ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ҐРІФІУС, Андреас

(1616 - 1664)

ҐРІФІУС, Андреас - творчество писателя

ҐРІФІУС, Андреас (Gryphius, Andreas - 02.10.1616, Ґлоґау - 16.07.1664, там же) - немецкий поэт и драматург.

Родился Ґріфіус в силезском городе Ґлоґау в семье пастора. Уже в школе он проявил незаурядные способности к языкам. В семнадцать лет Ґріфіус написал латинскую поэму на христианский сюжет (вифлеемское избиение детей). В гимназии г. Данциг он в совершенстве изучил латынь. Там же в 1636 г. познакомился с выдающимся немецким поэтом Г. Опіцом. Вернувшись в Силезию, Ґріфіус увидел ужасы опустошительной для Германии Тридцатилетней войны (1618 - 1648), разрушение городов, бесчинства солдат, На войне он пережил пожары, преследования, болезни, смерть близких людей, был тяжело ранен. Лихолетье войны стали одной из сквозных тем его поэзии.

В 1638 г. Ґріфіус уехал в Голландию, где провел шесть лет. В Лейденском университете, тогдашнем научном центре классической филологии и математических наук, Ґріфіус стал зрелым ученым. Как и другие немецкие писатели того времени, изучал голландскую поэзию и следил за развитием голландской драматургии (Й. ван ден Вондел), что переживала тогда свой расцвет. О его поездке во Францию и Италию (1644-1646) мало что известно. В 1647 г. Ґріфіус вернулся на родину. В ближайшие годы после возвращения (1647-1650) он создал свои основные оригинальные трагедии и комедии. С 1650 г. он - синдик (старшина гильдии, цеха) города Ґлоґау. На этой должности (ради которой он отклонил предложение профессора в Гейдельберге и Франкфурте-на-Одере) ему приходилось отстаивать старые сословные права против непрекращающегося стремления Вены распространить на протестантскую Силезию габсбургский абсолютизм. Этой тяжелой борьбе он отдал все последние годы своей жизни, а для поэзии оставалось только досуг. Но именно в эти годы он издал ранее написанные пьесы, а также сборки новых лирических стихов (более ранние печатались уже в 1639 г.). Имя его стало известным всей литературной Германии. Умер Ґріфіус в родном Ґлоґау 16 июля 1664 г.

Литературную деятельность начал в 1630-х pp. Он писал оды, сонеты, эпиграммы, духовные песни. Мир в поэзии Ґріфіуса - трагический, зловещий, хаотичный, полный слез и страданий. Во многих его стихах звучат мотивы скорби и печали. Один из самых известных поэтических произведений Ґріфіуса - сонет «Слезы отечества» («Tranen des Vaterlandes», 1637):

Мы совершенно уничтожены, у нас невосполнимая утрата:

Толпа чужих нахалов, лютуюча сурьма,

Жирный от крови меч или гуркітна пушка -

Все наш труд и пот жрет и відніма.

Вон башня в пламени, вон церковь, языков распанаханная,

В грузах ратуша, в сильных сил нет.

Куда не глянем - девушки обесчещены;

Проблема сердце и дух пожары, смерть, чума.

Од городов и шанцев кровь течет и течет ручьями.

Уже трижды по шесть лет, как гатимо телами

Реки - и струя их, остановился и заглох.

Я уже молчу о том, что хуже от выполнения,

Жестче огня, болезней, голодание

Ведь сокровища души отняли у многих.

(Пер. 1. Качуровского)

Это унылая картина Германии времен Тридцатилетней войны, картина смерти, чумы, они и пожаров. В скорбной элегии «На гибель города Фрейштадта» («Uber den Untergang des Stadt Freistadt», 1649) Ґріфіус обрисовал разрушенный город и высказал мнение о том, что земная жизнь - это прах и тлен.

В стихах Ґріфіуса конца 30-х - нач. 40-х годов (сборники «Сонеты с Лісси», 1637, «Воскресные и праздничные сонеты», 1639, «Сонеты Андреаса Ґріфіуса», 1643) человек изображается игрушкой в руках судьбы, и жизнь ее - тленное и суетное. Единственная возможность для человека спасти свою душу и выстоять в хаосе жизни - обращение к вечному. Поэзия Ґріфіуса раВНОобразна и по формам, и по темам. Он обращается не только к сонету, но и к оды (произведения этих жанров Ґріфіус писал в основном александрийским стихом), эпиграммы (поэт высмеивает игроков, проституток, віршомазів), панегирика, религиоВНОго стиха.

В общем творчество Ґріфіуса отражает драматическое ощущение грандиоВНОй исторической катастрофы, всеобщего распада и гибели. Она пронизана напряженным и страстным эмоциональным пафосом, любовью к родине, а тревожные мысли о ее будущем добавляют поэзии Ґріфіуса значительного общественного содержания.

В середине 40-х pp. Ґріфіус основном обращался к драматургии. Всего он создал 5 трагедий, 3 комедии, ряд обработок зарубежных драматических произведений, в том числе и библейскую трагедию «Братья» («Dis Gebroeders», 1639) голландского драматурга XVII в. Вондела («Die sieben Bruder, oder 'die Gibeoniter»).

Как и лирика Ґріфіуса, его трагедии отражают глубокий кризис, вызванный трагическими противоречиями современной ему немецкой действительности. В предисловии к своей первой трагедии «Лев Армянин» он сам указал на это обстоятельство: «Когда вся родина погребена под пеплом и представляет зрелище суетности всего человеческого», поэт ставит перед собой задачу показать в своих трагедиях «преходящесть человеческих дел». Судьба монархов, полководцев и вельмож служит в Ґріфіуса прежде всего примером трагической изменчивости человеческого величия и счастья. Поэт призывает зрителя или читателя своих трагедий «бросить жалостливый взгляд на несчастье великих душ». Тематика его «политических трагедий», заимствованная из далекого исторического прошлого или современности, сводится к борьбе за власть, с ее кровавыми заговорами, убийствами и казнями. Моральное величие трагического героя Ґріфіуса видит в пассивной мужества, в опоре неизбежном стражданню и роковой несправедливости.

Первая оригинальная трагедия Ґріфіуса - «Лев Армянин» («Leo Armenius», 1646, вид. 1650). ее сюжет заимствован из истории Византии IX в. Император Лев Армянин когда насильно захватил престол с помощью полководца Бальба, который теперь, недовольный своим положением подчиненного, хочет узурпировать власть, привлекая к заговору многих вельмож, которые пострадали от тирании Льва. Заговор разоблачен, суд под давлением монарха осуждает Бальба к смерти на костре. Но императрица Феодосия просит мужа не омрачать казнью праздник Рождества. Неохотно Лев откладывает казнь и видит страшный сон о своей гибели. И Бальб даже в тюрьме находит способ ускорить действия заговорщиков. Заговорщики переодеваются священниками и убивают Льва в церкви во время праздничного богослужения. Освобожден из тюрьмы Бальб становится императором.

Сюжет трагедии Ґріфіуса «Екатерина Грузинская» («Catharina von Georgien», 1647) основан на историческом событии 1624 г. Героиня пьесы - пленная грузинская царица, которая остается верной христианству, несмотря на то что персидский шах Аббас, у которого она находится как заложница, чтобы спасти свой народ, держит ее восемь лет в тюрьме. Влюбившись, Аббас предлагает Екатерине свой престол и требует от нее принятия мусульманства, угрожая мучительной казнью. Вмешательство российского посла, который пытается спасти осужденную, лишь ускоряет трагическую развязку. Екатерина как христианская мученица радостно идет на смерть за веру и родину.

Третья трагедия Ґріфіуса «Карл Стюарт, или Убитая величество» («Karolus Stuartus, oder Ermordete Majestat», 1649) была написана вскоре после казни английского короля Карла И. Как и в трагедии о Екатерине Грузинскую, Ґріфіуса интересует не политическая, а нравственная и религиозная проблематика. Основной психологический и художественный смысл трагедии - попытка сделать из Карла героя-мученика, который безропотно принимает возложенные на него судьбой «незаслуженные» страдания и смерть. Ґріфіус подчеркивает, что смерть короля олицетворяет трагическую обреченность человеческой жизни и бренности земного величия. Судьба Карла Стюарта служит для Ґріфіуса символическим воплощением господствующего в мире насилия и несправедливости. Карл в драме изображен мучеником «божественного права» монарха, тогда как пуритане выступают бандой убийц и фанатиков. Примечательно, что в 1663 г. появилось второе издание трагедии Ґріфіуса, теперь дополненной новым актом. В нем шла речь о наказании пуритан и торжественное венчание Карла II.

«Карденіо и Целінда, или Несчастные влюбленные» («Cardenio und Celinde, oder unglickliche Veriiebte», 1649, вид. 1657) - единственная из трагедий Ґріфіуса, что изображает события не исторического или государственного значения, а интимные переживания и отношения простых людей, по словам автора, «почти слишком низких для трагедий». В предисловии Ґріфіус отмечает, что он драматизировал настоящее событие, о котором слышал, находясь в Италии. Действие произведения происходит в Болонье. Испанский студент Карденіо, который ведет разгульную жизнь, влюбляется в добродетельную красавицу Олимпию, которая отвечает ему взаимностью. Однако поклоннику Олимпии Лізандру во время отсутствия Карденіо удается обманом добиться ее руки. Карденіо решает оставить Болонью, а перед отъездом убить Лізандра. Он подстерегает своего врага ночью возле его дома. Зато Целінда, желая удержать любимого Карденіо от преступления, по совету колдуньи спешит в эту ночь на кладбище, чтобы прибегнуть к, что волшебство. От совершения преступления Карденіо удерживает призрак, приняла образ Олимпии. Она и приводит его на кладбище, где превращается в отвратительный скелет. Испуганный Карденіо убегает и сразу встречает збожеволілу от ночных ужасов Целінду. Созерцание ужасов смерти заставляет обоих отказаться от греховной земной страсти. «Карденіо и Целінда», как и другие трагедии Ґріфіуса, изображает трагическое столкновение слепых эгоистических страстей, роковую несправедливость и обреченность человеческой жизни и аскетическую отказ человека от греховных стремлений. Драматург сочетает здесь повседневная с необычным, бытовое - с чудесным и исключительным. Трагедию «Карденіо и Целінда» высоко ценили немецкие романтики, а ее автора величали «немецким Шекспиром».

Сюжет последней трагедии Ґріфіуса «Мужественный законник, или Умирающий Папініан» («Der sterbende Papinianus», 1659) основан на историческом предании о знаменитого римского юриста, который принял смерть от императора Каракаллы, но не согласился оправдать авторитетом права содеянное этим тираном братоубийство.

Кажущееся богатство внешних событий и смерти сочетается в трагедиях Ґріфіуса с внутренней статичностью действия и характеров. Монументальные образы героев и их антагонистов остаются статичными и неподвижными в течение всего действия. Длинные монологи тиранов и мучеников полны напряженного риторического пафоса. Эффектные картины физического страдания и смерти героев (убийство Льва Армянина, казнь Карла Стюарта, мученическая смерть Екатерины Грузинской) уведомляются, как правило, натуралистично перегруженными кровавыми и жестокими подробностями. Трагедии Ґріфіуса насыщены мотивами и приемами барокко (цареубийства и титанические страсти, мятежи и пророчества в трагедии «Лев Армянин»; привидения, мертвецы, говорят, ужасные кровопролития в «Карденіо и Целінді»).

Комедии Ґріфіуса ближе к действительности, и в этом плане они отличаются поисками национального колорита; все они написаны прозой. «Бессмысленная комедия, или Господин Петер Сквенц» («Absurda Comica, Oder Herr Peter Squenz», 1647-1650) является парафразом интермедии из шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь», в которой афинские ремесленники ставят пьесу на античный сюжет о Пірама и Тісбу для показа во время брака правителя Афин Тезея. Обработка Ґріфіуса имеет немецкое бытовое окраску. Хвастливый, но малограмотный сельский учитель Петер Сквенц в соавторстве с местным ткачом и «мейстерзингером» за одну ночь пишет бессмысленную комедию, которую ставят при дворе короля. История высокой любви Пірама и Тісби превращается в грубый фарс.

Вторая комедия Ґріфіуса имеет название «Горрібілікрібріфакс» («Horribilicribrifax», ок. 1648; вид. 1663). Заглавное слово - вымышленный латинізм с примерным значением «чудовище». Пьеса является переработкой комедии Плавта «Хвальковитий воин»: оба главные герои, Горрібілікрібріфакс и Дандірідатумтарідес - бывшие ландскнехты Тридцатилетней войны, относятся к распространенному комедийного типа «хвастливого воина». До комических героев произведения принадлежат также ученый педант, сельский учитель и любовник-неудачник Семпроній и профессиональная сводня и колдунья Кирилла, которой удается женить на себе Семпронія.

Лучшей комедией Ґріфіуса вполне справедливо считают «Любимую Розочку» («Die geliebte Dornrose», 1660). В ней изображен живую картину из сельской жизни. Крестьянский парень Грегор Коріблуме (буквально: «василек») любит сельскую красавицу Лизу, прозванную Розочкой (Dornrose). Но ее отец поссорился с дядей Грегора. Грегор спасает свою возлюбленную из рук грубого и самоуверенного Матца Ашеведеля, который, по совету старой своднице Саломе, хочет насильно добиться благосклонности красавицы. Вмешательства необразованного сельского судьи, арендатора имения, Вильгельма фон Ґоґензіннена, неожиданно приводит к торжеству справедливости: враждующие крестьяне, осужденные в тюрьме до штрафа за брань и нанесены побои, вынуждены согласиться на свадьбу Грегора и Розочки; насильник н матц, чтобы спасти свою жизнь от виселицы, соглашается стать мужем бабы Саломе.

Большинство пьес Ґріфіуса ставился на сцене еще при жизни, но почти исключительно любителями, в камерном исполнении, перед узким кругом зрителей. Хотя значение Ґріфіуса в истории немецкой драматургии чрезвычайно велико, его пьесы остались дальнейшем драмами для чтения.



Есть. Васильев