|
ІРАСЕК, Алоиз
(1851 - 1930)
ІРАСЕК, Алоиз - творчество писателя
ІРАСЕК, Алоиз (Jirasek, Alois - 23.08.1851, Тронов - 12.03. 1930, Прага) - чешский писатель.
Свои самые значительные произведения Ірасек писал в довоенное десятилетие, а один из лучших своих романов - «Тьма» («Temno») - выдал на пороге Первой мировой войны. Ірасек происходил из древнего крестьянского рода; его отец был ткачом, затем пекарем; родной край, его природа и обычаи оказали огромное влияние на будущего писателя. Окончив гимназию (сначала Ірасек учился в немецкой школе в г. Броумов, затем - в чешской в г. Градец Кралове), Ірасек колебался, выбрать ему карьеру художника (у него были неоспоримые способности к живописи), или изучать историю. Остановившись на истории, он после окончания в 1874 г. университета уехал в г. Литомышль, где преподавал сначала в гимназии, затем в реальном училище. Четырнадцать літомишльських лет дали Ірасеку мощный импульс к художественному творчеству: здесь он собрал богатейший материал для своих произведений. 1888 г. И. переехал в Прагу, где, излагая в 1909 г. в гимназии на Ржаной улице, написал большинство своих романов.
Со студенческих лет Ірасек дружил с Микулашем Алешем, известным чешским художником, с которым делился своими творческими планами, в Праге Ірасек сблизился со многими художниками и культурными деятелями, прежде всего из числа «люмірівців» и «руховцев», прогрессивных культурных кружков конца XIX ст. Ірасек был одним из редакторов журнала «Колокол» («Zvon»). В 1917 г. принимал участие в создании манифеста чешских писателей с требованием национальной самостоятельности.
Ірасек умер в Праге, похоронен на родине, в г. Гронов.
Творческий путь Ірасека начал со стихов патриотической направленности, а его ранняя проза посвящена современному селу. Однако уже первый исторический роман «Скалаки» («Scalaci», 1875) привлек внимание критики как поразительно зрелый для начинающего автора произведение. С поразительной достоверностью Ірасек на основе воспоминаний и документов воскресил события столетней давности - восстание крестьян Находського края против феодалов-иностранцев из рода Пикколомини. С особой симпатией Ірасек обрисовал образ национального героя - Ржавчины Скалака.
Темой двух следующих произведений Ірасека также стала история Находська. В романе «При герцогском дворе»(«Na dvofe tevodskem», 1887) изображена жизнь Находського замка в конце XVIII в. в эпоху чешского национального возрождения, борьбу патриотов за отмену крепостного права; в романе «Рай земной»(«Raj sveta», 1880) обрисован Вена во время т.н. Венского конгресса после окончания наполеоновских войн.
Новые темы дал Ірасеку Литомышль, недавнее прошлое города, документы и рассказы старожилов. Наиболее совершенным с художественной точки зрения среди «літомишльських» романов является «Философская история» («Filozofska historie», 1878), в котором говорится о столкновении патриотически настроенных чешских студентов с пронімецьки сориентированными городскими буржуа. Трагическую ноту в общий шутливый тон повествования вносят сцены боев на парижских баррикадах 1848 г. Этот последний этап чешского возрождения стал также темой рассказов «В рыцарей»(«U rytifti», 1880) и «На старой почте» («Na star poste», 1881), позже объединенных автором вместе с «Философской историей» в цикл «Провинциальные истории» («Matlomestske historie», 1890).
Наибольшая творческая активность Ірасека приходится на 80-е годы. Он написал ряд больших и малых произведений, посвященных разным эпохам чешской истории. Более всего Ірасека интересовал период после 1620 г., когда после поражения на Белой горе чехи потеряли национальную самостоятельность, а также период гуситских войн.
В романе «Сокровище» («Poklad», 1881), с которого начинается этот период творчества, Ірасек изображает первые шаги просветительского движения в восточной Чехии. Важную роль в творчестве Ірасека играет рассказ «Соседи» (1882), где впервые поднимается тема постбілогірської эмиграции. Герои романа «На чужой службе» («V cizich sluzbach», 1883) - потомки гуситов, которые участвуют как наемники в войне баварских князей за обладание Ландсгутом во времена царствования Владислава Ягеллонского.
Один из наиболее значительных произведений этого периода - роман «Песиголовцы» («Psohlavci», 1884), идейно связанный с романом «Скалаки». И. давно интересовала история Ходського края, характеры ходов, их борьба за свои права (ходы давно были свободными охранниками западных чешских границ) в конце XVII ст. С помощью образов Яна Сладкого-Козини и его сторонников Ірасек создал убедительные типажи героев, которые верят в справедливость своих требований, своей борьбы за независимость. Достоверно описана жизнь и быт ходського села, яркость описаний заставляет вспомнить о нереализованном И. талант художника. Постбілогірській эпохе посвящен и роман «Скалы» («Skaly», 1886), герой которого, священник-революционер Улицкий, пытается поднять народное восстание против поработителей, но заканчивает свою жизнь на эшафоте.
В конце 80-х г. Ірасек взялся за создание раскидистых белетристичних портретов. Его героями становятся исторические лица, выдвинутые прежде всего найславетнішою эпохой чешской истории - эпохой гуситского движения. Первой в ряду портретов стала трилогия «Между течениями» («Mezi proudy»), куда вошли три романа: «Два двора» (1887), «Сын жар-птицы» (1888) и «На три голоса» (1890). Согласно первоначальному замыслу, цикл должен иметь значительный объем, но Ірасек вынужден был отказаться от этой идеи из-за нерасположенности критики.
Свою задачу Ірасек видел в изображении формирования гуситского движения. Знаток истории, он сумел воссоздать атмосферу общественной жизни, отразить духовные проблемы эпохи. Первая часть («Два двора») является расширенной экспозицией. Ірасек убедительно доказывает историческую необходимость Реформации, подчеркивая, что субъектами антицерковного и антифеодального движений были не только отдельные прогрессивно настроенные священники и представители интеллигенции, а совместно с ними простонародье. Выразитель этой идеи в трилогии - «Сын жар-птицы» Шип, который познал на собственном опыте распущенность церковников и угнетения народа. С ним Ірасек сравнивает архиепископа Яна из Енштейна, священника-чеха, обращение которого от роскоши до христианского смирения обусловлено не только личными, но и политическими причинами. Рядом с ними - образ короля Вацлава IV, народного, демократически настроенного обладателя; в споре с Яном из Энштейна он выражает возмущение по поводу растущего влияния церкви и крупных феодалов. Особое внимание И. обращает на то, насколько Вацлав понимает интересы и потребности народа (заключительная сцена романа - подписание Кутногірського декрета). В трилогии появляются и выдающиеся личности эпохи - Ян Жижка и Ян Гус, однако их роль в романе второстепенное. Для И. самое важное было показать движение истории как коллективный процесс.
Следующий после трилогии роман - «Против всех» («Нуля всем», 1893) описывает первую и одновременно кульминационную фазу гуситского движения - 1419-1420 гг., когда под руководством Яна Жижки поднимается волна народного сопротивления феодалам-поработителям, как чехам, так и чужеземцам, сопротивление папской церкви и когда уже в гуситском движении начинают выделяться течения и группировки. Симпатии Ірасека на стороне таборитов. Идейная и художественная кульминация романа - битва на Віткові. Как и в других романах, в этом произведении главный герой - народ, что творит историю, но и здесь мы находим отчетливые индивидуальные характеры: образы госпожа Едени и ее мужа священника Видлінського, судьба которых наглядно демонстрирует трагические последствия раскола внутри гуситского движения.
К гуситской тематики Ірасек обращается и в трилогии «Братство» («Bratrstvo»), состоящая из романов «Битва под Лученцем» (1899), «Мария» (1904), «Нищие» (1908). На этот раз романы посвящены эпохе упадка и поражения гуситского движения, судьбы «братьев»-таборитов, которые уцелели в битве под Липанами. Они помогают в Словакии Яну Искре из Брандыса, побеждают в сражении у Лученця венгерских завоевателей, но потом их ремеслом становятся мародерства и грабежи. В образах гетмана Талафуса и его возлюбленной Марии оказалась мастерство портретной характеристики Ірасека. Трилогия была весьма популярной в 10-х pp., когда чехи и словаки объединились для борьбы за независимое государство.
Одновременно Ірасек создавал романы про эпоху чешского национального возрождения. Пенталогія «Ф.Л. Век» («F.L.Vek», 1880-1906) описывает начальный этап возрождения на материале биографии выходца из народа, просветителя («будите-ля») Века, прототипом которого послужил Франтишек Владислав Гек (1769-1847), купец из Добруша и автор «Воспоминаний». Судьба Века в Ірасека тесно связана с просветительской деятельностью первого поколения «будителей» - личностями В. Тама и Пухмайєра. Ірасек передает не только внешний вид Праги того времени, но и идейную и эмоциональную атмосферу, ему присущ строгий и объективный тон повествования лишен всякой патриотической сентиментальности; убедительно передано реакцию чехов на европейскую событие - Великую французскую революцию и наполеоновские войны, что привело к резкому усилению пруссофільських настроений. Центральное место в романе занимают не известные исторические личности, а люди, которые выполняли рутинную и тяжелую работу, что соответствует взглядам Ірасека на возрождение как на процесс народного характера.
Эпоха чешского возрождения в провинции - родном для Ірасека Находському края - предмет изображения четырехчастной хроники «У нас» («U nas», 1896-1903). На этот раз Ірасек описывает более поздний этап просветительского движения - 1823-1852 pp., то есть начиная от реакции провинции на пражские культурные события и заканчивая революцией 1848 г. и годами баховской реакции. Ірасек описывает тяжелые условия жизни простого люда - нищих ткачей, отсталых как экономически, так и культурно. Центральная фигура романа - священник Гавловицький, прототипу которого, священнику-«будителей» Йозефу Регнеру, Ірасек посвятил свой первый роман «Скалаки». В отличие от пенталогией «Ф. Л. Век», главное внимание Ірасек уделил здесь социальной проблематике Возрождения. Поэтому тон хроники не оптимистичный.
Перед самой войной Ірасек издал свой последний завершенный роман «Тьма»(1913). Здесь он снова вернулся вглубь истории, на этот раз во времена разгула контрреформации, показывая, как иезуиты-победители в 20-х pp. XVIII в. уничтожают последних сторонников «еретиков», как и все те, кто хочет сохранить веру своих отцов, вынуждены бежать за границу. На первый взгляд, в романе нет ни проблеска надежды, однако душевная сила и богатство народа, изображенные в романе, создают впечатление недолговечности той власти, которая основывается на насилии.
Последним романом Ірасека стал «Гуситский король» («Husitsky kral», незаконченный), посвященный эпохе «народного» короля Иржи из Подебрад. Но, видимо, в процессе написания Ірасек потерял интерес к выбранной им исторической фигуры.
Один из самых известных произведений Ірасека - «Старинные чешские сказания» («Stare povesti ceske», 1894), материал для которых Ірасек черпал из «Хроники» Яна Космаса, Далімала и других источников. Популярное повествование Ірасека «Из Чехии на край света» («Z Cech az па konec sveta», 1888), которое на основе путевых дневников господина Сашека с Біркова описывает дипломатическую миссию Ржавчины Подебрадського до стран Западной Европы. Воспоминания о своей молодости и жизни в Літомишлі Ірасек изложил в двух томах, названных им «Из воспоминаний» («Z mych pameti», 1909, 1912).
Известны были также и драматические произведения Ірасека. Он - автор двенадцати пьес, премьеры которых обычно проходили в Национальном театре в Праге. Многие из них и сегодня можно встретить в репертуаре чешских театров. Это пьесы «Ян Гус» (1911), «Ян Жижка» («Jan Zizka», 1903), «Ян Рогач» («ian Rohac», 1914) и, прежде всего, сказка «Фонарь» («Lucema», 1905). И. писал также пьесы из современной ему сельской жизни: «Войнарка» («Vojnarka», 1890) и «Отец» («Оіес», 1894).
Украинский язык отдельные произведения Ірасека перевели А. Сулименко, С Масляк, Ю. Лисняк.
Т. Козак
|
|
|