ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ІХАРА САЙКАКУ

(1642 - 1693)

ІХАРА САЙКАКУ - творчество писателя

ІХАРА САЙКАКУ (автонім: Хираяма Того, 1642 - 1693) - японский писатель.

Іхара Сайкаку - один из псевдонимов признанного классика японской городской литературе периода позднего средневековья. Достоверных фактов о его жизни не сохранилось. Отдельные данные, касающиеся биографии Іхара Сайкаку, дошли до нас в записях некоторых его современников и потомков. Из этих записей становится известно, что Іхара Сайкаку родился в городе Осака, которое называли «рисовым рынком Японии», в семье зажиточного купца. Перспектива продолжить отцовское дело не слишком увлекала юношу, поэтому он попытался найти себя в литературе. Известно, что свою литературную карьеру Іхара Сайкаку начал как поэт и на этом поприще достиг немалых успехов: за свой необычный дар поэтической импровизации он вошел в историю средневековой японской поэзии как «мастер двадцати тысяч строк». Как поэт, Іхара Сайкаку «специализировался» в основном в жанре «рента» («нанизанные строфы»). Поэзия в жанре рента создавалась путем импровизации - игры, в которой принимали участие, как правило, три поэта. Первый из них создавал начальную строфу (строфа хайку: 5-7-5 слогов), второй - следующую из двух 7-составляющих строк - и в результате получалась танка. Третий участник снова составлял трирядкову строфу, аналогичную первой, и т.д. Следствием подобных импровизаций были большие по объему стихи (от 100 до 1000 строф). Основной темой ренга была пейзажная лирика, отдельное ее направление образовывала лирика шутливого содержания, непревзойденным мастером которой и стал Іхара Сайкаку. Однако наибольшей славы он заслужил все же не как поэт, а как прозаик. До прозы Іхара Сайкаку обратился в последнее десятилетие своей жизни. По некоторым данным, переориентация в литературных вкусах значительной степени была вызвана чередой драматических событий в личной жизни, Іхара Сайкаку покинул родной дом и отправился в путешествие по стране, во время которых, как он признался, «где только мог, собирал зерна, из которых прорастают истории», - сказки, предания, легенды разных уголков страны. Собранный во время путешествий жизненный материал и составил основу прозаического наследия писателя.

Расцвет прозы Іхара Сайкаку пришелся на эпоху бурного расцвета в Японии городской цивилизации и городской культуры. В истории японской литературы Іхара Сайкаку вошел как прозаик, который одним из первых воспроизвел реалии жизни современного города, увиденного глазами его типичного обитателя: ремесленника, торговца и т.д. В жанровом аспекте проза Іхара Сайкаку опирается на традиции жанра канадзосі (развлекательно-дидактические повествования), который в конце XVII в. трансформировался в жанр укійодзосі («рассказы о тщеславие мира»), где доминировали новеллы и повести бытового, часто эротического содержания, который был своеобразным «восточным эквивалентом» западноевропейской новеллы эпохи Возрождения Іхара Сайкаку считается основоположником трех тематических направлений этого жанра: косьокумоно (новеллы о любви и любовные развлечения), букемоно (новеллы о жизни самураев) и тьонінмоно (новеллы о жизни мещан).

Первый тематический направление - косьокумоно - в прозаическом наследии Іхара Сайкаку представлен рядом объединенных в циклы новелл: «История любовных похождений одинокого мужчины»(«Косьоку ити-дайотоко», 1682), «История любовных похождений одинокой женщины» («Косьоку ітідай онна», 1686), «Пятеро влюбленных женщин» («Косьоку гонин онна», 1686). В «Истории любовных похождений одинокого мужчины», которая открыла серию знаменитых «повестей о любви», созданных Іхара Сайкаку, изображены яркие картины жизни «веселых кварталов» японских городов Осака и Киото. Главный герой произведения - сын богатого купца и гетеры, юноша Йоноске превращает свою жизнь в сплошные любовные приключения. Разгневанный отец лишает его наследства, но и это не останавливает молодого искателя развлечений. Достигнув 54 лет, Йоноске, как сообщает Іхара Сайкаку, познал любовь 3742 женщин и 725 юношей. После смерти отца он наследует его богатство, но с годами, потеряв былую юношескую привлекательность, Йоноске (вопреки средневековым моральным представлениям, что требовали в таком случае искупить молитвами и добродетельной жизнью грехи юности) на купленном корабле отправляется на поиски легендарного Острова Женщин, своеобраВНОго эротического рая, где надеется доживать так же, как он это делал в лучшие годы своей юности. Образ главного героя в значительной мере условный, полон гротеска и иронии, которые, с одной стороны, бросают вызов пуританской средневековой морали, а, с другой стороны, в определенной степени пародируют сюжет известного произведения Мурасаки Сикибу (X-XI вв.) «Гэндзи моногатари».

В «Истории любовных похождений одинокой женщины» говорится о судьбе красавицы-гетеры, которая, торгуя своим телом, пытается занять достойное место в жизни. Несмотря на пренебрежительное отношение к ее занятия со стороны окружающих, эта женщина неизменно сохраняет чувство собственного достоинства, стремление быть свободной и независимой. Но законы общества, в котором она живет, калечат ее жизни и после многих «взлетов» и «падений», достигнув пожилого возраста, она опускается на дно общества.

В цикле новелл «Пятеро влюбленных женщин» Іхара Сайкаку раскрывает трагическое положение женщин, которые пытаются противостоять диктату со стороны мужчин и борются за право самим вершить свою судьбу. Все новеллы цикла основаны на реальных событиях из тогдашней жизни и в каждой из них говорится о «незаконном» любовь, что перечеркивает установленные нормы морали и завершается трагически - самоубийством или публичной казнью женщины, которая решилась бросить вызов обществу.

Второе тематическое направление - букемоно - основан в творчестве Іхара Сайкаку циклами новелл «Записки о передаче воинских искусств» («Будо денрайкі», 1687) и «Повести о самурайский долг» («Букегірі моногатари», 1688), в которых говорится о жизни самураев, их мораль и обычаи, о специфический этикет этой средневековой военной касты.

До третьего тематического направления прозы Іхара Сайкаку - тьонінмоно - принадлежат новелістичні циклы «Вечная сокровищница Японии» («Нихон ейтайгура», 1688), «Заветные мысли о том, как лучше прожить в этом мире» («Секен муне саньо», 1692) и др. Новеллы этой группы адресованные жителям города и являются своеобразными учебниками жизненной мудрости. Здесь подаются моральные и практические наставления, которыми должен руководствоваться представитель современной городской цивилизации, чтобы достичь успеха в жизни. Идеалом современного ему типа поведения Іхара Сайкаку считал прагматизм и рационализм; человек должен стремиться в жизни к благополучию, достатку, счастью.

Жанровое раВНОобразие прозы Іхара Сайкаку не ограничивается перечисленными произведениями. В его творческом наследии есть также ироническая новелістична сборник «Двадцать непочтительных детей страны нашей» («Хонтьо нідзю фуко», 1686), которая пародирует китайскую дидактическую книгу XIII вв. «Двадцать четыре примера уважительного отношения детей к своим родителям»; сборник новелл, в которых говорится о судебных недоразумение «Рассмотрение дел в тени сакуры в нашей стране»(«Хонтьо оїн хідзі», 1689); эпистолярное сборник «Свиток старых писем» («Йородзуно фуми хогу», 1693), сборник новелл сказочно-фантастического содержания «Рассказы Сайкаку из всех провинций» («Сайкаку сьококу бана-си», 1685) и др.

Творчество Іхара Сайкаку современные исследователи ставят в один ряд с такими выдающимися достижениями западноевропейской прозы, как творчество Дж. Боккаччо, Дж. Чосера, Ф. Рабле, М. де Сервантеса. Несмотря на различные художественные манеры всех этих творческих индивидуальностей, несмотря на различие в культурных традициях стран, которые они представляли, всех их объединяет настоящий гуманизм, жизнерадостность, творческая свобода, решительность в стремлении сломать стереотипы средневекового мышления и утвердить новые принципы художественного видения мира.



В. Назарец