|
ГРЕЙ, Томас
(1716 - 1771)
ГРЕЙ, Томас - творчество писателя
ГРЕЙ, Томас (Gray, Thomas - 26.12.1716, Корнхіл, Лондон - 30.07.1771, Кембридж) - английский поэт.
Родился в семье судейского чиновника. Получил образование в Итоне, затем в 1734 г. поступил в Кембридж. В 1739 г. вместе со своим другом X. Волкотом совершил кругосветное путешествие. Впервые читатели узнали о Грея-поэта, прочитав опубликованную в прессе (1741 г.) «Оду Ітонському колледжа» («Ode on a Distant Prospect op Rton College»). В июне 1742 г. Грей послал своему школьному товарищу Ричарду Веста «Оду весне» («Out on the Spring»). Но Вест умер, не получив этой оды. Для поэта эта смерть была большой потерей. Примерно в то же время он начал работу над одним из самых известных своих произведений - «Элегией, написанной на сельском кладбище» («An Elegy, Wrote in a Country Church yard»). Это время был тяжелый для Грея: ссора с Волкотом, смерть матери и Г. Веста. У него были объективные причины для скорби. Кроме того, его материальное положение было весьма неопределенным и он очень хлопотал своим будущим. Конечно, эти проблемы никак не выразились в элегии, но все же в ней чувствуется общая подавленность духа, упадок внутренних сил и печаль, которая переполняет весь стих.
Элегию написано в легковпізнаваній и привычной для английской поэзии XVIII в. традиции медитативной поэзии. Уже в самом названии звучит интонация, характерная для медитативной поэзии. Указанный в названии жанр - элегия - свидетельствует о печаль, что переполняет душу поэта.
Для элегии характерны рассуждения об одиночестве, о неизбежности смерти и суетности земного существования. Фоном для неспешных журних размышлений служил сельский пейзаж, тихое безлюдное место, далекое от шумного общества. «Кладбищенская поэзия», непременным атрибутом которой был какой-нибудь мрачный пейзаж, мысли о смерти и печальная, безысходная ситуация были распространены среди поэтов-сентименталістів.
С 1742 г. Грей жил в Кембридже, занимаясь изучением истории и литературы. Он серьеВНО увлекся древней шотландской и скандинавской поэзией. Его привлекали древние легенды с фантастическим сюжетом и мрачным стилем. Интерес к такому виду литературы была распространена среди поэтов XVIII ст. Как Д. Макферсон написал подражания кельтского барда Оссиана, Грей создал многочисленные имитации скандинавской и шотландской народной поэзии.
Интерес к древних легенд не была случайной. Грей всегда привлекало темное и дикое в человеке: странные, загадочные события, неожиданные развязки и и трагическая торжественность, которой переполнены эти легенды. Для поэзии Грея подражания этих легенд было органическим; он находил удивительную созвучность между своим поэтическим языком и языком древних шотландских или скандинавских авторов.
Грей был образованным человеком, прекрасно знал античную философию и литературу. С одной стороны, его привлекали древние скандинавские и шотландские легенды, а с другой - классическая литература. Эти два источника его поэтического стиля создали объемность мышления. Ему одновременно импонировали правильность стиха и сложность человеческих переживаний.
Для Грея было важным воссоздать момент высокого духовного переживания. Человеческие эмоции в их развитии, ход размышлений были предметом его внимания.
Грей принадлежал к английской церкви, но его жизненные взгляды опирались скорее не на христианство, а на учение Платона и Сенеки, что также было традиционным для поэтов конца XVII - нач. XVIII ст.
В 1757 г. Хорас Волпол опубликовал две піндаричні оды Грея, а в 1768 г. издал первое собрание его стихов. Среди них «Роковые сестры» («The Fatal Sisters») и «Нисхождение Одина» («The Descent of Odin»), написанные в подражание скандинавской и шотландской поэзии.
Современники отзывались о творчестве Грея по-раВНОму. Д-р Джонсон называл его «скучным в обществе... скучным везде ... скучным на новый лад», а его поэзию «механістичною». В. Хезлітт в «Лекциях об английских поэтов» говорил, что проза Грея несравненная, своеобразная, а вот стихи он считал «отчасти слишком возвышенными и афектованими».
Несмотря на славу и популярность Грея среди читателей, С. Джонсон писал, что не причисляет его к числу лучших поэтов. Он упрекал его за отсутствие поэтического воображения и своеобразия художественного стиля, а также за то, что Грей писал «темным» языком.
Одним нравились меланхолия и печаль стихов Грея, других именно это и отталкивало. Но никто не отрицал наличия литературного дарования. Он был одним из самых известных переводчиков XVIII в.
Большой популярностью до сих пор пользуется переписки Грея с X. Волполом, Т. Вортоном и В. Мезоном. Письма Грея, чрезвычайно остроумные и интересные, известные едва ли не больше его стихов.
Первая биография Грея была опубликована в 1775 г. его другом Мезоном.
H. Волкова
|
|
|