной жизни, о том, что такое истина, в чем счастье человека. Жизненный путь Януша Мишинського поразительно напоминает жизненный путь героев романа Л. Толстого «Война и мир». Как и многие из них, Януш вступает в активную жизнь с избытком романтических мечтаний и высоких идеалов. Как и они, он постоянно ищет своего места в мире, постоянно занят философскими раздумьями о месте человека в истории. Как и они, он проходит через целый ряд жизненных испытаний и разочарований, теряет юношескую романтику, но не высокие идеалы, верность которому сохраняет до конца жизни. По возрасту и мировоззрению Мишинський принадлежит к поколению, которое отходит в прошлое. Большую часть своей жизни он то пытается заняться хозяйством в купленном для него сестрой поместье, то хочет обрести счастье в любви, то просто предается философским размышлениям и ностальгическим воспоминаниям о прошлом. И лишь в конце своей жизни Януш Мишинський переходит к активным действиям. В оккупированной Польше он помогает партизанам, а когда гестаповцы приходят арестовать его, бросает вызов гитлеровским офицерам (бросается с кулаками на одного из них) и погибает от фашистской пули. Как завещание, звучит в финале романа письмо Мишинського, написанный им еще до своей гибели и адресован племяннику - Алекові Белинскому. В этом письме Януш призывает молодого Билинского избавиться от сомнений, шляхетской превосходства и возвращаться из эмиграции в освобожденную Польшу. В общем, роман Ивашкевича «Слава и хвала» - это не столько объективирован картина полувекового исторического развития Польши, сколько картина души современного И исторического поколения, отраженная в его размышлениях, переживаниях, надеждах, духовных достижениях и потерях.
К украинской тематике Ивашкевич обратился в трилогии «Слава и хвала», в повести «Зарудье» (1976), ряде стихотворений, рассказов и эссе, незаконченной книге «Путешествие по Украине». Многочисленные статьи, воспоминания, отзывы Ивашкевича отмечены глубоким знанием украинского фольклора и литературы. Отдельные произведения Ивашкевича перевели М. Бажан, Д. Павлычко, О. Медущенко, О. Лєнік, Вал. Шевчук и др.
В. Назарец
|
|
|