ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ХОЛЬБЕРҐ, Людвиг

(1684 - 1754)

ХОЛЬБЕРҐ, Людвиг - творчество писателя

ХОЛЬБЕРҐ, Людвиг (Holberg, Ludvig - 03.12.1684, Берген - 28.01.1754, Копенгаген) - датский писатель.

По национальности - норвежец, родился в Бергене, в семье подполковника Кристиана Нильсена Хольберґа. Рано потерял обоих родителей, начальное образование получил в немецкой и латинской школах Бергена. С 1702 до 1704 г. учился в Копенгагенском университете. Чтобы расширить свой кругозор и получить новые знания, а также через лишения, Хольберґ следующие два десятилетия почти постоянно путешествовал по Европе, совершив всего в течение этого времени пять заграничных путешествий. Во время первой (1704-1705) он посетил Голландию и Норвегию, в совершенстве освоил греческий, латинский, немецкий, французский, английский и итальянский языки. Во время второго путешествия (1706-1707) - в Англию, учился в Оксфордском университете, читал книги по истории, теологии и юриспруденции, одновременно подрабатывая уроками языка и музыки. После возвращения в Данию защитил в 1707 г. диссертацию, после чего некоторое время читал лекции в университете, но поскольку вынужден был это делать бесплатно, то в поисках заработка в 1709 г. должен был оставить университет и, винайнявшись гувернером сына государственного советника Віндінґа, отправиться в Дрезден. Вернувшись в том же году в Копенгаген, Хольберґ был принят стипендиатом в медицинскую коллегию. Затем пять следующих лет (1709-1714) он посвятил углубленной научной и литературной работе. Во время четвертого путешествия (1714-1716) Хольберґ посетил Амстердам, Брюссель, Париж, Марсель, Геную, Рим, Флоренцию, Турин, Савойю; во Франции и Италии изучал историю и философию, познакомился с драматургией Мольера и итальянской комедии дель арте; на пути из Марселя в Геную с оружием в руках защищал корабль от пиратов. После возвращения на родину в 1717 г. Хольберґ получил должность профессора метафизики Копенгагенского университета, которую через скептическое отношение к любым догматам и схоластики в науке принял неохотно и с радостью поменял в 1720 г. на должность профессора ораторского искусства и красноречия. После открытия в 1722 г. в Копенгагене датского национального театра Хольберґ стал ведущим его режиссером и драматургом. Активная драматургическая деятельность Хольберґа длилась около пяти лет, в 1727 г., когда театр через активное сопротивление светской и духовной власти и наплевательское отношение со стороны датского общества сначала потерпел финансовый крах, а в 1730 г. его официально запретил король Кристиан VI. В 1725 г. Хольберґ совершил свою последнюю поездку во Францию, а в дальнейшем избирался профессором истории (1730 г.) и квестором (1737 г.) Копенгагенского университета. В 1745 г. Хольберґа избрали почетным членом Датской Королевской Академии наук в 1747 г. удостоен баронского титула. Умер Хольберґ 28 января 1754 г. в Копенгагене.

Первым значительным литературным произведением Хольберґа стала іроїкомічна поэма «Педер Порется» («Peder Paars», 1719), подписанная псевдонимом: Ганс Миккельсен, пивовар из Каллундборґа. Поэма состоит из четырех книг, сюжет которых частично опирается на ироническую интерпретацию мотивов «Энеиды» Вергилия и «Одиссеи» Гомера идет описаны странствия каллундборзького торговца Педера Порса. Во время шторма его корабль разбивается вблизи о. Анхольт, описание которого и находится в центре произведения. Сатирически изображая жизнь островитян, Хольберґ имел в виду современную датскую действительность. Фогт, священник и пономарь, которым принадлежит власть на острове, беспощадно грабят и притесняют его жителей. В то же время и сами островитяне не намного лучше от представителей власти. Как отмечается в поэме, между священником и разбойником здесь не существует никакой разницы. Наука и образование на острове заброшенные, над всем властвует дух схоластики и невежества. Острие сатирической критики поэмы было направлено на образованные слои датского общества, поэтому появление произведения Хольберґа вызвала настоящий шквал негодования в среде датской аристократии и буржуазии.

С началом 20-х pp. Хольберґ обратился к драматургии. Его драматургическое наследие, куда входят как оригинальные, так и переделанные пьесы других авторов, а также переводы, насчитывает тридцать шесть произведений комедийного жанра.

Самым интенсивным был первый период драматургического творчества Хольберґа - с 1722 до 1728 г.: «Своевольная» (1722), «Арабский порошок» (1724), «Сочельник» (1724), «Маскарад» (1724), «Якоб фон Тібоє» (1724), «Улисс из Ишаки» (1724), «Путешествие к источнику» (1724), «Меламп» (1724), «Без головы и хвоста» (1724), «Дитрих-чучело» (1725), «Занятой человек»(1726), «Благородное корыстолюбие» (1747). Во второй период (1748-1754) были созданы пьесы: «Невидимець» (1748), «Абракадабра» (1748), «Волшебство» (1750), «Плутус» (1751), «Путешествие Сґанареля в страну философии» (1751) и др. До самых известных комедий Хольберґа относятся: «Эразмус Монтанус» («Erasmus Montanus», 1722), «Жан де Франс, или Ханс Франдсен» («Jean de France ellerHans Frandsen» 1722), «Йєппе с горы»( «Jeppe pa Bjerget» 1722), «Динарник-политикан» («Den politiske Kandesteber», 1722), «Комната роженицы» («Barselstuen», 1723), «Одиннадцатое июня»(1723), «Генрікі Пернилла» («Henrikog Pernille», 1724), «Дон Ранудо де Колібрадос» («Don Ranudo de Colibrados», 1752). Главная задача комедии Хольберґ видел в перевоспитании человека в духе нравственных и общественных идеалов в философии Просвещения. Главным объектом комического осмеяния в его пьесах есть многочисленные человеческие пороки.

Перу Хольберґа принадлежит также сатирический роман «Подземное путешествие Нильса Клімса» («Nicolai Klimi iter subterraneum», 1741), написанный на латыни. В произведении изображен норвежский студент Клімс, который, исследуя пещеру вблизи Бор-ґена, попадает в подземное царство, описание которого и составляет основное содержание произведения. В первой части изображается идеальное государство Пота, где все граждане имеют равные права, где не существует сословных различий, а представители религии лишены привилегий. Во второй части романа в сатирическом духе описаны аморальные нравы 27 фантастических подземных стран; в третьей части содержится критика государственно-политического устройства современных Хольберґу стран Европы.

Кроме художественных, Хольберґ написал целый ряд научных трудов: «Введение в историю европейских государств», «Введение в изучение естественного права», «Описание Дании и Норвегии», «Описание Бергена», «Общая история церкви», «История Датского королевства» и др.



В. Назарец