ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

«Он так и остался холодным обломком около горячего сердца девушки» (По пьесе Б. Шоу «Пигмалион»)

Пьесу «Пигмалион» Б. Шоу написал, ориентируясь на античный миф о Пигмалионе. На далеком острове Кипре жил царь Пигмалион, которому было даровано богами умение вырезать. Талантливый обладатель острова наслаждался красотой природы, умел производить замечательные произведения, но имел одну странную черту - он ненавидел женщин. Однажды он вырезал из слоновой кости (по другим версиям - из мрамора) скульптуру женщины. Статуя была такая прекрасная, что Пигмалион влюбился в собственное творение. Дни и ночи просил Пигмалион богиню Афродиту, чтобы она оживила скульптуру. Смилостивилась Афродита, вдохнула жизнь в волшебную Галатею. Статуя ожила, стала земной женщиной непревзойденной красоты и была верной женой Пигмалиона.

Шоу назвал свою пьесу «Пигмалион» и можно было надеяться на счастливую сказочную концовку пьесы. Но драматург поражает финалом, он парадоксально все меняет.

Мы знакомимся с создателем - профессором фонетики. Он напоминает Пигмалиона: у него увлечение - фонетика, с помощью которой он может изменить человека. Он берет природный необработанный материал, «комок грязи» и творит совершенство, может из цветочницы сделать герцогиню. К тому же профессор не любит женщин - недаром он одинок. Сначала события развиваются согласно мифу: из бедной уличной цветочницы, дочери мусорщика, профессор берется «выработать» настоящую герцогиню, научить ее разговаривать на правильном английском языке. Элиза оказывается способной ученицей, и за каких-то там полгода профессор продемонстрировал свое творение в высоком светском обществе. Элиза научилась языка, манер, она выросла духовно, профессор привык к этой девушке и ему трудно без нее обходиться. Как видим профессор Хиггинс - специалист, он хорошо умеет делать свое дело, он создал прекрасную Галатею. Возможно, он и полюбил Элизу, но старательно это скрывает? Последняя сцена пьесы убеждает нас в том, как необходимы друг другу наши герои: они хоть и ссорятся, спорят, но за этим проглядывает их взаимное чувство, желание быть понятными. Легкое дыхание любви кружит над Элизой и Хіґґінсом. Профессор фонетики обращается к Элизе: «Оставьте мне вашу душу...». Именно ее душа, присутствие девушки, ее голос так нобхідні этом мужчине. Но Шоу совсем не собирается радовать наше сердце. Не за Хіґґінса, да и не за Пике-рінґа сможет выйти замуж Элиза - драматург подарит ей жениха Фредди. Сияние Елізиного чистого сердца согреет своим теплом не мастерскую творца, а дом простоватого буржуа.

С чем же остался Пигмалион, который так и не согрелся у горячего сердца Галатее? Он остался архіПігмаліоном - тем, которого не очаровывают девушки, не поражает красота, не соблазняет любви. Для аристократа мистера Хіґґінса Элиза осталась простой цветочницей, способной девочкой, человеком из другого социального круга. Возможно, если бы она была не дочерью мусорщика, а ученицей-аристократкой, профессор сумел бы расправить сжатые крылья своей любви. Но Элиза - неровня. Она может быть прислугой, продавщицей, даже «герцогиней», но женой она быть не может. Для жены ей не хватает «статуса», «голубой крови». Для кого-то это не имеет значения и этот «кто-то» может любить потому, что сердце его не может иначе. А для Хіґґінса, вероятно, все это имеет значение. Галатея имеет душу, полна красоты, очарования, наделенная разумом, но Пигмалиона это не умиляет, он остается «холодным» осколком». Бернард Шоу обрисовал не мифическую, сказочную ситуацию. На мой взгляд, это реальность. Представим себе мифический финал пьесы: Хиггинс женится с Элизой. Мы с радостью дочитали последнюю страницу, облегченно вздохнули, увидев счастливую влюбленную пару. Но я стою на позиции автора. Ибо теперь представим реальную жизнь. Или будет «комфортно» молодоженам вдвоем? Хиггинс всегда будет помнить «сміттярське» прошлое своей жены и при своей грубости не раз ей напомнит, что она не что иное, как «самонадеянное насекомое» или «гнилой кочан капусты». В высшем мире быстро узнают о происхождении «герцогини» - дорога туда тоже будет закрыта.

Да и Элизе я бы не советовала выходить замуж за Хіґґінса. Это закопмлексований, эгоистичный циник, который не замечает красоты, добра рядом с собой. Он влюблен в фонетику, и все остальное ему ни к чему. Для него является важным эксперимент и результат эксперимента, он не хочет задуматься над дальнейшей судьбой Элизы, считая, что после науки можно будет «выбросить ее обратно в канаву». Профессор Хиггинс - это «автобус»: все разбегаются перед ним, а ему плевать на всех. Элиза называет своего учителя грубияном, дьяволом, бездушным человеком... То стоит ли жалеть, что такая «замечательная пара» не сложилась?

Литературная критика считает, что это парадокс. А я согласен с Шоу, который сказал, что самый большой парадокс - это наша жизнь. Как на меня, то все правдоподобно: сказочка была в детстве, а теперь здравый смысл. У кого он есть, тот ищет чего-то настоящего, земного, гармоничного, у кого нет - бросается в сити мерцающих огоньков. Но огоньки, кроме того, что мерцающие, могут быть еще и светлячками: ночью поражают нас своей необычностью, а днем оказываются обычными червяками (как в рассказе Есть. Носовая). Что с того, что госпожа Бовари и Анна Каренина бросились воплощать свою мечту в жизнь - чего они достигли? То зачем нам еще одна несчастливая семья? Шоу сказал, что брак - это лавина, которую юноша и девушка обрушивают на себя, потянувшись за прекрасным цветком.

Так, профессор Хиггинс так и остался холодным обломком около горячего сердца девушки», потому что «большой секрет заключается не в том, чтобы иметь плохие или хорошие манеры, или вообще какие-то особые манеры, а чтобы быть на один манер со всеми человеческими душами; то есть, вести себя так, будто ты на небе, где нет пассажиров третьего класса и царит всеобщее равенство».