|
ХИМЕНЕС, Хуан Рамон
(1881 - 1958)
ХИМЕНЕС, Хуан Рамон - творчество писателя
ХИМЕНЕС, Хуан Рамон (Jimenez, Juan Ramon, автонім: Хименес М. - 23.12. 1881, Могер - 29.05.1958, Сан-Хуан, Пуэрто-Рико) - испанский поэт, лауреат Нобелевской премии 1956 г.
Главным и единственным содержанием жизни Хименеса была поэзия, центральная тема которой - поиски и защита красоты. У него не было общественного темперамента, как, например, у А. Мачадо, однако Хименес был человеком высокой честности и благородства.
Хименес родился в Могері (Андалузия) в семье богатого виноторговца. Он получил образование в университете в Севилье. В 1898 г. посетил Мадрид, где познакомился с Г. Дарио. В 1902-1903 гг. Хименес побывал в Париже и Швейцарии и расширил свои представления о французской модерна поэзию. На формировании психологического образа Хименеса сказалась тяжелая нервная болезнь, которая заставляла его периодически лечиться в санаториях Франции и Испании. В 1916 г. поэт женился с переводчицей Г. Тагора Зенобією Кампрубі, которая стала его другом и помощницей на всю жизнь.
Хименес был очень плодовитым автором и почти каждый год издавал новую поэтический сборник. Он попытался систематизировать и предоставить какой единства своим стихам: в 1917 г. издал «Первую поэтическую антологию», в 1922 - вторую, в 1953 г. - третью. С началом гражданской войны поэт, как он сам признался, в «поисках тишины» покинул родину. Однако в 1936 г. официально заявил, что принадлежит к республиканского лагеря и не вернется в франкістську Испанию. Он жил на Кубе, в США, Пуэрто-Рико. В 1956 г. Хименес получил Нобелевскую премию «за лирическую поэзию - образец наивысшего духовной силы и художественного совершенства в испанской литературе», а через три дня от рака умерла его жена. Поэта вновь охватила депрессия, и вскоре он умер в той же клинике, что и его жена. 6 июня 1958 г. тела Хименеса и Зенобії перевезли в Испанию и похоронили на кладбище Иисуса в Могері.
Как-то Хименес таким образом выразился о себе: «Я создаю свой мир внутри себя». Он назвал и истоки собственного творчества. X. говорил о значении для него «вечной» испанской поэзии - романсеро, творческого наследия Л. де Гонґори-и-Арґоте, Ґ.А. Беккера. Вторым источником творчества была для него модернистская поэзия - Р. Дарио, французские и испанские модернисты. Но, конечно, в процессе своего творческого развития он преодолел эти влияния и нашел собственную манеру. В этом развитии Хименес прошел два этапа. Первый - примерно до 1915 г. Самые яркие сборники этого периода: «Пасторали» («Pastorales», 1903-1905), «Дальние сады» («Jardines lejanos», 1904), «Весенние баллады» (1907), «Звонка одиночество» («Lasoledadsonora», 1911).
Хименес отталкивается от прозы жизни, он ищет красоту в природе, любви и смерти. Его тонкое восприятие мира, субъективное, иногда несколько странное и причудливое. С художественной точки зрения в его стихах доминирует музыка и цвет. Музыкальными есть сами стихи Хименеса, как, к примеру, «Цветы в грозу»:
Сходятся цветы с цветками
И злинають, словно птицы.
Не умирают!
(А злинають, как птицы).
Порываются знестями
Под хмаринням с молниями.
Не умирают!
(Под хмаринням с молниями).
(Пер. М. Литвинца)
Именно музыка вносит в его поэзию ноту меланхолии. Не меньшую роль играет в поэзии Хименеса цвет, который он трактует в духе живописи импрессионистов.
К первому периоду творчества поэта относится также его прозаическое произведение «Платеро и я» («Platero в уо», 1907-1916), в котором он изображает свою жизнь в родном Могеро. Платеро (с исп. - «серебряный») - имя ослика, на котором странствует поэт и который является его другом и своеобразным побратимом. Книга имеет подзаголовок «Андалузская элегия «. Поэт идеализирует патриархальную сельскую жизнь, которое он противопоставляет жестокости цивилизации. Симпатии поэта вызывают животные, в которых он видит воплощение беззащитности и естественности, а также люди, которым чужды эгоизм и черствость. Он находит их среди причинных и убогих (друг его - больная девочка).
Новый период творчества начинается, условно говоря, из сборника «Дневник только женатого поэта» («Diario de un poeta recien casado», 1916). На это время приходится появление таких ярких сборников, как «Вечность» («Eternidades», 1917), «Красота» («Belleza», 1917), «Единство» («Unidad», 1925) и «Песня» («Сапсіоп», 1935). Сам Хименес возражал слишком резкое противопоставление нового и старого периодов: «Не что-то новое, а уход от старого, а глубже очистки того самого». Это очищение состояло в освобождении от чувственного, реального, материального, от цветов и метафор, в создании более духовного, абстрагированного и неприкрашеного стихотворения. И в этот период поэта волнует тема смерти, одиночества, единения человека с природой, однако его манера меняется. Цвет и музыка, были ярчайшими признаками его раннего творчества, «размылись» и потихшали:
Больная ветка с осенним листом -
Обращенная на солнце в самоцвет.
А облака украдут солнце, и грусть вит
Становится нищим, пилявим, нечистым.
Все, что было прекрасно-торжественным,
Все ветви золотой мит
В понадземний забирает мир
Час облачная дуновением імлистим.
Поэтому, сердце, и ты - гнездо сухое и бесполеВНОе...
(«Золотая ветка», пер И. Качуровского)
На украинском языке ряд стихов Хименеса перевели В. Бургардт, И. Качуровский, Бы. Бойчук, М. Литвинец, П. Марусик и др..
А. Штейн
|
|
|