|
ХЕМИНГУЭЙ, Эрнест Миллер
(1899 - 1961)
ХЕМИНГУЭЙ, Эрнест Миллер - творчество писателя
ХЕМИНГУЭЙ, Эрнест Миллер (Hemingway, Ernest Miller - 21.07.1899, Оук-Парк, поблете. Чикаго - 02.07. 1961, Кетчем, штат Айдахо) - американский писатель, лауреат Нобелевской
Родился в семье врача в Оук-Парк, в привилегированном пригороде Чикаго. Детство Хемингуэя прошло в лесах штата Мічіґан. Писать начал довольно рано, и первое повествование появилось в школьной газете «Скрижаль». Окончив школу, работал в небольшой газете. 19-летним юношей отправился в Европу, принял участие в Первой мировой войне в составе транспортного корпуса, был ранен и в 1919 г. вернулся в США.
После окончания войны Хемингуэй поселился в Париже. Был корреспондентом американских газет, посетил Швейцарию, Германию, Турцию, Испанию, в 1922 г. побывал на греко-турецкой войне, присылая в редакцию свои материалы о боевых действиях. В 1923 г. увидела свет первая книга Хемингуэя «Три рассказа и десять стихотворений». Опыт пережитого и прочувствованного в годы Первой мировой войны, общение с теми, кого называли «потерянным поколением» (большинство из них принадлежало к кругу Г. Стайн), - все это получило воплощение на страницах книги «В наше время» («In Our Time», 1925).
«В наше время» - сборник рассказов, объединенных общим замыслом и идейно-тематической общностью. В этой книге Хемингуэй раскрылся как литератор определенной темы и - что не менее существенно - определенного стиля, обозначенного лаконизмом и сдержанностью манеры повествования. Впоследствии сам Хемингуэй обозначит свой принцип организации повествования как «принцип айсберга». «В наше время» - книга о людях военного поколения, о участников и современников войны, о том, каким было их восприятие мира, разоренного кровавой резней. Хемингуэй сосредоточивает свое внимание на исследовании психологического состояния своих героев, стараясь передать общее для этого поколения ощущение нестабильности мира, душевное смятение, опустошенность и фрагментарность сознания. Над всеми другими эмоциями доминирует чувство мировой одиночества и непонимания. Героев не покидает ощущение того, что разрушился связь времен, но ни одному из них не в силах восстановить его. Центральной фигурой сборки Ник Адамс. Именно в его сознании интерпретируются различные аспекты жизни, которые стали предметом художественного анализа Хемингуэя.
Проблема «потерянного поколения» получила дальнейшее развитие в повести Хемингуэя «И восходит солнце» («The Sun Also Rises», в то же время, англ. Издании - «Фиеста», 1926). «Потерянное поколение» - одно из рабочих названий этой повести, главный герой которой журналист Джейк Барнс олицетворяет присущи этому поколению черты: душевную подавленность и опустошенность. Джейк страдает не через тяжелую физическую травму, которую он получил на войне, - с этой болью герой может справиться. Незаживающей раной становятся душевные страдания, ощущение невозможности достижения личного счастья. Война постоянно живет в сознании героев повести, где бы они не находились. В композиции этой книги Хемингуэй использует принцип контраста: яркие, полные солнечных красок сцены испанской фиесты, импрессионистические зарисовки шумной парижской жизни звучат трагическим диссонансом душевного состояния героев, которые не могут прорваться сквозь невыносимую оболочку своего одиночества.
Жизнь Хемингуэя дальнейшем полна многочисленными путешествиями, знакомствами с разными людьми. Он посетил Кубу (1928), на некоторое время вернулся в США, а затем снова отправился в Европу, путешествовал Испанией и Францией. В 1929 г. увидел свет роман, принесший Хемінґвею мировую славу и справедливо считается лучшим произведением о «потерянном поколении» - «Прощай, оружие!» («A Farewell to Arms»).
Действие романа происходит на итало-австрийском фронте в 1917 г. Хемингуэй рисует потрясающую по яркости и силе картину жизни на войне: окопные будни, пьяный угар ресторанов в прифронтовых городках, гнетущая скука госпиталей.
На фронте идут дожди, в окопах свирепствует холера. Солдаты, устав воевать, сами себя калечат. В этом аду оказывается лейтенант санитарной службы американец Генри. Процесс утраты иллюзий, познание страшной сущности войны, которая заключается не только в колоссальных физических жертвах и разрушении городов и деревень, но и прежде всего в искажении самой человеческой природы, - в кругу этих проблем развивается художественное исследование Хемингуэя. Войне как проявления человеческого безумия в романе противостоит любви Генри и Кэтрин Беркли. Но в поединке с войной люди, которые героически защищают свое право на жизнь, на продолжение рода, терпят поражение. Погибает Кэтрин, и вновь, как и в предыдущих произведениях Хемингуэя, герой остается одиноким, с ощущением бессмысленности и жестокости мира. Его выводы полны горечи и безнадежности: «Когда люди вносят в этот мир столько мужества, мир должен убить их, чтобы сломить... Он убивает самых добрых, и самых нежных, и самых храбрых, не перебирая».
В начале 30-х pp. Хемингуэй написал книги «Смерть после полудня» («Death After Afternoon», 1932), «Зеленые холмы Африки» («Green Hills of Africa», 1935), ряд рассказов, повесть «Снега Килиманджаро» (1936). Он много размышляет о месте литературы в современном мире, о судьбе художника, но его дальнейшем волнуют вечные темы: темы жизни и смерти, природе и цивилизации, их сосуществование в XX в. Взгляды Хемингуэя на эти проблемы являются достаточно пессимистичными. Мир человеческой цивилизации оставляет писателю слишком мало доказательств разумности его организации, ведь в нем все сводится к разрушению человеческого естества и уничтожения живого природной среды. В эти годы Хемингуэй часто посещал Африку, где еще попадались островки, не искаженные влиянием цивилизации.
«Иметь и не иметь» («То Have and Have Not», 1937) - роман, в котором оказался определенный перелом в мировоззрении писателя, обострилась его внимание к социальным проблемам, продолжались поиски путей преодоления одиночества! События, происходящие на европейском континенте, война в Испании болезненно поразили Хемингуэя. За собственные средства он приобрел колонну санитарных автомашин и передал их в распоряжение республиканцев. Весной 1937 г. Хемингуэй сам прилетел в Мадрид. Писатель покинет Испанию только через полтора года - с последними отрядами республиканцев, которые будут отступать к Франции, преодолевая Пиренейские горы. Все это время с небольшими перерывами он находился на передовой. Город часто бомбили, от взрывов дрожала клавиатура пишущей машинки, на которой Хемингуэй писал очерки для американских газет, пьесу «Пятая колонна» («The Fifth Column», 1938), сценарий фильма «Испанская земля», что снимался прямо на полях сражений. Война уже не впервые бурлила перед глазами Хемингуэя во всем своем величии и ужасе. Но здесь, в Испании, писатель испытал и большого счастья, осознав себя участником поистине исторических событий. Возможно, впервые за много лет он смог убедиться в невероятной мощи того, что называется коротким словом «единство». Здесь, в Испании, он попытался поднять вопрос об ответственности каждого, кто живет на Земле, за то, что на ней происходит. Об ответственности людей за судьбу мира, о необходимости налаживания откровенных отношений и поиска единства в борьбе со страшной чумой фашизма Хемингуэй ведет речь в одном из лучших своих романов, написанном на материале испанских впечатлений, - «По ком звонит колокол» («For Whom the Bell Tolls», 1940).
«По ком звонит колокол» - эпический роман в достоверно значении этого понятия. Ведущее место занимают не чисто человеческие судьбы героев, а судьба героя и революции. Это произведение об истории на одном из ее крутых и драматических виражей. Среди книг, написанных о войне в Испании, произведение Хемингуэя занимает особое место, поскольку автор осуществил в своем романе попытку осмыслить все, что произошло, с философских позиций. На основательные размышления настраивает эпиграф, взятый из творчества Дж. Донна, английского поэта-метафизика XVII ст. И все, что происходит на страницах романа, послужит доказательством ведущей мысли, которая метафорически воплощена в этих поэтических строках: человек неотделим от человечества, она отвечает за всех, и все отвечают за трагедию, которую переживает каждый человек.
В годы Второй мировой войны Хемингуэй сначала работал корреспондентом нью-йоркской газеты «ПМ», освещал события китайско-японской войны (1941), а в 1942 г. создал на Кубе «Мошенническую фабрику» - частное агентство для борьбы с фашистами. Штаб-квартира фирмы расположилась в поместье Финка Вихия, которую Хемингуэй приобрел еще в 1940 г. На вооруженной пушками яхте «Пилар» Хемингуэй не раз выходил в море на поиски немецких субмарин. В 1944 г. Хемингуэй впервые приехал в Англию. Отсюда он посылал свои фронтовые репортажи, принимал участие в десантировании войск союзников в Нормандии, в освобождении Парижа, в боях за линию Зіґфріда, а в 1945 г. вернулся на Кубу. Во время войны Хемингуэй, кроме написания очерков и репортажей, которые составили антологию «Люди на войне» (1942), работал над книгой о море, что осталась незаконченной и увидела свет лишь в 1970 г. под названием «Острова в океане» («Islands in the Stream»).
В следующем крупном произведении Хемингуэя «За рекой в тени деревьев» («Across the River and Into the Trees», 1950) - снова появляется одинокий герой Ричард Кентуел, пятидесятилетний полковник американской армии, который после окончания Второй мировой войны оказывается в Венеции. В прошлом у него - служба в армии, участие в двух войнах, неудачная военная карьера. В настоящем - любовь к юной графини, красавицы Ренаты. Общая тональность повести является довольно мрачной. Герой внешне производит впечатление сильного и здорового человека, но на самом деле он обречен, его подтачивает неизлечимая болезнь, в поединке с которой он потерпит поражение.
В 1952 г. Хемингуэй написал повесть, которая принесла ему всемирную славу и звание лауреата Нобелевской премии, - «Старик и море» («The Old Man and the Sea»). В. Фолкнер, прочитав это произведение, сказал, что X. наконец нашел своего Бога. Замысел произведения возник давно: за 16 лет до написания повести Хемингуэй опубликовал в журнале «Эсквайр» очерк «На голубой воде», а позже у писателя появилось намерение создать «большую книгу о землю, воду и воздух», которая за эпическим масштабом напоминала бы романы М. Пруста.
Итогом длительной работы стала книга «Старик и море», в которой приобрели художественного воплощения непростые размышления Хемингуэя о человеке, его месте во Вселенной. История рыбака Сантьяго - это история нелегкого земного пути человека, который ежедневно борется за жизнь и вместе с тем стремящегося сосуществовать в мире и согласии с морем и его обитателями, небом и звездами, осознающего себя не одиночкой, как было в предыдущих произведениях Хемингуэя, а частицей огромного и прекрасного мира. В «Старике и море» Хемингуэй еще раз продемонстрировал свое удивительное мастерство стилиста. Язык повести точная и прозрачная, каждая художественная деталь в совершенстве взвешенная. Фолкнер в рецензии, опубликованной в одной из американских газет, писал: «Время еще покажет, что «Старик и море» - лучшее произведение писателя... Лучше от него об этом не написал ни один из наших современников. На этот раз он открыл Творца. До сих пор его мужчины и женщины сами создавали себя из глины; свои победы и поражения они держали в собственных руках и нужны были только для того, чтобы доказать, какими сильными они могут быть». А в газете «Нью-Йорк пост» от 31 августа 1952 г. Д. Кэннон отмечал: «Как на меня, эта повесть не требует никаких объяснений. Конечно, это суровая вещь, но в то же время она прекрасна и величественна - так же, как прекрасна и величественна ее величество Человек».
В 1953 г. Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию, одну из самых престижных в Америке, а летом впервые после гражданской войны побывал в Испании, потом охотился в Восточной Африке, дважды попадал в авиакатастрофы (некоторые газеты даже опубликовали некрологи). Но из больницы он возвращался на Кубу. Здесь, на родине своего Старого, Хемінґве в сентябре 1954 г. получил известие о присуждении ему Нобелевской премии.
Куба и Европа - два уголка планеты, куда Хемингуэй, неугомонный путешественник и искатель приключений, непременно стремился попасть. Первая манила его к себе океаном и удивительными людьми, вторая стала не только пространством, где происходило действие большинства его произведений, местом героических сражений за честь и достоинство человека, но и «Праздником, который всегда с тобой» (1960, опубл. 1964). Именно так назвал свою последнюю завершенную книгу «великий Хемингуэй».
«Если тебе повезло и ты в молодости жил в Париже, то где бы ты не оказался потом, он до конца дней останется с тобой, потому что Париж - это праздник, который всегда с тобой», - эти строки из письма к другу стали эпиграфом, которым начинается автобиографическая книга Хемингуэя. С высоты прожитых лет писатель оглядывается на пору своей молодости, воспроизводя удивительно насыщенную атмосферу художественной жизни в Париже 20-х pp. «Праздник, который всегда с тобой» («A Moveable Feast», 1964) - книга воспоминаний, однако, эпоха, о которой идет речь в произведении, живет во всех своих красках и оттенках, во всей поэтичности, романтике и красоте.
Иногда автор бывает слишком субъективным и даже предвзятым в оценках некоторых своих парижских знакомых, в частности Ф. С. Фицджеральда, американского прозаика, и такой колоритной фигуры, как Г. Стайн. Однако в воспоминаниях Хемингуэя нет ни крупицы фальши, а наоборот, книга излучает доброжелательность, радость и счастье.
Хотя после войны писатель жил обычно на ферме близ Гаваны со своей четвертой женой, корреспонденткой журнала «Таймс» Мэри Уэлш, тяжелые болезни заставили его переехать в штат Айдахо. В 1960 г. в Хемингуэя появились признаки шизофрении и мании преследования, и лечение в рочестерській клинике Мейо результатов не дало. 2 июля 1961 г. он, по примеру отца, застрелился из своего любимого дробовика.
На украинском языке произведения Хемингуэя переводили В. Митрофанов, М. Пінчевський, Ю. Покальчук, К. Сухенко, Н. Тарасенко и др.
Л. Дудова
|
|
|