ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Трагизм противостояние личности обществу в романе Льва Толстого «Анна Каренина»

«Анна Каренина» - одна из трех замечательных вершин в творчестве Льва Толстого. Роман этот является естественным переходом от «Войны и мира» до «Воскресения».

Толстого очень волновали вопросы современной действительности. Жизнь России 70-х годов отражается в «Анне Карениной» во всем своем раВНОобразии, от императорского двора до крестьянской хижины. В основе социального романа «Анна Каренина» лежит историческое явление, которое затрагивает жизнь всего народа. Но в произведении отсутствуют исторические личности, прославленные герои, батальные сцены. Жизнь отражается во всей своей повседневности, в создании типичных образов современности, в процессе становления нового жизненного уклада.

Быт пореформенного времени показался непрочным. Обнищание, семейные драмы, крахи банков, катастрофы на железных дорогах - таковы были признаки времени 70-х годов XIX века.

В романе «Анна Каренина» Толстому прежде всего импонировала главная мысль произведения - роль семьи. Ведь все важнейшие общественные изменения начинаются или завершаются в семейном кругу, в личном мире, в повседневной жизни. Значение социальных изменений в жизни человека измеряются, вероятно, степенью их влияния на семейные распорядки.

В чем же заключается трагедия Анны Карениной? Она имеет социальный смысл. Даже любви к Вронскому Анна была одинокой в мире и одинокой в своей семье. Взгляд на семью в светском обществе был довольно странным: дети воспитывались отдельно от родителей. Возможно, поэтому так жестоко Каренин решает судьбу Анны, разлучив ее с сыном, что сам не чувствовал родительской любви к своему ребенку? К тому же в обществе царит ложь: княгиня Бетси постоянно изменяет мужу, а княгиня Мягкая так расценивает поступок Анны: «Она сделала то, что все, кроме меня, делают, но скрывают».

Если бы Анна придерживалась внешней благопристойности в семейных отношениях, то общество не отвернулось бы от нее. А могла бы такая натура, как Анна, жить во лжи? Безусловно, нет. Это должны понять люди, которые жили рядом с ней, но в отношениях господствующего класса безразлично относились к духовной жизни человека. Итак, основными препятствиями, к счастью Анны Карениной с Вронским стояли Каренин и светское общество. Вспоминая сцену в театре, понимаешь, что Анна боролась с обществом, но не имела поддержки даже со стороны любимого: «Ему жалко было ее и все-таки обидно. Он уверял ее в своей любви, потому что видел, что только одно это может теперь успокоить ее, и не упрекал ее словами, но в душе своей он упрекал ее».

Поиски выхода из создавшегося противостояния человека и общества прослеживаются в желании Анны стать писательницей, поборницей женского образования, в ее спорах относительно женских гимназий. Однако искусственность ее положения и занятий приводит к поискам забвения с помощью наркотиков. Силы надломлено... Но сначала Анне удавалось все. Каренин с болью замечал, что она получала триумф над всеми: не захотела оставаться в его судьбе - не осталась, решила уехать с Вронским - и поехала. То, чего она отреклась, словно бы умерло для нее и перестало существовать. И здесь уже продолжалась борьба за существование, добавились все препятствия. И не было такой жертвы, которую бы Анна Каренина принесла во имя осуществления своей мечты счастье.

«Мир» не простил Анне открытого и честного любви. И Вронский, как типичный представитель этого «мира», оказался по другую сторону от нее, потому что в нем тоже нет духовного начала, он равнодушен. Только Левин оценил ум, образованность, простоту Анны Карениной, понял, что ее жизнь полна большого напряжения.

Даже любовь не уменьшило противостояние общества и личности, а подтолкнуло к распрей и споров с миром, с людьми, с жизнью.

Драма Анны Карениной заключается в том, что она, имея самые чистые моральные чувства и помыслы, вступила в противоречие с обобщенным стереотипом отношений своей среды и своей эпохи.