ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ГРИНВУД, Джеймс

(1833 - 1929)

ГРИНВУД, Джеймс - творчество писателя

ГРИНВУД, Джеймс (Greenwood, Джеймс-1833-1929) - английский писатель.

Гринвуд является автором широко известной в нашей стране книги «Маленький оборванец» (полное название - «Подлинная история маленького оборванцами» - «The True History of a Little Ragamuffin», 1866). У этой книги особая судьба. На родине писателя она выдавалась лишь дважды (последнее издание датируется к 1884гг.); на русском языке была переведена украинской писательницей Марко Вовчок через два года после ее публикации в Англии.

Литературовед и историк литературы Евг. Брандіс в статье «Про Джеймса Гринвуда и «Маленького оборванцами «сообщает о том, какими сложными были сделаны им поиски биографических сведений об авторе этого произведения. Это объясняется тем, что в английской критике трудов о Гринвуда нет, а произведения его забыты. А между тем литературная деятельность Гринвуда охватывает более четырех десятилетий, он написал повести, рассказы, очерки. Творчество Гринвуда связана с діккенсівською традиции в английской литературе. Автора «Оливера Твиста» и «Дэвида Копперфилда» он считал своим учителем.

Гринвуд был одним из двенадцати детей довольно бедного мелкого служащего. Трое сыновей из семьи Ґрінвудів, в том числе и Джеймс, очень рано начали трудовую жизнь наборщиками в типографии. Условия труда были самыми неблагоприятными, окружающая обстановка - тяжелой, и один из братьев, заболев туберкулезом, умер совсем юным. Двое других, проведя несколько лет у наборной кассы, смогли выбиться в люди и стать журналистами. Со временем брат Джеймса - Фредерик - занял пост редактора известной лондонской газеты «Пелл Мелл», а сам Джеймс получил определенную популярность среди журналистов своими очерками о жизни обитателей городских трущоб. Впечатляющая сила очерков Гринвуда заключалась в их правдивости, в обращении к таким сторонам существования обитателей лондонского дна, которые не могли оставить равнодушными тех, кому они попадались на глаза. Но вместе с тем вопиющие факты, которыми оперировал Гринвуд, не у каждого издателя вызвали желание их опубликовать. Гринвуд хорошо знал жизнь бедноты, был неплохо знаком с темным закоулкам, подворотням, городскими окраинами; переодевшись в лохмотья, он бродил по набережным Темзы, злачным местам Лондона, посещал ночлежки, наблюдал за жизнью Ист-Энда не только днем, но и ночью, когда бездомные бродяги устраивались на ночлег под мостами, в опустевших фургонах, на мусорных свалках. Как журналист, Гринвуд посещал суды, приюты, тюрьмы, больницы для бедных. Он бывал в работных домах и был знаком с нелегкими условиями существования детей-сирот и бедных одиноких стариков, которые оказались там. Он писал о всех этих людей, о бездомных и нищих, о мусорщиках и мелких лавочников, о підмітальників улиц и о ворах, но чаще всего - о детях, об их страданиях и болезни, их одиночество в огромном городе, о голоде, который толкает на преступления.

В конце 60-х годов вышли книги очерков Гринвуда - «Несентиментальные путешествия, или Неведомым тропам современного Вавилона» (« Unsentimental Journeys, or Byways of the Modern Babylon», 1867) и «Семь язв Лондона» («The Seven Проклинает of London», 1869). Со страниц этих книг смотрели глаза обездоленных (очерки «Беспризорные дети», «Маленький газетчик «, «Рынок нищеты «, «Возле больничной врата»).

Перечисляя социальные бедствия, Гринвуд называет детскую беспризорность, бродяжничество, нищета, алкоголизм, уголовные преступления, воровские притоны. Художественно воплощена документальная основа делает лучшие очерки Гринвуда вполне законченными новеллами («Бедная мама», «Беспризорные дети»).

Особую группу произведений Гринвуда составляют приключенческие повести для юношества и рассказы о животных. К ним относятся: «Приключения Робина Девінджера» («Reuben Davinger; His Adventures and Perils») и «Приключения семерых четвероногих, рассказанные ими самими».

События, описанные в приключенческих повестях, происходят в тропических странах, в джунглях и пустынях; герои этих произведений - отважные мореплаватели, путешественники, охотники, которые много повидали, побывали в плену у туземцев, получили ценные трофеи. В «Приключениях Робина Девінджера» чувствуется влияние знаменитого романа Д. Дефо о Робинзоне Крузо. Тонкая наблюдательность и мягкий юмор проявились в описаниях животных. Книга «Приключения семерых четвероногих, рассказанные ими самими «построена как серия «монологов» животных, обращенных к смотрителя зоопарка, в котором каждый «рассказчик» рассказывает о своей судьбе. Звучат поочередно семь «голосов», рассказывают о себе лев, тигр, слон, медведь, волк, бегемот и обезьяна. У каждого своя история и свой взгляд на жизнь.

Самый значительный произведение Гринвуда - повесть «Маленький оборванец», написанная в традициях английского критического реализма. В статье «Мрачные картины», опубликованной в пятом номере журнала «Отечественные записки» 1869 г., Марко Вовчок писала о Гринвуда: «Он смывает с мира, что окружает нас, фальшивые краски и дает нам возможность называть вещи по именам, не заблуждаясь относительно их истинных качеств». Реалистичная повесть Гринвуда поражает изображенными в ней правдивыми картинами не только строгой, но и страшной действительности, с которой приходится познакомиться ее главному герою - восьмилетнем Джимми Баллісату. В этом аспекте произведение Гринвуда совсем не похож на сказочные повести и предназначены для детей истории викторианских писателей, которые обычно обращались в добрых фей, волшебников или добросердних благотворителей, которые приходили помочь бедным мальчикам и девочкам. Джимми Баллісат оставленный на самого себя, и если бы не такие же бездомные мальчики, как он сам, то он совсем пропал бы в каменных лабиринтах холодного Лондона. Выжить в нечеловеческом мире одинок ребенку почти невозможно. Только бедняки помогают беднякам. Джим убеждается в этом на собственном опыте.

В одном из своих очерков Гринвуд писал: «Сейчас является фактом, что в пределах обширного цветущего Лон-дона бродят ежедневно, как летом, так и зимой, около ста тысяч мальчиков и девочек - без присмотра, пищи, одежды и занятия». Один из них - герой повести Гринвуда.

Рассказ в «Маленьком оборванцы» ведется от лица Джима. Он сам вспоминает о бедности, говорит доходчиво, ничего не скрывает, не приукрашивает. Вот начало повести: «Я - сирота. Моя мама умерла, когда мне было шесть лет. Вскоре отец женился снова. Мачеха была злющою, ленивой и хитрой женщиной. Звали ее миссис Берк. Она заставляла меня работать весь день: нянчить ее ребенка, носить из колодца воду, убирать комнату, бегать в лавку - и очень плохо кормила меня». Джим убегает из дома. Все дальнейшее трактуется так же реалистично. В закоулках близ Мітфільдського рынке он встречает бездомных мальчиков Ріпстона и Моулді. Вместе с ними ночует в старом фургоне на берегу реки, ворует с лотков что удастся; заболев, попадает в работный дом. Бежит и оттуда, поскольку не хочет быть «узником номер сто двадцать семь». Пробует вернуться домой, но вид пьяной мачехи, встреча с пьяным, ободранной и озлобленным отцом, который бросается на него с кулаками, снова заставляют Джима бежать. Он скитается по задворкам, ночует где придется. Многое приходится ему испытать. Он попадает в ученики к трубочиста, становится вором, знакомится с главарем воровской банды Джорджем Гапкінсом, который хочет сделать его участником грабежа. Судьба Джима тяжелая и безрадостная. Не по собственной воле на дне жизни оказываются и много других героев Гринвуда. Умирает Моулді. Сирота Тобиас Чик, пройдя через работный дом, побывав в обучении в трубочиста, становится калекой. Спивается отец Джима.

Уже самим названием повести - «Подлинная история маленького оборванцами» - Гринвуд подчеркнул ее невигаданість.

На русском языке повесть «Маленький оборванец» перевел С. Руденко.



Н. Михальская