СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЭДГАР ПО
Таинственный и приключенческий мир новелл Эдгара По
Эдгар Алан По - известный американский писатель и критик. Именно он еще в XIX веке начал детективный жанр и создал предпосылки возникновения еще двух жанров - психологического рассказа и научной фантастики.
В начале своей творческой деятельности Эдгар По прославился как пост, но и в его прозаических произведениях есть много поэтического, а именно - их психологичность и эмоциональность, в те времена не очень характерны для прозы. Другим важным признаком его новелл является чрезвычайно правдоподобная разработка неправдоподобных сюжетов, которая достигалась через воспроизведение очень точных деталей как внешнего плана, так и подробностей психологических реакций героев, а также логичность их построения.
Писатель заставляет будто воочию видеть то устрашающий полуразрушенный дом с трещиной на фасаде («Падение дома Ашерів»), то маятник, который медленно спускается с потолка («Колодец и маятник»). Он способен заставить читателя посмотреть на окружающий мир близорукими глазами героя «Очков», почувствовать себя игрушкой безжалостных мистических сил вместе с героем новеллы «Черный кот», или воспроизвести ступени логического построения рассуждений Леграна («Золотой жук») или Дюпена («Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже» и «Украденное письмо»). Кстати, в «Тайне Мари Роже», в отличие от многих других произведений, нет ничего вымышленного: Эдгар По подробно воспроизводит обстоятельства реально совершенного громкого преступления и с помощью логического анализа предлагает собственное, весьма вероятную, версию событий. Но произведения, посвященные научным открытиям и близкие по жанру к современной научной фантастики - «Необыкновенные приключения некоего Ганса Пфааля» или «Дневник Джулиуса Родмена» - кажутся менее достоверными.
< И все же в большинстве его новелл преобладают эмоции ужаса, беззащитности человека перед миром, которыми автор «заражает» читателя к замирание сердца и затамування дыхания.
«Ужас и рок шествовали по миру во все времена», - этими словами Эдгар По начинает своего «Метценгерштепна», и вот уже мистический всадник сходит с гобелена, превращая реальную жизнь па кошмар. Именно эта строка смог бы стать началом и многих других новелл. «Сердце мор наполнил жуткий холод, мучила тоска, мысль цепенела, и напрасно воображение пыталась ее подстегнуть...» - встречаем мы в начале «Падение дома Ашерів», и читаем далее слова самого Родерика Ашера: «Да, меня лякас вовсе не сама опасность, а то, что она влечет за собой: чувство ужаса. Вот что .заздалегідь отбирает у меня силы и достоинство, я знаю - рано или поздно придет время, когда я вместе позбавлюсь и сознания и жизни в поединке с ним мрачным призраком +- СТРАХОМ».
Но ужас у Эдгара По не всегда тождественен безнадежности. Начало падение в Мальстрем (в одноименном рассказе) тоже сопровождается похожими эмоциями, но потом они заменяются надсіло другое: страх сначала смешивается с чувством восхищения величием природных стихий, а дальше сознание и воля человека оказываются сильнее. Похожий эмоциональный переход от ужаса обреченности до надежды и спасения можно увидеть и в «Колодце и маятнике».
Можно даже сделать вывод - трагически заканчиваются именно те новеллы и рассказы Эдгара По, где человек оказывается слабоватой, чтобы сохранить собственное сознание.
Вообще писатель неоднократно обращался к теме безумия. Даже разрушенный дом Ашерів самом деле символизирует разрушенную душу его хозяина. Раздвоение личности, точнее ее распад, сопровождающийся убийством одной «части» героя вторым худшим «Я», исследуется авторам в признанном шедевре «Вильям Вильсон» (хотя нельзя полностью исключить и символическое толкование - убийство Вильяма Вильсона Вильямом Вильсоном оказывается убийством человеком собственной совести - как на сумасшедшего герой настроен слишком прагматично - что, однако, ведет к гибели души).
Не случайно наиболее жизнеутверждающими предстают именно те произведения, где вместо темы душевного расстройства автор изображает его противоположность - силу человеческого разума, способного и спасти героя в трудный момент, и раскрыть преступление, и даже получить награду - отыскать пиратский клад («Золотой жук»).
Конечно, это не касается более аллегорических произведений вроде «Маски Красной Смерти» или «Короля Чумы». Здесь действуют другие «правила игры», которые читатель может разгадать или рассчитать через понимание закодированных писателем символов, которые и обусловливают развитие то страшных, смешных событий.
Собственно, жанровое многообразие новелл Эдгара По просто поражает. Когда берешь его сборника впервые, каждое новое произведение будет казаться неожиданностью, сюрпризом. После жуткой готики почти сразу можно встретить, например, приключенческую морское путешествие, потом - романтической и трагической любви («Морелла», «Лігейя»), далее - получить возможность улыбнуться над сатирическим изображением городка Школькофремен («Черт на колокольне»), разгадать тайну убийства на улице Морг и снова окунуться в ужасы потустороннего и мистического.
Таким образом, кроме приключений и тайн, содержащихся непосредственно в новеллах этого выданного американского писателя, в них будто добавляется еще одна - приключение чтения его книг.
|
|