ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ГЮГО, Виктор Мари

(1802 - 1885)

ГЮГО, Виктор Мари - творчество писателя

ГЮГО, Виктор Мари (Hugo, Victor Mari - 26.02.1802, Безансон - 22.05.1885, Париж) - французский писатель.

Отец Гюго, родившись в семье мастера столярного цеха, за Наполеона стал генералом. Мать писателя, наоборот, ненавидела Наполеона стал генералом. Мать писателя, наоборот, ненавидела Наполеона и была роялисткой (поклонницей признанной королевской династии Бурбонов). В Мадриде, где отец был губернатором, они расторгли супружеские отношения. Мать Гюго поехала с детьми в Париж. Политические симпатии матери сделали с Гюго роялиста. В своих первых стихах он проклинает Наполеона, воспевает Бурбонов. Ему импонирует творчество класицистів и самых консервативных романтиков. В 14 лет Гюго записал в дневнике: «Хочу быть Шатобріаном или никем».

Первые стихи, которые Гюго написал в 1812-1819 гг., созданные по правилам классицизма. Поэт обращается к жанру торжественной оды, написанной правильным александрийским стихом, с большим количеством пышных сравнений и метафор. Юный поэт славит Бурбонов, а Наполеон называет «обидчиком царей».

В 1820 г. Гюго познакомился с поэтическим сборником А. Ламартіна «Поэтические размышления». Под влиянием А. Ламартіна и Ф. Г. Шатобриана поэт перешел на позиции романтизма. В 1822 г. он издал свои оды, к которым впоследствии добавил баллады. В предисловиях к сборнику «Оды и баллады « («Odes et Ballades» 1822-1828) поэт объяснил свое понимание этих двух жанров. В классицистическом жанре оды он обнаружил черты, которые сближали оду с романтической поэзией: «... холодность присуща отнюдь не самой оде, а лишь той форме, которую оказывали ей доныне лирические поэты». И если в оде воспроизвести движение мысли, который обусловит композицию и будет связан с развитием сюжета, если использовать не античные, а христианские образы, то «ода могла бы заинтересовать так же, как интересует драма» (Предисловие к изданию 1823p.). Баллады же - вполне романтический жанр: «...Это причудливые поэтические наброски: живописные картины, мечты, рассказы и сцены жизни, легенды, порожденные невежеством, народные предания» (Предисловие к изданию 1826p.). Образцом драматизированной оды можно считать стихотворение «Боунапарте», написанное в связи со смертью бывшего французского императора (1821). «Он только палач, он не герой» - таков главный итог оды, в которой прослеживается судьба Наполеона.

Образец баллады - стихотворение «Турнир короля Иоанна». Гюго подражает песни средневековых трубадуров. Стих насыщен деталями средневекового быта: здесь и сооружения Парижа, копья и щиты, рожки и старинные имена... Это т. н. «исторический колорит», который как бы погружает читателя в атмосферу давно ушедших времен.

Еще в большей степени реформа поэзии отразилась в сборнике Гюго «Восточное» («Les orientales», 1829). Здесь есть стихи, близкие к оде («Канарис»), но имеются и произведения совершенно нового типа, например «Джинни», где, нарушая классицистическую требование единства стиха, Гюго дежурит размер и длину строки.

В сборнике «Восточное» Гюго, в отличие от А. Ламартіна, изображает не наблюдателя, а активного героя («Головы сераля», «Канарис», «Турецкий марш»). Этот герой часто жестокий («Дервиш», «Феодальный замок»), но в этом случае его ждет возмездие («Проигранная битва»). Активный герой действует в объективном мире, полном движения и независимом от человека. В стихотворении «Мазепа» всадник скачет на коне, а вокруг бушует ветер, качаются деревья, хилитаються башни и горы. Гюго любит динамичные образы природы: море, тучи, молнии, огонь (центральный стихотворение сборника - «Небесный огонь»). Мир предстает как единство несовместимого, в самой природе Гюго находит источник трагических конфликтов, а не только во взаимоотношениях героя с миром (как у А. Ламартіна). В мире не все рациональное; хаос, стихийное побеждают в нем закономерность; наряду с добром в мире существует зло. Но в целом поэту присущ оптимистический взгляд на мир.

В области поэтического стиля реформа Гюго вылилась в требование заменить рационалистический стих классицизма на язык человеческих чувств. Гюго отказывается от украшений, заимствованных из античной мифологии, требует свободного использования «высоких» и «низких» слов в любом жанре (в предисловии к «Од и баллад «1826 г. он обосновал такой подход тем, что «у поэта должен быть только один образец - природа, лишь один руководитель - правда»). Гюго чрезвычайно расширил поэтический словарь, смело введя в него разговорные слова, технические термины, архаизмы, диалектизмы и т. д.

Поэт реформировал систему стихосложения. В классицистическом александрийском стихе после шестого состава была цезура (пауза), которая делила пополам и строка, и мысль, что содержалась в нем. Гюго, сохранив «ритмичную» цезуру, ввел особую «смысловую» цезуру (их могло быть 2 или 3 в ряду), она была подвижной. Кроме того, поэт ввел «перенос», запрещенный правилами классицизма. Если класицист обязан был заключить всю мысль в одну строку, то Гюго произвольно переносил часть предложения в следующую строку. Все это давало возможность значительно обогатить содержательный аспект поэзии.

Настоящим манифестом французского романтизма стала «Предисловие к «Кромвелю» («Preface de Cromwell», 1827). Классицизм занимал особо прочные позиции в театре. И хотя романтические драмы уже существовали, ни одна из них не была поставлена на сцене. Гюго решил обратиться к опыту В. Шекспира (прочитанного в романтическом духе). Он создал произведение в жанре трагедии, а в жанре романтической исторической драмы.

В драме «Кромвель» говорится про английскую буржуазную революцию XVII в. ее вождь - Кромвель изображен сильной личностью. Но, в отличие от цельных героев классицизма, Кромвель переживает моральное противоречие: сбросив с престола короля, он готов предать революцию и стать монархом.

Драма была новаторской, но недостаточно сценичной. Однако предисловие к ней сыграла значительную роль в победе романтизма. Это была целостная программа романтического движения.

«Предисловие к «Кромвелю» начинается с изложения представлений Гюго об истории общества и литературы. Человечество прошло в своем развитии три эпохи, считает поэт. В первобытную эпоху человек, увлеченный природой как творением Бога, составляла в его честь гимны, оды. Поэтому литература начинается с лирики. В древнюю (античную) эпоху события (войны, создание и распад государств) создают историю, которая отражается в эпической поезії. ее вершина - Гомер. Гюго замечает, что и древнегреческий театр также эпический, «трагедия лишь повторяет эпопею». Третья эпоха (после юности и зрелости - это эпоха старости человечества) начинается с утверждения христианства. Оно показало человеку, что у него две жизни: «одно - бренное, другое - бессмертное; одно - земное, второе - небесное». Христианство открыло в человеке два непримиримых основы - ангела и зверя. В литературе новая эпоха отражается в драме с ее конфликтами и контрастами. Вершиной литературы нового времени является В. Шекспир.

Схема развития истории, предложенная Гюго, сейчас кажется наивным, ошибочным. Но ее значение в борьбе с классицизмом было очень значительным. Она разрушила основу эстетики классицизма - мнение о неизменности эстетического идеала и художественных форм, выражающих его. Благодаря этой схеме Гюго смог доказать, что появление романтизма закономерно. Более того, классицизм даже в момент своего расцвета не имел права на существование. Действительно, классицистическая трагедия ориентировалась на античные драмы, которые, согласно Гюго, были эпическими произведениями, а новое время требует драмы.

Гюго считал, что «особенность драмы - это реальность». Поэтому, вопреки утверждению класицистів, что нужно описывать только «приятную» природу, Гюго убеждал: «...Все, что есть в природе, есть и в искусстве». Он призвал разрушить границы между жанрами, соединить комическое и трагическое, высокое и низкое, отказаться от единства времени и единства места, поскольку эти единства, придавая драме лишь внешней правдоподобности, заставляют писателя отступать от правдивого изображения действительности. Большим образцом такого искусства, свободного от условных правил, есть драмы. Шекспира. Однако Гюго считал, что подражание В. Шекспира не принесет успеха романтику. Самому писателю ближе национальная традиция, прежде всего Ж.Б. Мольер.

Призыв подражать природе не привел Гюго к реализму. Для него характерно утверждение романтических принципов типизации. Сравнивая драму с зеркалом, Гюго писал: «...Драма должна быть концентруючим зеркалом». Если классицисты типізували какую-то одну человеческую страсть, то Гюго старался в каждом образе столкнуть две такие страсти, одна из которых обнаружит в человеке идеальное, высокое, а вторая - низкое.

Теория высокого была разработана класицистами. Гюго разработал теорию гротеска как противоположности высоком и как средства контраста, присущего новой литературе. Гротеск - это концентрированное выражение, с одной стороны, безобраВНОго и ужасного, с другой - комического и блазенського. Гротеск многообразен, как сама жизнь. Гротеск особенно оттеняет прекрасное, в этом его главное назначение в романтическом произведении.

В 1829 г. Гюго написал драму «Марион Делорм» («Marion de Lorme», 1831), в которой впервые в высокохудожественный форме воплотил принципы «Предисловия к «Кромвелю».

Гюго взял сюжет не из античности, а нашел его в национальной истории. Исторический «колорит» он создал за счет точного указания времени действия (1638 г.), привлечение в сюжет исторических лиц (Людовик XIII, кардинал Ришелье, сама героиня Марион Делорм и др.). Стремление создать «местный колорит» соединилось в драме с разрушением единства места (действие происходит то в Блуа, то в Шамборі, то в других местах). Разрушается единство времени, единство действия сохраняется.

Ряд черт сближает драму с класицистичною трагедией. Сохраняется деление героев на положительных (Марион, ее любимый Дидье) и отрицательных (Ришелье, его шпион судья Лафемас). Однако, во-первых, среди положительных героев нет идеальных. Каждый из них сделал в жизни большие моральные ошибки. Идеальность этих героев сохраняется лишь как тенденция. Во-вторых, в классицизме положительными героями были короли, вельможи, в Гюго - наоборот, Марион Делорм - бывшая куртизанка, которая служила утешением для знатных развратников. Дидье безродный, он не знает, кто его родители. Знатные люди в меньшей степени способны к идеализму. Так, маркиз де Саверні, соперник Дидье в любви, способен на подлость и лишь в самый критический момент поступает благородно. Но в обществе деспотии благородство обречена на гибель, зато жестокость, безнравственность процветают. Именно этими чертами наделены найвельможніші лица - кардинал Ришелье и даже король.

Гюго вслед за класицистами считал, что драму следует писать стихами. Однако в александрийский стих, которым он написал «Марион Делорм», поэт внес изменения (они касались места пауз, рифмовки и т. д.). На смену классицистической холодности стиля пришла эмоциональная речь героев.

Воспевание представителей общественных низов, развенчания его верхов было особенно значимым в период подготовки революции 1830 г. Правительство увидел в портрете слабохарактерного и беспринципного короля Людовика XIII намек на правящего тогда Карла X и запретил пьесу (она была поставлена после революции, в 1830 г.). В ответ на запрет Гюго написал драму «Эрнани» («Негпапі», 1830). Премьера этой драмы накануне революции стала центральным событием в истории французского театра XIX в. Был нанесен сокрушительный удар классицизма.

Сюжет пьесы (Испания 1519 года) Гюго выстраивает так, чтобы выявить идейную позицию автора наиболее открыто.

Трое мужчин добиваются любви прекрасной доньи Соль - король дон Карлос, граф Сильва и разбойник Эрнани. В пьесе все трое совершают благородные поступки. Граф спасает Эрнани, которого преследует король. Но им руководят лишь традиционные представления о гостеприимстве. Король прощает Эрнани змовництво и отдает ему руку доньи Соль. Но не благородство, а точный политический расчет толкает его на этот шаг. В целом же, король - найаморальніший герой драмы. Не случайно пьеса начинается со свидания доньи Соль и Эрнани, по которому король подсматривает, сидя в шкафу. Граф де Сильва перестает быть благородным, когда узнает, что донья Соль станет женой Эрнани. Он требует от Эрнани, который в знак благодарности дал графу право распоряжаться его жизнью, чтобы Эрнани совершил самоубийство. И только разбойник оказывается до конца благородным. Соблюдая обещания, он отравляется. Вместе с ним совершает самоубийство донья Соль. Молодые влюбленные морально побеждают мир бесчестной знати. Эту мысль автор подчеркивает в финальном эпизоде. Осознав поражение своей позиции, граф де Сильва убивает себя.

Свою лучшую драму «Рюи Блаз» («Ruy Bias») Гюго написал в 1818 p. Об эту пьесу Е. Золя высказался так: «Найсценічніша, самая бойкая из всех драм Гюго». В предисловии к драме Гюго исследует проблему зрителя. Женщины в театре ищут наслаждения для сердца, ценят страсти, стремятся трагедии. Мыслители в поисках пищи для ума, находят его в характерах героев, в комедии. Толпа ищет наслаждения для глаз. Его привлекает на сцене действие, поэтому он любит мелодраму. В «Рюи Блази» Гюго решил объединить черты трагедии, комедии и мелодрамы, чтобы его пьесе восхищался весь зал.

В основе сюжета - исключительные события: лакей Рюи Блаз влюбился в испанскую королеву. Неожиданный поворот судьбы позволил Рюи Блазу под именем знатного дворянина дона Сезара де Базана снискать расположение королевы, стать министром. В этой ситуации раскрывается романтическая исключительность личности Рюи Блаза. Лакей оказался выдающимся государственным мыслителем. Его решения поражают мудростью и гуманностью. Но возвышение Рюи Блаза было лишь частью интриги обиженного королевой дона Салюстія де Базана. Интрига против королевы не удалась, но она узнала правду о происхождении Рюи Блаза и пренебрегла им. Рюи Блаз отравляется.

В драмах Гюго формируются тип романтического характера и конфликта, проблематика, язык, композиция, которые и стали основой французской романтической драмы. Триумф «Рюи Блаза» свидетельствовал об утверждении романтической драмы на сцене.

В романе «Собор Парижской Богоматери» («Notre-Dame de Paris», 1831) Гюго обратился к XV в. Сам выбор эпохи важный для раскрытия основной идеи. XV в. во Франции - эпоха перехода от Средних веков к Возрождению. Но передавая с помощью исторического колорита живой образ этой динамичной эпохи, Гюго искал и что-то вечное, в чем все эпохи могли бы объединиться. Так, на первом плане предстает образ собора Парижской Богоматери, который народ выстроил на протяжении веков. Народным первнем будет определяться в романе отношение к каждой из действующих лиц.

В системе персонажей центральное место занимают три героя. Цыганка Эсмеральда своим искусством, всем своим видом доставляет наслаждение толпы. Она далека от благочестия и не отказывается от земных радостей. В этом образе наиболее ярко проявилось возрождение интереса к человеку, станет главной чертой мировосприятия в новую эпоху. Эсмеральда неразрывно связана с народом. Гюго использует романтический контраст, відтінюючи красоту девушки образами низов общества, при изображении которых использует гротеск.

Противоположное начало в романе - образ архидиакона собора Клода Фролло. В нем также выражена одна из черт человека Возрождения - индивидуализм. Но, в первую очередь, это средневековый человек, аскет, который презирает все радости жизни. Клод Фролло хотел бы подавить в себе все земные чувства, которые он считает позорными, и посвятить всего себя изучению полного свода человеческих знаний.

Но вопреки собственному пренебрежению человеческими чувствами он сам влюбился в Эсмеральду. Это любовь имеет разрушительный характер. Не в состоянии его победить, Клод Фролло становится на путь преступления, обрекая Эсмеральду на мучения и смерть.

Возмездие приходит к архидиакона от его слуги, звонаря собора Квазимодо. В создании этого образа Гюго широко использовал гротеск. Квазимодо - необычное чудовище. Его лицо и фигура одновременно смешные и страшные. Он похож на химер - фантастических животных, чьи изображения украшают собор. Квазимодо - душа собора. Он также влюбился в красавицу Эсмеральду, но не за ее красоту, а за ее доброту. И его душа, проснувшись от сна, который ему внушил Клод Фролло, оказывается прекрасной.

Зверь за своим внешним видом. Квазимодо ангел душой. Финал романа, из которого понятно, что Квазимодо проник в подземелье, куда было брошено тело повешенной Эсмеральды, и там умер, обнимая ее, неожиданно ассоциируется с финалом трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта».

Следует отметить, что Гюго попытался показать зависимость внутреннего мира человека от обстоятельств ее жизни (очевидно, под влиянием реализма). Квазимодо, не желая этого, становится «соучастником» смерти Эсмеральды. Он защищает ее от толпы, который хочет не погубить ее, а освободить. Выйдя из низов общества, слившись душой с собором, воплощающий народный стержень, Квазимодо длительное время был оторван от людей, служа людиноненависнику Клоду Фролло. И вот, когда стихийное движение народа докатывается до стен собора, Квазимодо уже не в состоянии понять намерения толпы и борется с ним собственными силами.

Г. разработал тип романтического исторического романа, отличного от романов В. Скотта. Исторические лица (король Людовик XI, поэт ґренгуар и др.) не занимают центрального места в романе. Главная цель Гюго как создателя исторического романа - воссоздать дух истории, ее атмосферу. Но еще важнее для писателя обнаружить вне-исторические особенности людей, раскрыть вечную борьбу добра со злом. В «Соборе Парижской Богоматери» Гюго описывает борьбу человека с «ананке догмы» («ананке» (греч.) - фатум, неумолимое судьба). Но талант писателя позволяет ему создать произведение, значительно богаче по содержанию, чем это следует из абстракции, положенной в основу романа.

Во многом это расширение замысла связано с введением образа восставшего народа. На его создание оказали влияние революционные выступления французов в 1830-1831 гг.

Гюго был роялистом до середины 20-х годов. Так, в 1825 г. он принимал участие в коронации Карла X, написал по этому случаю оду и получил от нового короля орден Почетного легиона. Но уже в 1827 г., сблизившись с отцом, он создал «Оду Вандомской колонне», в которой прославляет Наполеона, который принес в феодальные государства Европы идеи республики и революции. Так Гюго перешел в лагерь оппозиции.

Поэт восторженно приветствовал Июльскую революцию 1830 г. Он поддержал нового короля Луи-Филиппа, выразителя интересов крупной буржуазии. Луи-Филипп отблагодарил его, сделав пером Франции (1845). Французская Академия избрала Г. своим членом (1841).

Однако 40-е pp. - период кризиса в творчестве Гюго, связанной с неопределенностью его политических взглядов. Личное благосостояние не мог скрыть от него тяжелого положения народа. Началось разочарование в Луи-Филиппи. Вот почему сразу же после Февральской революции 1848 p., когда была установлена Республика, Гюго предложил свою кандидатуру в парламент, стал членом учредительного, а затем законодательного Собраний. Но 2 декабря 1851 г. произошел государственный переворот. Новым главой государства, а затем - императором стал племянник Наполеона Луи Бонапарт или Наполеон III. Гюго перешел в подполье, его жизнь оценили в 25 тысяч франков. Народ считал Гюго национальным героем. Однако поэту пришлось бежать из Франции: декретом Бонапарта от 9 января 1852 г. он был объявлен политическим изгнанником. Гюго остановился сначала в Бельгии, затем на английских островах Джерси и Гернси.

Начался новый этап его творчества - периода вынужденной эмиграции. В его творчестве резко усиливается политическая, социальная направленность, утверждается ораторское, обличительная интонации. От экзотики, которая интересовала Гюго в первый период творчества, он обращается непосредственно к современного материала, хотя при этом сохраняет романтический метод.

Уехав в Бельгию, Гюго написал памфлет против Наполеона III («Napoleon le Petit», 1852). Для поэта новый император - лишь «пошлая, пустая, ходульна, ничтожная личность», которому «чужды понятия добра и зла».

Поселившись на острове Джерси, Гюго продолжал развенчивать Наполеона III в сборнике «Возмездие» («Les chatiments», 1853). Поэт прославился великолепными описаниями природы: сборник «Осенние листья» («Les Peuilles d'automne, 1831»), «Песни сумерек» («Les chants du crepuscule, 1835»), «Внутренние голоса» («Les voix interieures», 1837), «Лучи и тени» («Les rayons et les ombres», 1840). В «Возмездии» гармония природы раздражает его своим спокойствием, ему кажется, что природа - соучастник преступления Наполеона III («В июне я ездил в Брюссель»). В поэтике сборника большую роль играют ораторские фигуры, аллегории.

Центральное произведение сборника - поэма «Епитимья». В i части поэмы речь идет об отступлении Наполеона I из Москвы в 1812 г., в II - о его поражении в битве при Ватерлоо, в III-IV частях - о ссылке Наполеона на острова Эльба и Святой Елены и о его смерти. И вот в последний, VII части изображается пробуждение Наполеона в могиле в Париже, - здесь его ждет страшное возмездие: преступное царствования его племянника. Это кара за 18 брюмера, за тот день, когда Наполеон, совершив переворот, предал республику и стал тираном.

Роман «Отверженные»(«Les miserables») Гюго писал в течение 20 лет. Он был опубликован в 1862 г. По жанру «Отверженные» - социально-героическая романтическая эпопея, в которой синтезировались романтические традиции с некоторыми достижениями критического реализма.

Это влияние сказалось в попытке всесторонне осветить образ эпохи, современной Гюго. В романе каждое большое событие рассматривается с народной точки зрения, что вместе с масштабным воспроизведением эпохи делает роман эпопеей. Однако главная точка зрения в романе принадлежит автору. Она, благодаря своему гуманизма, демократизма, не противоречит народному взгляду, а лишь предоставляет ему субъективного характера, подчиняет его определенной авторской концепции. Здесь нужно вспомнить мысль Гюго о том, что искусство - не обычное, а концентруюче зеркало. Автор наиболее отчетливо проявляется не в многочисленных авторских отступлениях, не в прямых обращениях к читателю, а в самом методе изображение характеров и событий.

Среди главных персонажей отсутствуют лица знатные и богатые, от которых зависят судьбы государств и народов. Это обездоленные члены общества: бывший каторжанин Жан Вальжан, проститутка Фантина, бедный юноша Мариус, обездоленный маленькая Козетта, беспризорный мальчик Гаврош... их враги - семья Тенардье, полицейский инспектор Жавер - тоже не занимают высокого положения в обществе. Судьбы героев в самом общем плане типичные, взятые Гюго из жизни (реальные прототипы были и у Вальжана и Фантины в; история Мариуса похожа во многом на судьбу юного Г.). Но вот автор направляет на обычные судьбы обычных людей концентруюче зеркало своей авторской романтической концепции - и люди превращаются в героев; события приобретают исключительной философской значимости, исполняющие приключениями.

То, что реально существует в единстве, в Гюго тяготеет к полюсам добра и зла. В романе действуют «святые» (епископ Міріель, Жан Вальжан) и «дьяволы» (Тенардье, Жавер), которые не уступают друг другу в масштабах совершаемого добра и зла. Это связано с общим представлением Гюго, согласно которому развитие человеческой истории - «путь от зла к добру, от несправедливого к справедливому, от лжи к истине, от ночи к дню». Такой переход должен произойти во всех сферах: и в социальном бытии человека, и в ее сознании.

Вот почему Гюго стоит на стороне социальной революции. Он с увлечением изображает революционеров, которые принимали участие в баррикадных боях 1830 - 1832 гг. Особенно запоминается образ республиканца Анжольграса и маленького героя Гавроша. Эта отвергнутая ли не всеми ребенок смог сохранить в себе удивительную доброту, веселость, любовь к свободе. Утверждение права обездоленных на бунт содержится в самом названии романа, в его системе образов, где на первый план выдвигаются представители обездоленных низов.

Гюго считал, что есть революция значительнее от социальной. Это - революция духа. Изображая внутренний мир своих героев, Гюго своеобраВНО использует открытия реалистов - зависимость формирования характера от типичных обстоятельствах. Для Гюго этот закон действует только тогда, когда обстоятельства толкают человека к злу. Но достаточно одного «события-откровения», чтобы уничтожить власть этого закона. «Событие-откровение» отчасти очень незначительная, никогда не связана с судьбами страны, ничего не решает в истории государства. Но в ней ярким светом горит истина: человек добрый. И, увидев свет этой истины, даже-самый большой злодей может переродиться.

Такой в романе есть судьба Жана Вальжана. За кражу из булочной хлеба для голодных детей своей сестры он был приговорен к каторге, с которой он вернулся только через 19 лет. Годы на каторге, полны наибольшего зла и несправедливости, сделали из Жана Вальжана матерого преступника. Попав в дом доброго епископа Міріеля, он крадет столовое серебро. Преступника находят. Но епископ уверяет полицейских, что он сам подарил серебро Вальжану, и дарит ему в придачу серебряные подсвечники. Это и есть «событие-откровение». Открытие Вальжаном добра поднимает бурю в его душе. 19 лет каторги сделали из него зверя, один благородный поступок епископа превратил Вальжана в праведника.

Идею возможности перерождения преступника в святого Гюго развивает и в образе Жавера. В нем воплощена ниже справедливость - закон. «Этот человек состояла из двух чувств - из уважения к власти и ненависти к бунту». Служа закону, Жавер становится настоящим злодеем. Он яростно преследует Жана Вальжана. Но вот и его коснулось откровение добра: Вальжан отпускает Жавера в тот момент, когда его должны были расстрелять на баррикаде как шпиона правительства. В одно мгновение погибают все представления Жавера о справедливости законов и судов. Осознав крах этих представлений как катастрофу своей жизни, Жавер сводит счеты с жизнью.

«Отверженные» - роман о борьбе человека с «ананке» (судьбой). Здесь показана борьба с «ананке закона». Над законом, который воплотил в себе несправедливый социальный строй, торжествует высшая справедливость - нравственный закон добра.

В 60-х pp. Гюго создал важнейшую эстетическую труд - книгу «Уильям Шекспир» («William Shakespeare», 1864), написал романы «Труженики моря» 1866; третий роман о борьбе с «ананке» - со стихийными силами природы), «Человек, который смеется» («l'homme qui rit», 1869). Оба романа сохраняют романтическое звучание.

В день провозглашения Франции республикой (4 сентября 1870 г.) Гюго вернулся во Францию. В Париже его встречали как национального героя. Он принимал активное участие в патриотическом сопротивлении народа прусским захватчикам (в это время шла франко-прусская война).

В день провозглашения Парижской коммуны 18 марта 1871 г. Гюго похоронил своего сына, а впоследствии вынужден был ехать в Брюссель по делам умершего. В 1872 г. опубликовал поэтический сборник «Грозный год» («L'annes terrible»). Это дневник в стихах, который охватывает период с августа по июль 1870 1871 гг. По характеру она близка к сборника «Возмездие». Но наряду с ораторским стилем появились и лирически окрашенные стихи. Ряд стихотворений сборника посвящен Парижской коммуне и ее разгрома.

Роман «Девяносто третий год» («Quatre-vingt-reize», 1873) также посвящен теме революции. На фоне борьбы республики против попыток контрреволюционного переворота в 1793 г. Гюго описывает три масштабные героические характеры. Маркиз де Лантенак - олицетворение зла, один из вождей контрреволюции. По его приказу уничтожают десятки людей. Только один раз вспыхивает в нем благородство. Спасаясь от республиканцев, Лантенак поджигает башню Тург, но возвращается к ней, чтобы спасти детей, которые остались там. Позже выясняется, что этот добрый поступок остался единичным.

Две ипостаси революции - как террора и как милосердие - представлены в образах республиканца Сімурдена и его ученика Говена. Ховен, полагая, что Лантенак переродился после спасения детей, отпускает его на свободу. Это было ошибкой, которая дорого обошлась революции. Суд под руководством Сімурдена осуждает Говена к смертной казни. Сімурден невмолимий, хотя солдаты молят о милосердии. Сам Ховен считает себя виноватым. В ожидании казни он мечтает о времени, когда республику террора изменит республика милосердия. Это - кульминация романа, в которой выражены основные идеи Гюго. В момент казни Говена его судья Сімурден совершает самоубийство. Его слишком жестокая позиция терпит крах.

В романе Гюго отошел от концепции «Отверженных» с ее абстрактным гуманизмом, с утверждением, что одна «событие-откровение» может изменить характер человека. Писатель признает право революции на насилие во имя высшей цели, но отрицает крайности фанатизма,

И в этом романе Гюго остался романтиком. Исключительные характеры и события, концентруюче («полюсное») отражения действительности, субъективность и открытость авторской позиции, антитеза добра и зла, гротеск - вот очевидные признаки романтического характера романа «Девяносто третий год».

В последние годы жизни Гюго работал над поэтическими сборниками «Искусство быть дедушкой « («l'art d'etre grand-pere», 1877), «Легенда веков» («La legende des siecles», многолетняя работа над этим монументальным произведением была закончена в 1883 г.), сатирическими поэмами, опубликовал драму «Торквемада» (1882).

Гюго умер в зените славы. На его похоронах присутствовали около двух миллионов человек.

На украинском языке переведено почти все романы, драмы и стихи Гюго. В деле популяризации его творчества в Украине много сделал И. Франко, который высоко ценил его повести «Последний день смертника», «Клод Ге», перевел 9 стихотворений из сборника «Казни», 11 стихов из других сборников, отрывок из романа «Отверженные» под названием «Ватерльо», фрагмент драмы «Торквемада»; написал статью «Сотые годовщину рождения В. Гюго». Произведения Гюго переводили также Леся Украинка, Елена Пчилка, М. Старицкий, П. Грабовский, Есть. Тимченко, В. Щурат, М. Рыльский, М. Бажан, Борис Тен, М. Терещенко, С. Голованевский и др. Творчество Гюго исследовали отечественные литературоведы А. Белецкий, Н. Модестова, Д. Наливайко и др.



В. Луков