ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Основные мотивы лирики Ахматовой

Чем живет человек? Наверное, любовью. Любовью к людям, верой в будущее, надеждой на лучшее. Возможно, именно потому, что все эти спутники любви Анна Ахматова всегда несла в своем сердце, она и прожила долгую жизнь, человеческое и творческое. Эта замечательная талантливая женщина донесла до нас литературные достижения своей эпохи, которая возникла на пересечении двух веков. Поэтому поэтесса вобрала в свое творчество и развила достояние своих предшественников, и своих современников. И нынешнее поколение увлекается творчеством Анны Ахматовой, ее стихи дошли до сердца каждого читателя.

«Есть три эпохи у воспоминаний»,- сказала Ахматова в одном из стихотворений. Возможно, это случайность, но и судьба ее тоже распределяется на три периода.

Первый - юный, начальный сказался «Вечером», «Чітками», «Белой стаей» - произведениями, такими близкими к достижениям поэтической классики XIX века.

Поэзия А. Ахматовой возникла в лоне так называемого «серебряного возраста». Во время выхода в свет ее первого поэтического сборника, автор оказалась среди крупных и ярких поэтов, среди которых были Брюсов и Бальмонт, Белый и Сологуб, Гумилев и Иванов, а впоследствии - Маяковский, Мандельштам, Цветаева и Есенин. Она черпала из достижений «серебряного возраста» чрезвычайную словесную культуру и дух новаторства.

Лирика Ахматовой этого периода - это лирика любви. Но тема любви в его произведениях значительно глубже и значимей за традиционные представления, ведь не слабостью личности обозначена она, а необычайной силой воли. Ее лирическая душа выступает мятежной и независимой, а не подавленной и покорной. Поэтому тень внутреннего благородства сказывается даже на страданиях. Чувства поэтессы обращены к разным героев, слитых в единый образ великого настоящей любви, не временного и мгновенного, а всеобъемлющего и внутренне необходимого.

Ты, росой окропляющий травы,

Вестью душу мою оживи,-

Не для страсти, не для забавы,

Для великой земной любви.

(«Эта встреча никем не воспета...»)

Есть еще одна неповторимая черта интимной лирики Ахматовой этого периода - устами поэтессы заговорила женщина, которая из объекта поэтического чувства превратилась в лирического героя. К тому же интимная лирика вобрала и черты гражданской поэзии. Наиболее популярным в годы Первой мировой войны стало стихотворение «Утешение».

Вестей от него не получишь больше,

Не услышишь ты про него.

В объятой пожарами скорбной Польше

Не найдешь могилы его...

Ее основные поэтические ощущения тех лет - ощущение общественной нестабильности и приближение катастрофы. Вся дореволюционная лирика Анны Ах-матовой отражала драматическую эпоху противоречий. И поэтому не удивительно, что ощутимые здесь нотки ужаса привели к поискам спасения в религии, а жестокое самоистязание - к мысли о моральных обязанностях художника перед обществом.

Но не пытайся для себя хранить

Тебе дарованное небесами:

Осуждены - и это знаем сами -

Мы расточать, а не копит.

Иди один и исцеляй слепых,

Чтобы узнать в тяжелый час сомненья

Учеников злорадное глумленье

И равнодушие толпы.

(«Нам свежесть слов и чувства простоту...»)

Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно...» - один из ярчайших произведений революционного периода. Ведь здесь страстно и ясно прозвучал голос той интеллигенции, которая ходила по мукам, ошибалась, сомневалась, искала, не находила, но делала свой выбор: осталась вместе со своей страной и своим народом.

Второй период творчества, который пришелся на послереволюционный голод, разруху, когда старая жизнь рухнула, а новая только началось, Анна Ахматова благословила вечную и новую мудрость жизни (стихотворение «Все расхи запрещено, предано, продано...»). В стихах сборников «Подорожник» и «Алло Дотіпі» так много светлых и радостных строк, что начинаешь понимать: поиски нового и целостного поэтесса совершает через гражданские и философские размышления. Даже интимная лирика этого периода приобрела более духовного характера. А драматические тридцатые годы исполнились ощущением новой трагедии - мировой войны. На волнующе-суровом фоне войны и личных потрясений Ахматова обращается к фольклорным источникам народного плача и библейских мотивов. Ту т произошел бурный всплеск ее творчества и вылился в разоблачении двух больших трагедий Второй мировой войны и войны преступной власти со своим народом.

Нет! и не под чуждым небосвободом

И не под защитой чуждых крыл -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

(«И к не зря мы вместе бедовали...»)

Но личное горе не разъединило ее с собственным народом в годы Великой Отечественной. Период эвакуации был глубоко философским. Конец войны исполнился солнечной радостью и воодушевлением.

Поздняя поэзия стала поэзией переосмысление и прощание с прошлым.

Развитие ахматовской поэзии на протяжении всей жизни автора проходил на почве отечественной культуры. Титулованная когда званием «Сафо ХХ века», Анна Ахматова вписала в Книгу Любви новые страницы, отмеченные глубоким психологизмом и точностью.

Поэзия Ахматовой - неотъемлемая часть современной русской и мировой культуры.