ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВИКТОР ГЮГО

(1802-1885)

ВИКТОР ГЮГО

Французскую литературу XIX века невозможно представить без Виктора Гюго. Творчество Гюго, выдающегося французского романтика, вождя французского романтизма, его теоретика, поразительно многогранна и раВНОобразна: он великий поэт, прозаик, драматург, к тому же литературный критик и боевой, темпераментный публицист.

Виктор Гюго родился 26 февраля 1802 года в Безансоне. Отец Гюго, который родился в семье мастера столярного цеха, во времена Наполеона стал генералом. Мать писателя, наоборот, ненавидела Наполеона и была роялисткой. Семья Гюго часто переезжала, некоторое время они жили в Испании. После падения Наполеона, находясь в Мадриде, где отец был губернатором, семья распалась. Виктора воспитывала мать.

У Гюго рано пробуждается поэтический талант. Еще подростком он начинает писать, и уже в 1815-1816 годах его оды и поэмы отмечаются на конкурсах Тулузской академии, а впоследствии и королевским правительством. Свой первый поэтический сборник «Оды и разные стихотворения» (1822) он написал в стиле классицизма.

Относительно классицизма Гюго, то он оказался очень неустойчивым. Только молодой поэт выходит из стадии школьного подражания, начинается постепенный, сначала робкий, а затем все более решительный переход на романтические позиции. Но в прозаических жанрах Гюго всегда стоял на позициях романтизма.

Свидетельством тому является первый роман Гюго «Ган Исландец» (1821 - 1822). Свидетельством дальнейшего утверждения Гюго на позициях романтизма был его второй роман «Бюг Жаргаль» (1826). В этом романе Гюго обратился к описанию восстания негров-рабов.

В области поэтического стиля реформа Гюго определилась в попытке заменить рационалистический стих классицизма языком человеческих чувств. Он отказывается от украшений, заимствованных из античной мифологии. В этот же период Гюго обращается к балладе, которая считалась жанром романтичным и привлекала тогда всеобщее внимание. В 1826 году выходит его сборник «Оды и баллады», само название которого красноречиво свидетельствует ее переходный характер: здесь оды, образцовый жанр классической поэзии, объединенные с балладами характерным представителем романтической поэзии.

В конце 20-х годов романтики придают особое значение завоеванию театра, который все еще оставался под властью классицизма. С этой целью 1827 году Гюго пишет свою первую романтическую историческую драму «Кромвель», которая рассказывает про английскую буржуазную революцию XVII века. ее вождь Кромвель был изображен как сильная личность, но, в отличие от цельных героев классицизма, он испытывает моральных противоречий: свергнув короля, он готов предать революцию и стать монархом. Широкую огласку получила предисловие к драме, в ней Гюго стремился связать развитие литературы с развитием истории человечества, чтобы показать историческую обусловленность торжества романтизма. Это была целостная программа романтического движения.

Также небывалой интенсивности достигает многогранная творческая деятельность Гюго. Особенно значительным явлением стала его сборник «Орієнталії» (1829) - завершена первая романтическая сборник стихов, которая и создает Гюго репутацию великого поэта.

Для художественного творчества Гюго характерна редкая жанровое раВНОобразие: с одинаковым успехом выступал он в поэзии, прозе и драматургии. И прежде всего он был поэтом.

Идейное содержание драм Гюго не сходит до самой проблематики, которая связана с идеологическими битвами конца 20-х годов и Июльской революцией 1830 года. Романтические драмы Гюго перекликались с актуальными социально-политическими проблемами современности, отстаивали ее передовые идеалы и устремления.

В основу каждой из драм Гюго 1829 - 1839 годов, за исключением «Лукреции Борджа» (1833), положен конфликт простолюдинов, представителей третьего сословия с феодальной аристократией и монархией («Марион Делорм», «Король развлекается», 1832, «Мария Тодор», 1833, «Рюі Блаз», 1838) и другие.

В истории французской литературы вторая половина 20-х годов отмечена расцветом жанра исторического романа. Одним из наивысших достижений французского исторического романа эпохи романтизма является роман Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1831). Этот роман отражает национальную историю, он связан с актуальной современной проблематикой.

Конец 20-х и 30-х годов принадлежит, наряду с двумя десятилетиями изгнания (1851 -1870), к периодам творческой активности, необычной даже для Гюго. В эти годы он возводил строение романтической драматургии и театра, активно выступал в прозаических жанрах, но вместе с тем, не послаблялася и интенсивность его поэтического творчества. В 30-е и в начале 40-х годов появляются четыре его поэтических сборника - «Осенние листья» (1836), «Песни сумерек» (1837), «Внутренние голоса» и «Лучи и тени» (1841). Кроме того, много стихов вошли в «Созерцаний» - огромного двухтомного сборника, опубликованного уже в период изгнания (1856).

После Февральской революции 1848 года и установление диктатуры Луи Бонапартом Гюго покидает Францию и еще в изгнание. Он поселяется на острове в проливе Ла-Манш. С целью разоблачить и опозорить перед всем миром политического авантюриста и его преступный режим и тем самым способствовать их скорому падению в первый год эмиграции Гюго пишет две книги: «Наполеон Маленький» и «Историю одного преступления» - своеобразную обличительную хронику развития событий во время государственного переворота 1851 года.

Именно в период изгнания завершается формирование мировоззрения писателя. В первые годы изгнания, на островке Джерси, Виктор Гюго создает сборник «Карт» (1853), которая справедливо считается вершиной его политической поэзии. На первый взгляд, сборник производит впечатление калейдоскопа реальных сценок и гротескно-карикатурных портретов, но есть в ней четко прочерченные смысловые линии и поля необычайно высокого эмоционального напряжения, которые всем этом раВНОродном материале предоставляют определенной упорядоченности и завершенности.

Активно выступал Гюго во время изгнания также в прозаических жанрах. В этот период появилось три романы: «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866) и «Человек, который смеется» (1869). Во всех этих романах центральной выступает тема народа.

В. Гюго был не только великим поэтом, но и активным общественно-политическим деятелем, который стремился влиять на ход событий. Сборник «Грозный год» (1872) представляет собой своеобразную поэтическую хронику драматических событий, которые переживала Франция во время Франко-Прусской войны (1870-1871).

Творческая активность Виктора Гюго не угасала до последних лет его долгой жизни. Но он остается и активным общественным деятелем, и страстным публицистом, неутомимо борется против политической реакции, общественного зла и несправедливости.

В последний период творчества Гюго одна за другой появляются его поэмы и поэтические сборники: «Искусство быть дедом» (1877), сатирические поэмы: «Папа» (1878), «Осел» (1880), «Все струны лиры» (1888-1893) и другие.

Умер Виктор Гюго 23 мая 1885 года. Его смерть была воспринята французской общественностью как национальная трагедия, а его похороны превратились в грандиозную, поистине всенародную манифестацию, в которой приняли участие тысячи людей.

Творчество Гюго прочно и навсегда вошла в золотой фонд французской и международной культуры.

«Собор Парижской Богоматери»

25 июля 1830 года Виктор Гюго начал работу над романом «Собор Парижской Богоматери». Книга вышла в миру 1831 году, в тревожные дни холерных бунтов и разгрома архієпископського дворца парижским народом. Бурные политические события определили характер романа, который, как и драмы Гюго, был историческим по форме, но глубоко современным за идеями.

Самый выбор эпохи является важным для раскрытия основной идеи. XV века во Франции - эпоха перехода от средневековья к Возрождению. Но, передавая с помощью исторического колорита живое лицо этой динамичной эпохи, Гюго ищет что-то вечное, в чем все эпохи объединены. Так, на первый план выдвинуто собор Парижской Богоматери, который создавался народом веками. Народная засада будет определять в романе отношение к каждой действующего лица. Париж конца XV века - это готические кровли, шпили и небольшие башни бесчисленных церквей, мрачные королевские замки, узкие улочки и широкие площади, где бурлит народ во время мятежей и казней. Колоритные фигуры людей из всех слоев средневекового города - сеньоры и купцы, монахи и школьники, знатные дамы в изысканном наряде и пышно одетые жительницы города, королевские ратники в сверкающих латах, бродяги и нищие в живописных лохмотьях, с настоящими или поддельными язвами и членовредительством. Мир угнетателей - и мир угнетенных. Королевский замок Бастилия, дворянский дом Гонделор'є - и парижские площади, дебри «Двор Чудес», где живут отверженные.

В системе персонажей главное место занимают три героя. Цыганка Эсмеральда своим искусством, всем видом дает наслаждение толпе. Она далека от набожности, она не отказывается от земных утех. В этом образе наиболее ярко отражено возрождение заинтересованности человеком, который становится главной чертой мировосприятия в новую эпоху. Эсмеральда неразрывно связана с народом. Гюго применяет романтический контраст, відтінюючи красоту девушки образами низов общества, в обрисовке которых он использует гротеск.

Противоположная засада в романе - образ мрачного негодяя, архидиакона Клода Фролло (созданного после кардинала-ката с «Марион Делорм») открывает многолетнюю борьбу Гюго против церкви. Королевская власть и ее опора - католическая церковь - изображены в романе как враждебные народу силы. Рассудительно-жестокий Людовик XI очень близок к галерее коронованных преступников из драм Гюго. Чувства Клода Фролло очень искривлены: любовь, родительская привязанность, жажда знаний вращаются в него эгоизмом и ненавистью. В нем тоже выражена одна из сторон людей Возрождения. Но в первую очередь это человек средневековья, аскет, который с презрением относится к всех жизненных утех. Он отгородился от народной жизни стенами собора и своей лаборатории, и поэтому душа его находится во власти темных и злых страстей. Клод Фролло хотел бы подавить в себе все земные чувства, их он считает позорными, и посвятить себя изучению полного свода человеческих знаний. Но вопреки своему отрицанию человеческих чувств, он сам полюбил Эсмеральду. Эта любовь имеет разрушительный характер. Не имея сил ее одолеть, Клод Фролло становится на путь преступления, обрекая Эсмеральду на мучения и смерть. Расплата приходит к архидиакона от его слуги, звонаря собора Квазимодо. Для создания этого образа Гюго особенно широко использует гротеск. Квазимодо - необычное чудовище. Его лицо и фигура одновременно смешные и устрашающие. Он похож на химер - фантастических животных, чьи изображения украшают собор. Квазимодо - душа собора. Уродливое чудовище тоже покохало красавицу Эсмеральду, но не за ее красоту, а за доброту. И его душа пробуждается от сна, в который его погрузил Клод Фролло, оказывается прекрасной. Зверь за своим внешним видом, Квазимодо является ангелом в душе. Изображение Клода Фролло дополняется разделом, носящей выразительное название «Нелюбовь народа».

Внешне блестяще, а на самом деле бессердечном и опустошен высшее общество воплощено в образе капитана Феба де Шатопера, который, как и архидиакон, не способен на бескорыстное и самоотверженное чувство. Душевное величие, высокий гуманизм присущие только обездоленным людям из низов общества, именно они - настоящие герои романа. Уличная танцовщица Эсмеральда символизирует нравственную красоту простого человека, глухой и уродливый звонарь Квазимодо - искалеченность общественной судьбы угнетенных.

В центре романа - собор Парижской Богоматери, символ духовной жизни французского народа. Собор возведен руками сотен безымянных мастеров, его религиозная основа теряется за буйной фантазией; описание собора становится поводом для вдохновенной поэмы в прозе о французское национальное бытие. Собор предоставляет убежище народным героям романа, с ним тесно связана их судьба, вокруг собора - жив народ, который не прекращает борьбу.

Вместе с этим, собор - символ порабощения народа, символ феодального гнета, темных суеверий и предрассудков, которые держат в плену души людей. Недаром во мраке собора, под его сводом, сливаясь с удивительными каменными химерами, оглушенный гулом колоколов, одиноко живет Квазимодо, «душа собора», чей гротескный образ олицетворяет средневековье.

В противовес ему, волшебный образ Эсмеральды воплощает радость и красоту земной жизни, гармонию тела и души, то есть идеалы эпохи Возрождения. Танцовщица Эсмеральда живет среди парижской толпы и дарит простому люду свое искусство, веселье и доброту.

Народ в понимании Гюго не просто пассивная жертва; он полон творческих сил, желания бороться, ему принадлежит будущее.

Виктор Гюго не идеализировал средневековье, он правдиво показал темные стороны феодального общества. Вместе с этим, его произведение глубоко поэтичен, полон горячей патриотической любви к Франции, к ее истории, к ее искусству, в котором, как считал Гюго, живет свободолюбивый дух и талант французского народа.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

«Оды и разные стихи», «Кромвель», «ОрієнталіІ», «Лукреции Борджа», «Марион Делорм», «Король развлекается», «Мария Тодор», «Рюі Блаз»,«Собор Парижской Богоматери», «Осенние листья», «Песни сумерек», «Внутренние голоса», «Лучи и тени», «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексеев М. П. Русская культура и романский мир.- Л., 1985;

2. Трескунов М.С. Виктор Гюго: Очерк творчества.- М., 1961;

3. Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго.- М., 1971.