ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ХИНИ, Шеймус Джастїн

(рожд. 1939)

ХИНИ, Шеймус Джастїн - творчество писателя

ХИНИ, Шеймус Джастїн (Heaney, Seamus Justin - нар. 13.04.1939, Кастлдавсон, графство Дерри, Северная Ирландия) - ирландский поэт, лауреат Нобелевской премии 1995 г. «за лирическую красоту и этическую глубину поэзии, открывающую перед нами удивительное настоящее и живое прошлое».

Будущий поэт вырос на отцовской ферме, расположенной в глухой северо-ирландской провинции, и был самым старшим из девяти детей в большой католической семье Патрика и Маргарет Хини. Среднее образование юноша получил в колледже святого Колумбана в Дерри, а когда ему исполнилось 18 лет, перебрался в Белфаста. Здесь, в столице Ольстера, Хини окончил Королевский университет (1961) и педагогические курсы при колледже Святого Джозефа. После завершения студий X. некоторое время учительствовал в средней школе, затем работал в колледже Св. Джозефа, а с 1966 г. начал преподавать в Королевском университете. Собственно, именно в университетской периодике и были опубликованы первые произведения Хини, который тогда, правда, предпочел печататься под красноречивым псевдонимом Incertus (по латыни это означает «неуверенный, нерешительный»). Стоит также вспомнить, что в те времена (1-я пол. 60-х pp. XX ст.) будущий Нобелевский лауреат вместе с Д. Махуном, М. Лонґлі, Д. Сіммонзом и др. принимал участие в работе поэтической студии (так называемой «Группы»), которой руководил Филипп Хобсбаум.

Первая книга Хини - «Одиннадцать стихотворений» («Eleven Poems») - увидела свет в 1965 г. Тогда же Хини счастливо женился на Мэри Девлин, с которой они воспитали двух сыновей и дочь. А в следующем году 27-летний поэт опубликовал сборник «Смерть натуралиста» («Death of A Naturalist», 1966), которая получила хорошую прессу и была отмечена несколькими литературными премиями. Две следующие книги Хини - «Дверь в темноту»(«Door into the Dark», 1969) и «Конец зимовки» («Wintering Out», 1972) - еще больше укрепили его литературную репутацию.

В 1972 г. Хини оставил работу в Королевском университете и переехал из Белфаста, где бушевали кровавые столкновения между католиками и протестантами в Ирландии. Затем в течение трех последующих лет Хини жил в городке Ґленмор (графство Віклоу) и зарабатывал на жизнь журналистикой, сотрудничая с несколькими периодическими изданиями.

В 1976 г. писатель с семьей переехал в Дублин и в дальнейшем успешно совмещал литературную деятельность с педагогической: сначала работал на родине (в дублинском Керісфорт-колледже), а после 1982 p., когда получил приглашение прочитать курс лекций в Гарвардском университете (США), преподавал во многих ведущих английских и американских университетах.

В целом для поэзии Хини характерными являются две ведущие мотивы смерти и земли. Земли - как основы и начала всего, как символа судьбы, в котором сочетаются разрушения и созидания, вечный покой и рождения заново, самовтілення и саморастворения. В своем творчестве Хини одновременно пытался и решать «проклятые» ирландские вопрос, и освободиться от их ига, обращаясь к сути поэзии, языка. Еще в 1969 г. он писал о «необходимости найти такое силовое поле, которое бы могло вместить общечеловеческую перспективу и одновременно показать религиозный накал насилия». Память поэта - убежище исторической памяти; эта тема проходит через все поэтические сборники Хини, постоянно углубляясь и органично сочетаясь с темой насилия. Поэтому общая тональность многих стихов Хини окрашена «памятью пролитой крови», а лирический герой его поэзии нередко чувствует себя растерянным перед многоликим образом времени, перед жестокостью постоянного террора.

В конце концов, Хини сумел обобщить свой экзистенциальный опыт в символико-метафорической форме - собственные размышления о природе насилия над человеческой личностью поэт проиллюстрировал историческими параллелями, которые основывались на материалах археологических раскопок среди торфяных болот Ирландии и стран Северной Европы (в 1969 г. Хини прочитал книгу «Болотный народ», написанную археологом П. В. Глобом). Первый из так называемых «болотных песен» Хини увидел свет в сборнике «Дверь в темноту», а впоследствии цикл была продолжена в книгах «Север» («North», 1975) и «Полевые работы» («Field Work», 1979). Между прочим, за сборник «Север» Хини получил Форстерівську премию и многие критики считают эту книгу лучшей в творчестве поэта, ведь именно здесь история и мифология становятся для него самым ярким подтверждением тезиса об универсальности насилия и страдания.

«Проклятые» ирландские (и не только) проблемы - аутентичная кельтская культура, растворяется в культуре, насадженій англосаксами; католицизм, который чувствует себя довольно неловко, соприкасаясь с горькой иронией современного интеллектуала; провинциальная литературная традиция в ее соприкосновении с традицией континентальной, - все это стало предметом художественного осмысления в поэме Хини «Остров покаяния», вошедшей в одноименный сборник («Station Island», 1984). Впоследствии увидели свет книги «Фонарь боярышника» («The Haw Lantern», 1987) и «Видение вещей» («Seeing Things», 1991), в которых поэт погружается в воспоминания о прошлом, вступая в медитативный диалог с покойными родителями и размышляя о трагической мимолетность человеческой судьбы.

Поэтому на рубеже 80-90-х pp. XX века Хини стал не только «важнейшим ирландским поэтом со времен Йейтса» (так его еще в 70-х охарактеризовал известный американский поэт Роберт Лоуэлл), но и вообще самым популярным современным англоязычным поэтом. Поэтому Нобелевская премия, лауреатом которой Хини стал в 1995 p., была еще одним свидетельством его высокого литературного реноме.

Следует заметить, что, среди прочего, в центре внимания Хини также постоянно находятся темы призвание поэта, роли поэзии в социуме, что страдает из-за нарушения морального и политического равновесия. В частности, в книге «Уравновешивание поэзией» («The Redress of Poetry», 1995), в которую вошли лекции, прочитанные Хини в Оксфордском университете, ведущей является тезис о способности поэзии восстанавливать духовное равновесие в противоборстве со всеми темными, антигуманными элементами мира. Об этом Хини напоминает и в своей Нобелевской лекции, которую он назвал «К чести поэзии» («Crediting Poetry»): «Только поэзия способна установить такой порядок вещей, который одинаково подчиняется и влияния внешнего мира, и внутренним законам поэтического естества».

Хини продолжает плодотворно работать и в третьем тысячелетии: переведена ним современным языком памятник англосаксонского средневекового эпоса «Беовульф» в 2000 году получила премию Вітбреда и в течение нескольких месяцев находилась в списках бестселлеров Англии и США. А поэтический сборник Хини «Электрический свет» («Electric Light», 2001) критика назвала «осознанным подведением итогов выдающегося мастера, который размышляет об истоках и о неизбежном приближении финала своей жизни и своего творчества».



Г. Безкоровайный