ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ІМРУ-УЛЬ-КАЙС, Хундудж ибн Худжр аль-Кинда

(бл. 500 - середина VI вв.)

ІМРУ-УЛЬ-КАЙС, Хундудж ибн Худжр аль-Кинда - творчество писателя

ІМРУ-УЛЬ-КАЙС, Хундудж ибн Худжр аль-Кинда (ок. 500 - середина VI вв.) - доисламский арабский поэт.

Імру'улькайс происходил из знатного бедуинского рода. Отец Імру'улькайса был могущественным вождем племени, жестоким и несправедливым человеком. Соплеменники, которые боялись усиления могущества племенных вождей и боролись с их претензиями на абсолютную власть, убили отца Імру'улькайса.

Традиционная биография сообщает, что детство и юность поэт провел в роскоши, что, разумеется, не было характерно в прошлом для наследников племенных вождей, которые жили в обычных условиях сурового бедуинского быта. С детства Імру'улькайс проявил большие способности к поэзии и описывал в стихах свои развлечения и любовные приключения.

Отец пытался заставить его отказаться от «стихосложение» и в конце концов прогнал из дома. В этом также оказалось уже новое, «благородное» представление о том, что стихосложение - недостойное занятие для «принца», в отличие от древней патриархальной уважения к поэтам.

С группой таких же изгнанников Імру'улькайс бродил по пустыне, от одного оазиса к другому, охотился, сочинял песни. В изгнании он узнал о смерти отца и поклялся отомстить за него. Вместе со своими сообщниками из соседних племен он начал войну с родным племенем, но был побежден. Тогда Імру'улькайс через хасанідського эмира выпросил разрешение византийского императора Юстиниана отправиться в Константинополь. В Константинополе Імру'улькайс попытался заручиться поддержкой Византии, но на обратном пути умер.

Традиция считает Імру'улькайса «творцом» касыды со всеми ее композиционными элементами. Самым выдающимся произведением Імру'улькайса считается его му'аллака. В средние века арабы объявили ее непревзойденным шедевром и даже художественным эталоном. Оценивая какой-нибудь поэтическое произведение, они говорили: «Это еще довершеніше, чем касыда «Подождите! Поплачем!» или «Это еще громче, чем касыда «Подождите! Поплачем!»

Согласно традиции, свою му'аллаку Імру'улькайс создал в знак памяти встречи со своей возлюбленной. Этот день, названный по месту встречи «днем Дарат-Джульджуль», как свидетельствуют средневековые комментаторы, ознаменован следующим событием.

Влюблен в Унеїзу, Імру'улькайс прибег к хитрости, чтобы встретиться со своей возлюбленной. Во время очередного перекочовування поэт отстал от своих соплеменников и спрятался вблизи места купания в Дарат-Джульджуль. Когда Унеїза вместе с другими женщинами пришла сюда и вошла в воду, поэт собрал разбросанную на берегу одежду, уселся на него и заявил, что не отдаст его до тех пор, пока купающиеся не выйдут голыми из воды. После длительных сомнений женщины были вынуждены подчиниться, причем последней из воды вышла Унеїза. Одевшись, женщины начали упрекать Імру'улькайсу за легкомысленное поведение, но он тут же зарезал своего верблюда и щедро угостил их вином и жареным мясом. Женщины, тронуты поступком поэта, из благодарности понесли седло его верблюда на себе до племенного стойбища.

В первой части поэт, созерцая оставленное стойбище, вспоминает, как когда-то потерпел любви и горечи разлуки. Во второй части он описывает свои любовные приключения, свидания с Унеїзою и особенно останавливается на событиях «дня Дарат-Джульджуль». Третью часть касыды поэт посвящает живописанию жизни в пустыне (охота, лошадь, гроза, ночь и т.д.).

Две главные темы - любовь и природа - проходят через всю поэзию Імру'улькайса. Развивая их, поэт рассказывает о людях и событиях. Описания лишений и испытаний меняются в него рассказом о радости и счастливые моменты жизни, а в целом перед слушателем возникает пестрая картина жизни в Аравийской пустыне.

Імру'улькайс справедливо считают непревзойденным мастером описаний. Поэт умел увидеть высокую поэзию в однообраВНОй жизни бедуина и воспроизвести ее экономно и ярко: «Нам попалось стадо диких овец. Самки были похожими на девушек в длинных платьях, прогуливающихся вокруг идола Дувара. И вдруг они рассыпались, как бусины с ожерелья на шее вельможи».

Иногда в песнях Імру'улькайса звучат жалобы на судьбу, горечь человека, столкнувшегося с несправедливостью и разочаровалась в жизни. Источником этой горечи были явления общественной «безвременье», которое затронуло также и судьбу поэта. Отсюда нотки скептицизма, разочарования и мотивы смерти: «Я вижу, как мы быстрыми шагами приближаемся к неизбежной смерти... Достаточно я покружил в этом мире, и теперь я вместо погони за добычей хочу вернуться целым».

Произведения Імру'улькайса всегда считались образцовыми, и их охотно подражали как поэты доисламского, так и исламского времени. А. Крымский назвал Імру'улькайса самым выдающимся среди доисламских арабских поэтов. Отдельные его стихи перевел В. Мисик.



По I. Фільштинським



= 2b c жаз»), изданную уже после смерти (Икбал умер в 1938 p.).

«Книга Джавида» - сложное произведение; его тема - странствия души небесными сферами, небесная путешествие в поисках света божественной Истины. Герой по имени Зендеруд - он же авторское «я», сопровождаемый духом Руме, встречает грешников и праведников, которые находятся то в льдах или озерах с кипящей смолой, то в идеальном городе, то в нейтральном пространстве. Все они находятся на разных стадиях близости к божественному престолу. Среди душ, которые встречают странствии, - Иса (Иисус Христос) и Мирза Галіб, древние языческие божки, генерал Китченер, мученики, праведники и предатели ислама и других религий, которые олицетворяют все коллизии духовных борінь, все успехи, достижения и ошибки восприятия. Само восхождение снизу вверх, от Месяца до емпіреїв (Восьмого неба), в мусульманской традиции не означает того, что «плохое» остается внизу.

Пафос «Книги Джавида» так же связан с коллизиями современной политической жизни, как и пафос «Божественной комедии» Данте, с которой принято сравнивать поэму Икбала.

Новое мировосприятие, мысли о необходимости сравниться с передовыми цивилизациями, доказать глубокую культурную значимость опыта мусульманских народов - все это требовало от Икбала чрезвычайного напряжения сил в поисках истины. Его поэзия была явлением как органическим, так и экстраординарным, поскольку такие поэты, как И., даже в этой обширной литературе появляются раз в столетие.



По Н. Пригаріною