|
ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ
(1899-1961)
ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ
Эрнест Миллер Хемингуэй родился 21 июля 1899 года в Ок-Парке, маленьком, чистеньком городке, рядом с Чикаго - крупнейшим торгово-промышленным центром Среднего Запада. Будущий писатель рос в культурной, обеспеченной семье, и родители, каждый по-своему, пытались направить его интересы. Отец - врач по профессии и этнограф-любитель за предпочтениями - увлекался охотой, брал с собой в леса Эрни, водил его в индейские поселки, старался приучить сына наблюдать природу, зверей, птиц, присматриваться к необычному жизни индейцев. Мать - любительница музыки и живописи, которая училась пению и дебютировала в нью-йоркской филармонии, здесь, в своем городке, вынуждена была довольствоваться преподаванием музыки, пением в церковном хоре, а сына стремилась научить игре на виолончели. Музыканта с Эрни не получилось, но любовь к хорошей музыки и картин осталась в Хемингуэя на всю жизнь.
Отец - спутник его детства и отрочества. Но после того как ему исполнилось пятнадцать лет, Эрнест не имел ничего общего с отцом (проблема «отцов и детей»). Позже отец возникает лишь в призрачных воспоминаниях и снах, а спутник его змужнілості, пример упорной и мужественной дневной труда - это дед, участник Гражданской войны 1861 - 1865 годов.
Ок-Паркська средняя школа, где Хемингуэй получил среднее образование, славилась высоким уровнем общеобразовательной подготовки. Будущий писатель с благодарностью вспоминал своих преподавателей родного языка и литературы, а школьная газета «Трапеция» и школьный журнал «Скрижаль» дали ему возможность попробовать свои силы в литературе (он пишет фельетоны и короткие рассказы). За что бы не брался Эрни, он во всем старался быть первым. Был капитаном и тренером разных спортивных команд, получал призы по плаванию и стрельбе, был редактором «Трапеции». Есть мнение, что все это были попытки Хэма (как его звали близкие друзья) доказать себе и окружающему миру, что он не девочка. Дело в том, что родители писателя очень хотели иметь дочку и до семи лет одевали Эрни в девчачью платье. На всю жизнь эти воспоминания детства стали ахиллесовой пятой Хемингуэя, комплексом неполноценности, который он преодолевал все время, занимаясь только «мужественными» делами: спортом, охотой, корридой, военной журналистикой.
В школьные годы Хемингуэй много читал. Позже, уже после «Фиесты», он утверждал, что писать научился, читая Библию. Из традиционного школьного чтения Хемингуэя не задели ни стихи Теніссона и Лонгфелло, ни романы Скотта, Купера, Гюго, Діккен-са. Зато Шекспир и Марк Твен остались предпочтениям на всю жизнь.
После окончания школы юноша некоторое время работает в небольшой газете. Когда Хемингуэю исполнилось девятнадцать лет, он едет в Европу, чтобы добровольцем принять участие в Первой мировой войне, которая стала для него первым жизненным университетом. Воюет он в составе транспортного корпуса, в одном из санитарных отрядов, что его США направили в итальянскую армию.
В ночь на 9 июля Хемингуэй, попав под минометный огонь, был тяжело ранен. При осмотре сразу на месте у Хемингуэя вытащили двадцать восемь осколков, а всего насчитали их двести тридцать семь. Хемингуэя эвакуировали в Милан, где он пролежал несколько месяцев и перенес несколько серьезных операций колени. Выйдя из госпиталя, Хемингуэй был награжден итальянским военным крестом и серебряной медалью за доблесть - второй по значимости военной наградой.
В 1919 году Хемингуэй возвращается домой в Соединенные Штаты в ореоле героя, одним из первых раненых, одним из первых награжденных.
Если жизненная биография Хемингуэя началась, собственно говоря, в окопах на реке Пьяве, то его литературная биография берет свои истоки в Париже 20-х годов, где он поселяется после войны. Париж в те времена был Меккой модернизма. Писатели, поэты, художники со всех концов света съезжались сюда, чтобы окунуться в эту атмосферу, где разрушались прежние ценности и создавались новые, порожденные XX веком. В этот деятельности неутомимый водоворот и погрузился молодой журналист, который твердо решил стать писателем.
В Париже Хемингуэй познакомился с такими знаковыми фигурами модернистской литературы, как Джеймс Джойс, Гертруда Стайн. Они были кумирами, незыблемыми авторитетами для молодых литераторов. Хемингуэй прислушивался к Гертруды Стайн, внимательно изучал опыт Джойса. Прислушивался, изучал, но в своем творчестве искал собственный путь.
В поисках этого собственного пути Хемингуэю помогла великая русская реалистическая литература. Он открыл, по его словам, другой, чудесный мир, который дарили русские писатели. «Проникнуть в самую суть явлений, понять последовательность фактов и действий, вызывающих те или иные чувства, и так написать о данном явлении, чтобы это оставалось действенным и через год, и через десять лет...»,- записи из дневника Хемингуэя тех времен, которые дают возможность увидеть писательские намерения молодого начинающего литератора. Глубинному исследованию жизни, умению передать и закрепить настоящие человеческие эмоции в произведении, так, чтобы читатель и через много лет испытал чувство сопереживания, он учился у русских писателей, прежде всего, в Доетоєвського, Тургенева, Л. Толстого.
Одновременно с поиском своего пути в литературе определялся и мировоззрение писателя, формировались его политические убеждения. Он много путешествовал в те годы Европой: как корреспондент нескольких американских газет побывал в Германии, Швейцарии, Испании, Турции. В Италии он понял, что такое фашизм, и на всю жизнь возненавидел его. Для любого писателя важно определить свое место в мире. Хемингуэю в этом помогла греко-турецкая война, откуда он у 1922році как военный журналист посылал свои корреспонденции. Бывший фронтовик увидел войну совсем другими глазами, что определило его общественную позицию: «писать беспощадную правду о жизни».
Дебютом в мире литературы для Хемингуэя-журналиста стал сборник «Три рассказа и десять стихотворений» (1923). С тех пор он решает покончить с журналистикой, потому что, по личному признанию, «телеграфный стиль репортажа стал затягивать его».
Этапной в творчестве Хемингуэя становится книга «В наше время» (1925) - сборник рассказов, объединенный общим замыслом И идейно-тематическим направлениям, а также особым стилем - лаконичным, сдержанным. Позже подобный принцип организации текста автор определит как «принцип айсберга». Сборник «В наше время» интересен еще и тем, что в нем Хемингуэй впервые затрагивает проблемы «потерянного поколения», гениально продолжены в повести «Фиеста» (1926) и романе «Прощай, оружие!» (1929).
Последнее произведение принес мировую славу и признание Хемингуэю. Антивоенная проблематика подается автором в противопоставлении ужасов войны и лучшего человеческого чувства - любви. Трагическая история любви лейтенанта Генри и медсестры Кэтрин (Ромео и Джульетта эпохи Первой мировой войны) навсегда запоминается читателям. На общий тон романа, определение одного из его лейтмотивов - потеря всего дорогого и любимого, повлияли события личной жизни писателя (самоубийство отца и крайне опасные роды жены). В середине 1927року Хемингуэй женился во второй раз с Полиной Пфейфер - парижской журналисткой, американкой из Сент-Льюиса. Летом 1928 года (в самый разгар работы над романом «Прощай, оружие!») она перенесла тяжелые роды. Ребенок родился путем кесарева сечения. К счастью, выжили и мать, и сын (но связанные с этим переживания отразились в романе и остались незабываемыми). Той же осенью 1928 года в Ок-Парке покончил с собой его отец.
Итогом размышлений писателя над событиями в Европе конца 30-х годов стали романы «Иметь и не иметь» (1937) и «По ком звонит колокол» (1940). Первый отразил изменение в мировоззрении писателя, поиски преодоления одиночества и переход к социальной проблематике. Второй - величественный эпическое произведение, в котором автор с философских позиций осознает события войны в Испании. Новым для Хемингуэя становится то, что в романе «По ком звонит колокол» главное место заняли не частные судьбы героев, а судьба героя: и революции.
Во время Второй мировой войны Хемингуэй создает на Кубе частную агентство по борьбе с фашистами. Вместе с друзьями на яхте «Пилар» патрулирует побережье: Атлантического океана в поисках немецких подводных лодок. В 1944 году принимает участие в освобождении Парижа. Активная борьба с фашизмом сочетается с журналистской деятельностью. Очерк» и репортажи военных времен вошли в книгу «Человек на войне» (1942). Во время войны Хемингуэй также работает над книгой о море, которая так и не была закончена и вышла уже после его смерти («Острова в океане» (1970)).
1952 год становится очередной: победой Хемингуэя: он пишет итоговое произведение своей жизни - повесть «Старик и море». Это квинтэссенция размышлений и рассуждений писателя; о человеке и его месте во вселенной. Следующие два годы становятся годами честь великого Хэма дома (литературная премия Пулитцеровская (1953)) и признание его деятельности в мире (Нобелевская премия (1954)).
Последующие годы своей жизни Хемингуэй много путешествует (Испания, Франция, Восточная Африка), но постоянно живет на Кубе - стране, которая стала новой родиной для писателя еще со времен Второй мировой войны.
Последним завершенным произведением великого Хемингуэя; стала книга спогадав «Праздник, который всегда с тобой» (1960і, опубликована в 1964), раскрывающая своеобразную атмосферу художественной жизни Парижа 20-х годов.
В последние годы жизни Хемингуэй болеет, его преследует синдром смерти отца (несколько раз он делает неудачные попытки покончить жизнь самоубийством, даже находится некоторое время в больнице). Выздоровев, 1 июля 1961 года возвращается домой в усадьбу Финка Вихия на Кубе, а утром 2 июля 1961 года, встав рано утром, берет из своего многочисленного арсенала любимый карабин и сводит свои счеты с жизнью.
«Старик и море»
Повесть «Старик и море», на первый взгляд, может показаться очень простой, однако, несмотря на небольшой объем, очень вместительная, ее определяют как философскую притчу. Простая, непритязательная история старого рыбака Сантьяго становится обобщенной историей сложного пути человека на земле, которая каждый день ведет бесконечную борьбу за существование, сочетая ее с попыткой жить в согласии с окружающим миром.
Один из прототипов повести - рыбалка Григорио Фуэнтес, который жил в поселке Кохімара, на Кубе. Однажды, когда рыбак и писатель плыли на шхуне, они встретили старика и мальчика, которые боролись с большим марліном. Эта встреча и послужила толчком к созданию повести «Старик и море».
«Мне никогда не приходилось выбирать героев, скорее, герои выбирали меня. Как и много моих предшественников, я восхищался сильными людьми, которые подчиняют себе обстоятельства»,- писал Е. Хемингуэй.
Сюжет повести очень прост: старый рыбак Сантьяго, который живет впроголодь, выйдя в море, поймал самую большую рыбину за всю свою жизнь, такую большую, что не может затащить ее в лодку и транспортирует за бортом. Акулы, которые услышали запах крови, понемногу объедают большую рыбину и, несмотря на сопротивление старого рыбака, полностью ее съедают. Лодка Сантьяго возвращается к родному берегу лишь с скелетом рыбы, но на стороне старого моральная победа, потому что он не покорился до самого конца.
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
«В наше время» (1925), Фиеста» (1926), «Прощай, оружие!» (1929), «Иметь и не иметь» (1937), «По ком звонит колокол» (1940), «Старик и море» (1952), «Праздник, который всегда с тобой» (1960).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Грибанов Б. Хемингуэй: герой и время.- М., 1980.,
2. Анастасьев Н. А. Творчество Э. Хемингуэя.- М., 1981.
|
|
|