ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Художественные особенности поэзии поэтов-символистов XX века

Символизм как художественное течение возник в русской литературе в конце XIX - начале XX века. Основы эстетики символизма начали французские поэты конца 70-х годов прошлого века П. Верлен, А. Рембо и другие.

Поэтический символ считается более действенным художественным средством, чем образ. Символ - это определенный знак, который указывает на связь реального мира и идеального. Символисты становятся поборниками интуитивного восприятия мира через символические соответствия, например, между формой и цветом, запахом и звуком. Поэт имеет магическую силу, что дает ему возможность постичь тайны мира.

Особенность русского символизма заключается в постоянном внимании к личности, ее роли в истории, связи с Вечностью.

Учредители символизма в русской литературе - В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, В. С. Соловьев, С. М. Гиппиус, Ф. К. Сологуб и Др. Анненсь-кий. Их творчество характеризуется, в первую очередь, вниманием к истории и связи современности с прошлым. Эти связи, по их мнению, определяют будущее. Искусство они ставят превыше всего. Оно для них важнее, чем жизнь.

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета. Первый

примы: не живи настоящим, Только

грядущее - область поэта. Помни

второй: никому не сочувствуй, Сам

же себя полюби беспредельно,

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Так Брюсов определил свое поэтическое кредо. На эстетические взгляды символистов имела большое влияние философия. Соловьева, который считал, что существует взаимосвязь в космическом и земном жизни, единство всех проявлений жизни с Богом. В его стихах эта идея оказалась так:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами - Только

отблеск, только тени От

незримого очами?

Особое значение в творчестве символистов приобретает музыкальность стиха, которая воспринимается ими как отражение музыки космоса. Вот как ее почувствовал К. Д. Бальмонт:

Как живые изваяния, в искрах лунного сияния,

Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез;

Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет

И роптанью ветерка внемлет, весь исполнен тайных грез.

Наивысшего достижения русский символизм приобрел в творчестве Александра Блока. Его образы-символы теряют обобщенность, но приобретают интимности и конкретности переживаний. В первом сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» поэт создает образы-символы, которые пройдут через все его творчество: любимой, жены, родины. Поэт противопоставляет идеальный мир, мир своей любви, реальном. Он доказывает, что любовь может поднять человека над реальностью, сделать уродливое прекрасным. Образ прекрасной дамы - это символ, в который Блок использует, чтобы раскрыть невидимые другим проявления прекрасного в реальной жизни. В стихотворении «Незнакомка» Прекрасная Дама трансформируется в таинственную девушку, которая поразила воображение лирического героя. Только он видит в ней загадочный идеал, другие не способны подняться над реальностью.

И каждый вечер, в час назначенный (Иль

это только снится мне?), Девичий стан,

шелками схваченный, В туманном

движется окне.

И странной близостью закованный,

Смотрю на темную вуаль, И вижу берег

очарованный И очарованную даль.

В моей душе лежит сокровище, И

ключ поручен только мне! Ты право,

пьяное чудовище! Я знаю: истина в

виной.

Эти фрагменты из поэзии Блока показывают, как создается образ Прекрасной Дамы. Композиция стихотворения кольцевая, которая подчеркивает, что и сам поэт не способен вырваться из реального мира.

Очень точную характеристику дал символизма писатель Ходасевич, который отметил, что символисты стремились не отделять личность поэта от его творчества, искали возможности совместить жизнь и творчество, пытались найти гения, который бы смог подчинить свою жизнь творчеству. Поэтому символисты большое значение придавали цикловой композиции произведения. Жизнь - это цикл, круг. Художественный цикл - это попытка воссоздать жизнь. Все поэты-символисты создавали не просто стихи, а циклы стихотворений, и содержание каждого можно понять полностью только в связи с другими стихотворениями цикла. Например, Блок очень тщательно подбирал каждое стихотворение к циклу, название которого вроде бы ничего подобного не требовала - «Разные стихотворения». Однако и само название цикла, и стихи становятся понятны только во взаимосвязи. Этот цикл объединяет стихи с 1907 до 1916 года, это было время напряженных поисков поэтом нового идеала, образ Прекрасной Дамы уже не удовлетворял его. В стихах он обращается к друзьям («Друзьям»), поэтов («Поэты»), исторических и литературных героев («Шаги Командора», «К Музе»). Таким образом, название цикла отражает направленность поисков поэта.

В истории русской литературы символисты сыграли очень важную роль. Они открыли новые темы, идеи в творчестве, новые возможности поэтического слова, вернули поэзии ее эстетический смысл.