|
ҐРІММЕЛЬСГАУЗЕН, Ганс Якоб Кристоффель фон
(1621 - 1676)
ҐРІММЕЛЬСГАУЗЕН, Ганс Якоб Кристоффель фон - творчество писателя
ҐРІММЕЛЬСГАУЗЕН, Ганс Якоб Кристоффель фон (Grimmelshausen, Hans Jacob Christoffel von - 1621, Ґельнґаузен - 17.08.1676, Ренхен) - немецкий писатель.
Ґріммельсгаузен вырос в небольшом городке Ґельнґаузен, что в Гессене, где, видимо, и родился, вероятнее всего, в марте 1621 года. Его предки, выходцы из Тюрингии, имели маленькая деревушка вблизи Ґельнґаузена, куда они переселились, обюргерилися и потеряли связь со своим состоянием. Дед писателя Мельхиор, пекарь и винодел, даже ходатайствовал за бедных мещан в их тяжбе с ратушей. Ґріммельсгаузен рано потерял отца, а мать в 1627 году снова вышла замуж и перебралась во Франкфурт. Мальчик остался на попечении деда и посещал латинскую лютеранскую школу. Но учиться ему долго не пришлось. В сентябре 1634 г. Ґельнґаузен захватило имперское войско и полностью разорило. Вероятно, вместе с другими беженцами он спрятался в занятой шведским гарнизоном крепости Ганау, где комендантом был Якоб Рамзай, выходец из Шотландии, - один из немногих исторических деятелей, впоследствии выведенных в романе «Сімпліціс-сімус». Вероятно, в начале 1635 г. Ґріммельсгаузен захватил отряд «кроатів», которые рыскали в окрестностях Ганау, а затем он попал к гессенців. С осени 1637 г. Ґріммельсгаузен находится в Вестфалии, пристав к имперского войска под командованием графа Гйоца. Документов об этом периоде не найдено, но мелкие детали повествования Ґріммельсгаузена, которые поддаются исторической проверке, все же позволяют наметить достоверную канву его биографии.
Первые документы о Ґріммельсгаузена датируются концом 1639 года, когда он устроился писарем у коменданта города и крепости Оффенбург (в Бадене) барона Г. Г. фон Шауєнбурга и пробыл на этой должности до мая 1647 г. В конце Тридцатилетней войны он оказывается полковым писарем в Васербурзі на Инне. После Вестфальского мира (24 октября 1648 г.) Ґріммельсгаузен вернулся в Оффенбург, где 30 августа 1649 г. женился (по католическому обряду) с Екатериной Хенінґер, дочерью вахмістрлейтенанта. Когда он сменил вероисповедание - неизвестно. Перед женитьбой Ґріммельсгаузен восстановил свое дворянское происхождение и с тех пор назывался «фон Ґріммельсгаузен». Получив место управляющего родового имения баронов Шауєнбурґів в Гайсбаху, что у подножия Шварцвальдських гор в Ренхталі, Ґріммельсгаузен присматривал за поместьем, собирал налоги с крестьян-крепостных и завел себе хозяйство. В 1653 г. он перекупил пустошь Шпітальбюне у арендаторов Шауєнбурга, построил два дома, причем один из них обменял на предоставленный ему ранее дом управляющего, сделав его таким образом своей собственностью, и открыл там трактир «У серебряной звезды», который сохранился и действует и поныне. В Гейсбаху Ґріммельсгаузен начал заниматься литературным трудом.
Хозяйственные операции затянули его в долги, и, недовольный своим положением, он в 1661 г. поступил в страсбургский врача И. Сундук а, который получил как «залоговый лен» поместье и замок Уленбург. Здесь он исполнял обязанности эконома. Вероятно, что эта работа принесла ему много горечи, поскольку позже в сатирическом образе ловкого парижского медика Канариса он вывел своего страсбургского хозяина. Но в Уленбурзі была богатая библиотека, и любознательный эконом, вероятно, получил к ней доступ.
В 1665 г. Ґріммельсгаузен вернулся в Гайсбах, а в 1667 г. перебрался в город Ренхен, которое принадлежало до страсбургского епископства. Он исполнял обязанности претора, то есть рассматривал мелкие судебные дела, составлял имущественные акты и собирал налоги. В Ренхені, несмотря на значительное количество обязанностей и надоедливых дел, Ґріммельсгаузен написал основные произведения. Последние годы жизни писателя были омрачены новой французско-немецко-нидерландской войной, в зону которой попал и Ренхен. Литературная работа прекратилась. Ґріммельсгаузен заболел. 17 августа 1676 года он умер и похоронен в Ренхені, где в 1879 г. ему открыли памятник.
Основное произведение Ґріммельсгаузена - «Причудливый Сімпліціссімус...» («Der Abenteuerliche Simplicissimus...») вышел в свет в 1668 г. На титуле, где стояла дата - 1669 год (чтобы книга не сразу устарела), было указано, что это «Жизнеописание какого дивоглядного ваганта по имени Мельхиор Штерн-фон фельс Фуксхейм». Поскольку книга шла нарасхват, на книжном рынке появились новые издания и пиратские перепечатки. Ґріммельсгаузен напрасно угрожал «пообрізувати когти» беззастенчивым издателям, которые «запускают свои лапы в чужое добро». Уже в 1669 г. появилось «Continuatio, или Продолжение «Сімпліціссімуса». В особом сообщении, подписанном таинственными инициалами «Н. J. С V. G. P. zu Cernheim», отмечалось, что это сочинение Самуэля Грейфензона фон Хирш-фельда и что труд выдается посмертно. Вскоре это «Продолжение» вышло в свет вместе со всем романом как его шестая книга. А в 1671 г. появилось самое полное издание «Сімпліціссімуса», с тремя новыми Приложениями, заимствованными из составленных им самим народных календарей, двадцатью гравюрами и лубковим листком. Позже Ґріммельсгаузен опубликовал еще четыре романа, связанные между собой общими мотивами и прикрепленных все тоньше цепочкой к имени главного героя: «Дурнушку поперек, то есть длинный и найдивоглядніший жизнеописание несосвітенної обманщицы и бродяги Кураж» («Trutz Simplex, oder wunderseltsame Lebensbeschreibung der Erzbetrugerin und Landstorzerin Courasche», 1670); в 1670р., вероятно, одновременно с «Кураж», - роман «Удивительный Шпрінгінсфельд»; в 1672 - два романа под общим названием «Чудесное птичье гнездо» («Das wunderbarliche Vogelnest»).
«Сімпліціссімус» стал вершиной творчества Ґріммельсгаузена. Это своеобраВНОе и неповторимое полотно, полное горечи и юмора, в котором отражены бедствия и ужасы Тридцатилетней войны (1618-1648), что опустошила среднюю Европу и прежде всего Германию. Но произведение Ґріммельсгаузена не хроника и не побутовоописовий роман, как и не собрание сцен лагерного, походного, городской или деревенской жизни. Ни один из решающих военных эпизодов, ни одна значительная историческая личность не выведены в книге. Тридцатилетняя война служит лишь грозным фоном, исторической обстановкой, совокупности обстоятельств, определяющих судьбу и поведение героя.
«Сімпліціссімус» глубоко врос в литературу своего времени. Ґріммельсгаузен хорошо знал немецкие народные книги XVI в.: «Мелузіну» (1474), «Фортуната» (1509), сборники шванків вроде «Подорожной книжицы» (1555) Викрама или історійок о проделках шута Ейленшпіґеля (1515), далекого предтечи его героя. Он брал с них волшебно-сказочные и сатирические мотивы, анекдотические ситуации и готовы «остроумные ответы». Несмотря на это, Ґріммельсгаузена нельзя считать простым продолжателем этой литературы, поскольку он как писатель сложился и развивался в рамках господствующего стиля барокко, создавая его народный вариант. Он выстраивал «Сімпліціссімуса», отталкиваясь от образцов высокой литературы барокко, используя его поэтику и стилистику для создания новой «большой формы»; тайна (рождения), неожиданные встречи и узнавания и другие композиционные приемы героико-галантных романов использованы для сюжетных связей, уплотнения рассказы.
Именно обращение к высокой книжности было необходимо для создания особой повествовательной манеры повествования, которая приводила к возникновению резкого контраста между языком и стилем, которым написаны события, и тем, что происходит на самом деле. Смешение раВНОродных элементов не нарушает единства повествования, а создает трагическую напряжение или усиливает комизм: «Непрозірна ночь укрыла меня, оберегая от опасности, но, как на мою темноту, она не была достаточно темной, а того заникався я в зарослях, куда доносились до меня покрики истязаемых крестьян и пение соловьев; си птички, не считая крестьян, которых также порой называют птицами, не одаривали их сочувствием, и сладкий сей пение не стихал ради их несчастье, потому и я улегся бочком и погідно заснул».
Личность Сімпліціссімуса, по замыслу автора, чрезвычайно проста. Это персонифицированная «tabula rasa» - чистая восковая доска, на которой жизнь ваяет свои письмена, поучительный пример риторической проповеди. Проходя через полна лишений жизнь, главный герой пытается его постичь. Его мысль направлена не внутрь себя, а во внешний мир, который он смотрит с ужасом или насміхом. Но он осознает себя как личность и особый характер. «Не был бы я заправским Сімпліціссімусом!» - восклицает он, подчеркивая своеобразие своего характера и своего понимания вещей.
Сімпліціссімус выступает в романе носителем здравого смысла. Он связан с народным опытом и полон насмешливого оптимизма. Его личный опыт дополняется и как бы раздвигается аллегорическими картинами, которые позволяют перейти границы непосредственно познаваемого мира и прорваться к его сущности. Ґріммельсгаузен использовал весь арсенал риторических средств барокко от ораторского языкового строя и заканчивая сложными аллегориями, притчами и назидательными примерами из жизни. Аллегорическое осмысление действительности проходит через весь роман о Сімпліціссімуса. Аллегорический отсвет ложится и на главных героев. Возникает дидактический триптих, в центре которого находится сам Сімпліціссімус, а крылья образуют Херцбрудер, который олицетворяет жизнь праведника, который отрекся от всего земного под влиянием военных лихолетий и собственных бед, почти бестелесный, и кровавый Оливье - страшный пример заскорузлого злодея и отъявленного грешника. Между ними, как двумя извечными началами добра и зла, и качается, как маятник, Сімпліціссімус - обычный смертный, попавший в водоворот войны. Плавая жизненным морем, он произвел лукавые и гибкие правила поведения и морали. Он не способен усвоить аскетические идеалы Херцбрудера, но и не доходит до полного морального падения, как Оливье.
Ґріммельсгаузен сочетает аллегории с утопией и сатирой. Он часто обращается к традиционным средствам народной сатиры. У писателя в кривом зеркале «мира наизнанку» полон насилия и несправедливости мир надевает личину совершенства. На дне озера Муммельзеє Сімпліціссімус издевательски сообщает наивным и доверчивым сільфам, что на земле все происходит наилучшим образом, повсюду царит мир, роскоши, а самое главное, справедливость. Утопическое царство сильфах, лишенное человеческих страстей и радостей, безликих и послушных, которые механически работают ради общего благосостояния, не нравится Сімпліціссімусу. Симпатии героя не завоевывает и реальная, осуществленная на земле Утопия - община «перекрестий», которую он якобы увидел в Венгрии.
Ґріммельсгаузен - народный писатель, потому что выразил лучшие порывы и стремления своего народа и создал грандиоВНОе и неповторимое художественное полотно, в котором с большой силой отобразил свою эпоху. Но он был и народным рассказчиком, талант которого особенно раскрылся в романах, которые стали продолжением «Сімпліціссімуса» - «Кураж» и «Шпрінґінсфельд». Они также обожженные горячим дыханием Тридцатилетней войны. Кураж - типичная маркітанка и авантюристка. Она выросла в богемском городке Прахатіц. Когда ей исполнилось тринадцать лет, город захватили и разорили имперские войска. Чтобы спасти Лібусю (так, собственно, ее звали) от разнузданности ландскнехтов, ее переодели мальчиком. Под именем Янко она становится пажом ротмистра, а когда перестала быть тайной ее стать его любовницей. Она испытывает многих приключений, несколько раз выходит замуж - за полковника, лейтенанта, мушкетера и маркітанта, идет с войском, лично участвует в боях, звідникує и наконец прибивается к цыганам. Эгоизм и привязанность ко всему земному придает ей жизненной силы и цепкости, но она идет только вниз. Она завистливая, корыстная, мстительная и бессердечная, ее настоящее пристановисько - лагерь, где она слоняется в мужской одежде и торгует табаком и водкой. Свои «мемуары» она пишет на зло Сімпліціссімусу, поскольку встречалась с ним и обманула его. Книга написана в традициях плутовского романа. Б. Брехт трансформировал образ Кураж, раскрыв его трагическую подоплеку в пьесе «Матушка Кураж и ее дети».
«Шпрінґінсфельд» («Springinsfeld») - роман о судьбе отважного, находчивого и веселого товарища Сімпліціссімуса во времена их молодости. Теперь он зарабатывает на пропитание игрой на скрипке и кукольными спектаклями. Его спутница, юная лютністка, еще безсоромніша, чем Кураж, нагло его обманывает. Он покорно идет за ней, «не имея представления о какой-то честь». Лютністка находит «чудесное птичье гнездо», которое делает ее невидимой. Она оставляет Шпрінгінсфельда и использует находку для обогащения и раВНОобразных выходок, что приводит ее к гибели. Шпрінґінсфельд пристает к венецианских вербовщиков и помогает им игрой на скрипке заманивать рекрутов, путешествует, лишается ноги, нищенствует и пускается во все тяжкие - жалкая и типичная судьба ландскнехта.
Последующие два романа рассказывают о судьбе «чудесного птичьего гнезда», которое переходит из руку в руки. Видимо, они превосходят «Сімпліціссімуса «живостью и легкостью изложения, но заметно уступают в художественной напряжении, трагизме и социальной значимости. Ґріммельсгаузен написал также два «галантные» романы на псевдоисторические темы: «Дітвальд и Амелінда»(1670) и «Проксимус и Лімпіда» (1672), которые, в отличие от других произведений, опубликовал под своей настоящей фамилией. Создал он и два «библейские» романы: «Целомудренный Иосиф»(1667) и его своеобраВНОе продолжение «Музай» (ок. 1670)- о слуге-пройду Иосифа, наделенного чертами пікаро. Но не эти романы, а «Сімпліціссімус» обезсмертили Ґріммельсгаузена, поскольку только в нем писатель поднялся до общечеловеческих этических проблем и поисков морального оправдания бытия.
По А. Морозовым
|
|
|