Основные мотивы лирики Ахматовой
Чем живет человек? Наверное, любовью. Любовью к людям, верой в будущее, надеждой на лучшее. Возможно, именно потому, что все эти спутники любви Анна Ахматова всегда несла в своем сердце, она и прожила долгую жизнь, человеческое и творческое. Эта замечательная талантливая женщина донесла до нас литературные достижения своей эпохи, которая возникла на пересечении двух веков. Поэтому поэтесса вобрала в свое творчество и развила достояние своих предшественников, и своих современников. И нынешнее поколение увлекается творчеством Анны Ахматовой, ее стихи дошли до сердца каждого читателя.
«Есть три эпохи у воспоминаний»,- сказала Ахматова в одном из стихотворений. Возможно, это случайность, но и судьба ее тоже распределяется на три периода.
Первый - юный, начальный сказался «Вечером», «Чітками», «Белой стаей» - произведениями, такими близкими к достижениям поэтической классики XIX века.
Поэзия А. Ахматовой возникла в лоне так называемого «серебряного возраста». Во время выхода в свет ее первого поэтического сборника, автор оказалась среди крупных и ярких поэтов, среди которых были Брюсов и Бальмонт, Белый и Сологуб, Гумилев и Иванов, а впоследствии - Маяковский, Мандельштам, Цветаева и Есенин. Она черпала из достижений «серебряного возраста» чрезвычайную словесную культуру и дух новаторства.
Лирика Ахматовой этого периода - это лирика любви. Но тема любви в его произведениях значительно глубже и значимей за традиционные представления, ведь не слабостью личности обозначена она, а необычайной силой воли. Ее лирическая душа выступает мятежной и независимой, а не подавленной и покорной. Поэтому тень внутреннего благородства сказывается даже на страданиях. Чувства поэтессы обращены к разным героев, слитых в единый образ великого настоящей любви, не временного и мгновенного, а всеобъемлющего и внутренне необходимого.
Ты, росой окропляющий травы,
Вестью душу мою оживи,-
Не для страсти, не для забавы,
Для великой земной любви.
(«Эта встреча никем не воспета...»)
Есть еще одна неповторимая черта интимной лирики Ахматовой этого периода - устами поэтессы заговорила женщина, которая из объекта поэтического чувства превратилась в лирического героя. К тому же интимная лирика вобрала и черты гражданской поэзии. Наиболее популярным в годы Первой мировой войны стало стихотворение «Утешение».
Вестей от него не получишь больше,
Не услышишь ты про него.
В объятой пожарами скорбной Польше
Не найдешь могилы его...
Ее основные поэтические ощущения тех лет - ощущение общественной нестабильности и приближение катастрофы. Вся дореволюционная лирика Анны Ах-матовой отражала драматическую эпоху противоречий. И поэтому не удивительно, что ощутимые здесь нотки ужаса привели к поискам спасения в религии, а жестокое самоистязание - к мысли о моральных обязанностях художника перед обществом.
Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены - и это знаем сами -
Мы расточать, а не копит.
Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.
(«Нам свежесть слов и чувства простоту...»)
Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно...» - один из ярчайших произведений революционного периода. Ведь здесь страстно и ясно прозвучал голос той интеллигенции, которая ходила по мукам, ошибалась, сомневалась, искала, не находила, но делала свой выбор: осталась вместе со своей страной и своим народом.
Второй период творчества, который пришелся на послереволюционный голод, разруху, когда старая жизнь рухнула, а новая только началось, Анна Ахматова благословила вечную и новую мудрость жизни (стихотворение «Все расхи запрещено, предано, продано...»). В стихах сборников «Подорожник» и «Алло Дотіпі» так много светлых и радостных строк, что начинаешь понимать: поиски нового и целостного поэтесса совершает через гражданские и философские размышления. Даже интимная лирика этого периода приобрела более духовного характера. А драматические тридцатые годы исполнились ощущением новой трагедии - мировой войны. На волнующе-суровом фоне войны и личных потрясений Ахматова обращается к фольклорным источникам народного плача и библейских мотивов. Ту т произошел бурный всплеск ее творчества и вылился в разоблачении двух больших трагедий Второй мировой войны и войны преступной власти со своим народом.
Нет! и не под чуждым небосвободом
И не под защитой чуждых крыл -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
(«И к не зря мы вместе бедовали...»)
Но личное горе не разъединило ее с собственным народом в годы Великой Отечественной. Период эвакуации был глубоко философским. Конец войны исполнился солнечной радостью и воодушевлением.
Поздняя поэзия стала поэзией переосмысление и прощание с прошлым.
Развитие ахматовской поэзии на протяжении всей жизни автора проходил на почве отечественной культуры. Титулованная когда званием «Сафо ХХ века», Анна Ахматова вписала в Книгу Любви новые страницы, отмеченные глубоким психологизмом и точностью.
Поэзия Ахматовой - неотъемлемая часть современной русской и мировой культуры.
|
|