ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЕТЕ

ФАУСТ

Трагедия

Произведение начинается лирическим посвящением. Поэт с грустью вспоминает о невозвратные времена юности, когда он задумал писать свою поэму. Он посвящает вступление к поэме родным и друзьям своей юности, тем, кто уже умер или находится вдали: «Вы вновь со мной, марива туманны, что в юности давно уже пролетели». Поэт с благодарностью вспоминает всех тех, кто жил того яркого полудня».

После «Посвящения» идет «Театральное вступление», непосредственно не связанный с сюжетом поэмы. Директор театра, Поэт и Комический актер в разговоре обдумывают проблемы художественного искусства. Должно ли искусство служить толпе оставаться верным своему высокому предназначению? Этот разговор является отражением взглядов самого Гете на искусство.



Пролог на небе

В «Прологе на небе» содержится завязка трагедии. Здесь действуют Господь, архангелы (Рафаил, Гавриил и Михаил) и Мефистофель. Архангелы поют хвалу деяниям Господа, что создал Вселенную. Они рисуют картину природы, величие которого невозможно постичь умом:

Земля со страшной скоростью

В пространстве крутится-лета,

И райский свет дня очередь

Сменяет ночи темнота.

Волнует море необозримое

И шумом скалы покрова

И сфер стремление вечно-музыкант

И горы, и море порива.

Славословия архангелов прерывает Мефистофель своей саркастической репликой: «Господи, ты опять нас явился, спрашиваешь, как обстоят у кого дела...» Не все на земле так прекрасно, как только что уверяли в своих высокопарных тирадах архангелы. На земле, говорит Мефистофель, «я свидетель лишь ничтожества человеческой».

Между Богом и Мефистофелем начинается спор. Впервые звучит имя ученого мужа Фауста, которого Бог берет в пример как своего верного и усердного раба. Мефистофель отвечает, что «его мнения на безумство больные», не похож он на других рабов, что в нем нет покорности и спокойствия. Он отмечает противоречивую, раздвоенную натуру Фауста:

Его мысли, на безумство больные,

Парят где-то в неопределенной дали.

То с неба бы он сорвал лучшие зари,

То пил бы он все радости земные;

И ни земля, ни дальше необозримые

Не вдовольнять той бредятины.

Мефистофель считает, что он может дать Фаустові земные радости, которые захватят его и заставят забыть о высокие порывы к знаниям. Бог позволяет Мефістофелю подвергнуть Фауста любым искушениям, опустить его в любую бездну, считая, что ощущение выведет Фауста из тупика. Мефистофель принимает спор, он уверен, что выиграет ее, что заставит Фауста «...ползать в пыли». Если Фауст признает себя удовлетворенным жизнью, его душа будет отдана Мефістофелеві. Бог предоставляет право Мефістофелеві бороться за душу ученого. Начинается грандиозная по масштабу борьба добра и зла, возвышенного и низменного!



Сцена 2

«У городских ворот»

Яркого праздничного дня пестрая толпа горожан, гуляющих, направилась за город. Фауст и его помощник Вагнер - сухой педант, «скучный, ограниченный школяр» - присоединились к праздничной толпы. Все окружающие уважали Фауста: он сам и его отец без устали лечили людей, спасая их от болезней. Его не пугали ни «моровая язва, ни чума. Простые горожане и крестьяне приветствуют врача, кланяются ему и уступают дорогу. Но это искреннее признание не доставляет радости Фаусту. Он далек от того, чтобы переоценивать собственные заслуги. На слова Вагнера о том, что доктор должен гордиться такой любовью народа, Фауст отвечает, что часто лечил людей, но часто не узнавал потом, помогло ли человеку его лечения и выжила она. Фауст признается Вагнеру, что в нем живут два противоположных человека, не уступают друг другу. Одна палка и несется к земле, а другая - за тучи, готова вырваться из тела.

На прогулке до Фауста и Вагнера прибивается странный черный пес, которого Фауст сначала считает оборотнем.

Вагнер успокаивает Фауста: «Вы видите не призрак, это обычный пес. Рычит, хвостом виляет, лег на живот. Все, как у собак. Не похож он на духа».

Фауст забирает пса с собой.



Сцены 3 и 4

Кабинет Фауста

Фауст в своем рабочем кабинете, и снова его гложут тяжкие сомнения. У его ног черный пудель - пес, что прицепился к нему на прогулке. Стараясь побороть растущее беспокойство, медлительность мыслей и раздор, Фауст берется за перевод на немецкий язык Нового завета.

«Сначала было Слово»,- читает он в Евангелии. Но толкование греческого «Логос» как «Слово» не удовлетворяет его, и он пытается подставить другие понятия: сначала «Мысль», потом «Сила» и, наконец, «Дело». «Вначале было Дело!» - воскликнул Фауст, потому что для него действовать - выше всего.

Но здесь от занятий его внимание отвлекает черный пес, Фауст пытается выгнать его из комнаты, но пес ощетинился и вырос в высоту и ширину, и в конце концов перевернулся на Мефистофеля, который впервые предстает перед доктором под видом странствующего студента. Фауст удивлен: вот значит как, пес в себе скрывал школьника?

На вопрос хозяина об имени неожиданный гость отвечает, что он часть силы той, что без числа творит добро, желая всем зла... Дух, что привык всегда отрицать.

Гость снисходительно насмехается над человеческими слабостями, над человеческим везением и признается Фаустові, что мир пока сносит его нападки «без потерь». Не поладивши в целом со Вселенной, Мефистофель вредит по мелочам.

Мефистофель хочет соблазнить Фауста маленькими радостями жизни и в подтверждение человеческого чувства развлечь его. Он зовет на помощь духов, те водят «хоровод» вокруг доктора, поют о плотские радости, когда с утра и до захода - песни, гулянье, танцы, небо, трава. И поцелуи... Фауст засыпает под этот танец, а Мефистофель тем временем исчезает.

В следующей сцене Мефистофель снова появляется в кабинете Фауста, но теперь он «пришел... зухом». На нем «червец,... блаватас, плащом обвинувся єдвабним, надел шляпу с пером привлекательным, еще и шпагу замашну припас». На этот раз он с места в карьер предлагает старому отшельнику развеять тоску и, облачившись в пышные одеяния, покинуть «никчемные занятия».

Фауст отнекивается, говоря, что в любой одежде будет чувствовать «тоску существования», что он «жизнь возразил» и с тоской ждет смерти. Мефистофель уговаривает Фауста прекратить «панькатись с вечной печалью», предлагая ему свое общество и уверяя, что Фауст не будет с ним скучать.

Если предложенная наслаждение захватит Фауста настолько, что он попросит остановить это мгновение, то он станет добычей Мефистофеля, и Мефистофель сможет забрать его душу.

Фауст в конце концов соглашается подписать договоренность с дьяволом. По этой договоренности Мефистофель должен прислуживать Фаустові и выполнять все его желания до тех пор, пока тот не воскликнет: «Остановись, мгновение, ты прекрасно!». Фауст дает Мефистофелеві расписку, подписанную кровью.

Скрепив кровью договор, они отправляются в путешествие - просто в воздухе, на широко расстеленной плаще Мефистофеля.



Сцена 12

Сад

За время, прошедшее между этими сценами, к Фауста вернулась молодость - тридцать лет долой с плеча.

Мефистофель свел Фауста с ведьмой, которая омолодила его, дав выпить волшебного напитка, и сделала его более восприимчивым к наслаждениям. Фауст теперь молодой, красивый, кровь его кипит, и он не знает больше сомнений в своей решимости познать все наслаждения жизни и постичь высшее счастье. Мефистофель радуется, что заставил его забыть о тягу к знаниям и науке.

Однако какую же искушение придумал хромой бес своему подопечному? Одна из них называется Маргарита, или Гретхен. ей пятнадцать лет, она обычная, чистая и невинная девушка. Гретхен выросла в маленьком городке, где у колодца обмениваются сплетнями кумушки. Семья ее небогатая, хоть отец и оставил небольшое наследство - и сад, и небольшой дом в слободе. В доме нет служанки, и девушке приходится выполнять самой всю работу по хозяйству. Брат ее служит в армии, а младшая сестренка, которую она винянчила, недавно умерла. Между Фаустом и Гретхен с ее наивной простотой - большая дистанция. Но именно это в ней пленило Фауста.

Увидев на улице Маргариту, которая возвращалась из церкви, Фауст вспыхнул к ней безумной страстью. В ответ на предложение провести ее девушка отвечает гневным отказом. И тогда свои услуги предлагает зводня-дьявол. Маргарита отвечает Фаустові таким же пламенным любовью. Они встречаются в саду. Девушка срывает ромашку и, отрывая одну за другой лепестки, гадает: «Не любит. Любит. Нет... Любит!».

ее чувство безграничное, о его глубину и силу мы можем только догадываться, если эта скромная, кроткая и наивная девушка не просто становится возлюбленной Фауста, но впоследствии, по его совету, усыпила свою мать, чтобы та не мешала их свиданием.

Фауста привлекает эта юная и невинная простолюдинка, возможно потому, что с ней он обретает ощущение красоты и добра, к которому когда-то стремился. Любовь дарит им наслаждение, но оно же становится и причиной несчастий.

Гретхен

К брату Маргарита, Валентина, доходят слухи, что его сестра, которая раньше была образцом, уже не может быть примером морали. Проходя мимо окна Гретхен, Валентин случайно встречается с Фаустом и Мефистофелем. Догадываясь, что один из них сестрин любовник, он бросается в драку По знаку своего хромого компаньона («Смелее, доктор! Шпагу! Вперед!») Фауст принимает бой. Вместе с Мефистофелем они борются против Валентина, и Фауст заколол брата своей возлюбленной. Увидев, что Валентин убит, Фауст со своим провожатим убегает с места событий. Умирая, Валентин проклинает свою сестру, называя ее шлюхой, и отдает на общественное Порицание. Он предвещает ей: наступят дни, когда тебя отвержен все честные люди, как чумы.



Сцена 25

Тюрьма

Итак, Фауст бежал от расплаты за убийство, поспешив, убрался из города. Что же случилось с тех пор с Маргаритой? Несчастная девушка стала тяжелой воровкой. Как оказалось, она невольно умертвила мать, потому что та однажды не проснулась от сонного зелья. Позже Маргарита родила девочку и, спасаясь от человеческого осуждения, утопила ее в реке. Теперь она, затаврована как убийца и блудница, заточенная в тюрьме и ждет наказания. Фауст узнает об этом несчастье и обрушивается на Мефистофеля с упреками. Дьявол с холодной улыбкой отражает эти упреки, но обещает ему освободить Маргариту. Фауст проник в тюрьму, где томится Гретхен, ожидая наказания.

Маргарита потеряла разум. В халате, босая, она поет в заключении детскую песенку и дрожит от любого шороха. Когда пришел Фауст, она его не узнала. Считая его за палача, она умоляет дать дожить ей до утра. Он в отчаянии слушает ее безумные вещи. Она что-то говорит о ребенке, которую надо покормить, просит не вести ее под топор. Фауст падает перед ней на колени, называет ее по имени («Гретхен! Гретхен!»), разбивает оковы. Наконец она понимает, что перед ней друг:

Это он, это он! Не стало мук, обид,

И тьмы тюрьмы, и оков, и скорби!..

Это ты! Я вновь на свободе!

Ты меня спас!

Смотри, вот та улица,

Где впервые мы переглянулись,

А вот и тот сад,

Где с Мартой тебя я ждала в вечерок.

Цепи Маргарита спадают. Она не может поверить в свое спасение. Фауст подгоняет ее: времени мало, надо идти, поскорее покинуть темницу. Но Маргарита не спешит, она упрекает любимому, что он стал холодным по отношению к ней, к ее объятий, разучился целоваться:

Уже и целоваться разучился?

Почему же теперь такой страшный стал?

Маргарита рассказывает Фаустові, что в пруду утопила ребенка. Фауст снова просит ее поторопиться: «Идем! Доверься! Не тяни». Она говорит Фаусту, что нет худшей судьбы, чем ходить с больной совестью всегда с оглядкой, нет ли позади врагов или засады - и отказывается идти за ним на волю. Он решил вывести ее силой. Но Маргарита на удивление оказывается решительной и снова отказывается.

Мефистофель, что появился у дверей, торопит Фауста. Они покидают тюрьму вдвоем, так и не уговорив Маргариту идти с ними. «Я покорюся Божьему суду»,- говорит девушка. Уходя, Мефистофель говорит, что Маргарита обречена на мучения. Однако голос выше говорит: «Спасена!». Предоставив преимущество лютой смерти и раскаянию над бегством, устроенной дьяволом, Маргарита спасла свою душу.

Последний монолог Фауста (II часть)

Фауст снова старый и чувствует, что жизнь близится к концу. Его ждет еще один удар - он ослеп и остался в полной темноте. Слепой и немощный старик, что стоит уже на краю могилы, Фауст все же стремится осуществить свою заветную мечту: построить плотину, чтобы отвоевать у моря кусок земли, которую каждый год затапливает морской прилив, лишая ее плодородия.

Развязка приближается. Мефистофель предполагает близкую смерть Фауста и созывает лемуров, злых духов, чтобы приготовить ему могилу. Он надеется, что душа Фауста попадет ему в руки. Слепой Фауст слышит звон лопат, и ему кажется, что это его народ занимается строительством плотины. Им овладела безумная радость и энергия - он думает, что заветная цель уже близко. Однако незрячему Фаусту невдомек, что это не строители - вокруг него суетятся злые духи, копая ему могилу. Вдохновленный идеей созидания, он продолжает отдавать приказы строителям.

В его воображении возникает такая грандиозная картина богатой, плодородной и процветающей страны, где живет «народ свободный на земле свободной», что он проиВНОсит сокровенные слова о том, что хотел бы остановить мгновение.

Итак, роковые слова произнесены. Фауст падает на руки лемуров и умирает. Мефистофель уже предполагает миг, когда согласно договоренности завладеет его душой. Однако здесь появляются небесные силы, и начинается борьба злых духов с ангелами. Мефистофель проклинает ангелов. Но розы, которые разбрасывают ангелы и что загораются от огненных дыханий бесов, пекут тело Мефистофеля. Не выдержав борьбы, бесы убегают, и ангелы уносят душу Фауста на небеса.

Душа Фауста спасена.