ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ҐРАСІАН-И-МОРАЛЕС, Бальтасар

(1601 - 1658)

ҐРАСІАН-И-МОРАЛЕС, Бальтасар - творчество писателя

ҐРАСІАН-И-МОРАЛЕС, Бальтасар (Grasian в Morales, Baltasar - 08.01.1601, Бельмонте - 06.12.1658, Таррагона) - испанский писатель.

Родился в арагонському селении Бельмонте неподалеку от родины своего любимого поэта Маршала, города Калатаюда, в семье врача. Три его братья и сестра приняли монашество. И Бальтасара также готовили к духовной карьере. Жизненный путь его был снаружи гладким, но нелегким. Получил начальное образование в коллегии иезуитов в Толедо и продолжал обучение в сарагоській коллегии этого же ордена. В мае 1691 г. поступил послушником к иезуитскому «испытательного дома» в Таррагоне, который функционировал в режиме строгой бедности. Изучал теологию и философию. Его литературные дебюты - два некрологи братьям по ордену. Делал достаточно быстрые успехи: стал помощником ректора сарагоської коллегии, затем преподавателем латинской грамматики в Калатаюді, в котором на три тысячи жителей приходилось девять мужских и три женские монастыри, вел курс «моральной теологии» в каталонской Леріді (1631 - 1633) и курс философии в Валенсии, которая считалась испанской Сорбонной (1633-1636).

В обязательных для членов ордена характеристиках непременно подчеркивался его нелегкий характер. Только в 35 лет он был допущен к «принятию четырех обетов» - бедности, целомудрия, смирения и полного послушания. Через год Ґрасіан-и-Моралес получил должность проповедника и исповедника при иезуитской коллегии в Уеску - культурном центре Арагона. Там он вошел в светское общество литераторов и книголюбов, получил влиятельных покровителей. С тех пор начался период его литературного творчества.

В 1637 г. в Калатаюді вышел первый моральный трактат Ґрасіана-и-Моралеса «Герой» («El heroe»), который был одобрительно встречен и трижды издан еще при жизни Ґрасіана-и-Моралеса: в 1639,1640 и 1646 гг. В 1645 г. был сделан его французский перевод, а в 1652 г. - английский. Появились литературные подражания: «Французский герой» (1645), «Португальский герой» (1670). Удвадцяте главах трактата толковались двадцать важнейших, приоритетных (primores) качеств человека, претендующего на осуществление крупных дел, - Героя. Это были скрытность, самообладание, проницательность - качества, вивищені исключительно барочной традиции, которые приобрели специфическое значение в XVII ст. Многие из анализируемых качеств и понятий развивались вслед за ренессансной этикой: вкус, воля, умение отбирать лучшее и творить новое.

Второе произведение Ґрасіана-и-Моралеса - «Политик» («El politico»), который вышел в 1640 г. в Сарагосе, задуманный как продолжение и практическая иллюстрация «Героя», но оказался слабым. Нечасто бывали удачными попытки связать идеалы с земным человеческим жизнью.

В 1642 г. вышел трактат-антология «Остроумие» («Arte de ingenio, tratado de la Agudeza»), который в расширенном издании вступил дополнительного подзаголовке «Искусство изощренного ума»(«Agudeza у arte de ingenio»). Это произведение стало своеобразным манифестом барокко, который апеллировал к интуиции и противостоял «Поэтическому искусству» Н. Буало как манифеста классицистической рациональности. К решению поставленной задачи - освещение проблемы остроумия - Ґрасіан-и-Моралес взялся скорее как ученый, чем как художник. В своем трактате он попытался разграничить два эти различные способы познания - научный, подчинен правилам (preseptos), и художественный, подчинен художественному вкусу (gusto). Ґрасіан-и-Моралес стремился дать ключ к искусству острого ума и в то же время утверждал, что «острые мысли были скорее произведениями творческого стремления, чем мастерства». Ґрасіан-и-Моралес определил остроумие как мастерство, выше, чем диалектика - искусство правильного построения рассуждения, - и чем риторика - искусство создания красноречивых оборотов. «Изящный ум, в отличие от здравого смысла, не довольствуется одной лишь истиной, но стремится к красоте». Ґрасіан-и-Моралес подчеркивает, что одним из обязательных свойств остроумия является быстрота ума - способность сопоставить различные предметы или явления быстро, не перебирая: «Мастерство остроумия состоит в изящном сочетании, в гармоническом сопоставлении двух или трех далеких понятий, связанных общим актом разума».

В 1646 г. в Испании вышел новый этический трактат Ґрасіана-и-Моралеса «Здравомыслящий» («El discreto»), который преодолевает иллюзии «Героя», более связанный с современностью и содержит противопоставление «свободы» (природы) и «ума» (духа), а также возвеличивает «благоразумие» - непрестанно усиленное внимание к себе и окружающему миру.

В 1647 г. был опубликован сборник оригинальных афоризмов «Карманный оракул, или Искусство благоразумия»(«El Oraculo manual у arte de prudencia») - самое популярное произведение Ґрасіана-и-Моралеса, в котором в трехстах афоризмам рассматривается и иллюстрируется антиномия природы и разума. При этом к каждой тезисы добавляется название, в котором отражена ее тема: «5. Пусть в тебе нуждаются»; «8. Господство над своими страстями - признак высочайшего величия духа»; «48. Насколько человек глубок, настолько он личность»; «54. Быть благоразумно отважным»; «69. Не поддаваться банальной изменчивости настроения»; «40. Уметь отказывать»; «84. Извлекать пользу из врагов»; «80. Не всему верить»; «76. Не нужно всегда говорить остроты»; «120. Жить, не споря с веком».

Речь Ґрасіана-и-Моралеса афористичная: «Жизнь человека - борьба с кознями человека»; «Нет высшей власти, чем власть над собой». В этих афоризмам ємнісно выразились многие постулаты первых трактатов Г.-и-М. Иногда его парадоксальные афоризмы. Так, давая определение одной из основополагающих категорий эстетики - вкусу, Ґрасіан-и-Моралес пишет: «Для вкуса, как и для ума, необходима культура. Кто тонко чувствует, тот острее стремится лучшего. Глубина понимания узнается по высоте устремлений».

Трактаты о поведении Ґрасіана-и-Моралеса сочетают в себе черты средневековых и ренессансных трактатов, разница между которыми была подчеркнута В. Веселовским в труде «Из истории личности». Вполне в традициях Возрождения он попытался дать общее описание рассматриваемого явления, но сбивался на рассмотрение конкретных ситуаций и пытался сформулировать правила, возвращаясь к средневековой традиции. Кроме такого объединения двух подходов к созданию трактатов о правилах поведения, в его произведениях есть черты совершенно новые, присущие только XVII вв.: смешанность при описании того или иного явления научного, рационального подхода с интуитивным, свойственным больше искусству; попытка систематизировать рассматриваемые понятия, как в средневековье, но в Ґрасіані-и-Моралесі научность уже не была наукоподібністю, а художественность не служила для затемнения смысла.

Литературная слава Ґрасіана-и-Моралеса росла, но осложнялось его положение в обществе и особенно в ордене, поскольку он публиковал свои произведения без санкций ордена, что было запрещено. К тому же, он взял на воспитание незаконно рожденной ребенка своего друга и был замечен в самовольном отпущении грехов, то есть в отсутствии пасторской суровости. В 40-х pp. Ґрасіан-и-Моралес расширил круг своей деятельности: он стал армейским проповедником на каталонском фронте, он вдохновлял воинов, и солдаты прозвали его «Отцом Победы».

Последние десять лет своей жизни Ґрасіан-и-Моралес работал над своим крупнейшим произведением, философским романом «Критикой» («El criticon»). Ґрасіан-и-Моралес составил описание жизненного пути человека, которая накапливает жизненный опыт и мудреет на этом пути. Этим он снова развивал ренессансные идеи исследовательского приоритета знания над книжным. Герой романа - Критило - пытался опираться на свой разум, понимая, что мир изменчив и правила также неопределенные. Опора на свой острый ум, как показало Возрождения, часто приводило к неудачам, поражениям и было просто опасным, как были опасны и для окружающих, и для него самого поступки хитроумного идальго Дон Кихота. Ґрасіан-и-Моралес начинает поиски контроля над острым умом. Но формы такого контроля носят достаточно непонятный, условно-символический характер: падают стены Дворца без дверей, на героя проливается божественный свет прозрения. Условность, алегоризм тех испытаний, которые ожидают героя, соотносят произведение с бестселлером XVII ст. - «Путем Паломника» (1684) Дж. Беньяна.

Одни только названия глав романа свидетельствуют об этом: «Великий Театр Мироздания», «Стромовина жизни», «Вход в Мир», «Фонтан облуд», «Болото разврата», «Збройниця мужества».

В романе Г.-и-М. оказывается обобщенным весь его писательский опыт. Он стремится к полному и систематизированного охвата жизненных ситуаций, в которых на человека ждут самые разные испытания. Он, как и раньше, пытается быть афористичным, кратким и делит главы романа, которые он называет кризисами, на підглави, каждой из которых дает свое название. Ґрасіан-и-Моралес продолжал рассуждения о различиях между образованностью и настоящей ученостью. Так, в седьмой кризисе второй части романа у него появляется раздел «Мнимая ученость», где говорится о лицемерного солдата: «В голове у него из текстов намішане тесто. Учит их без устали и без малейшего сомнения выдает чужие мысли за свои, поэтому и покупает книжки».

Роман состоит из трех больших частей, в каждой из которых изображен определенный этап жизни человека: от прихода в мир людей через осмысление того, что происходит, до получения права отправиться на Остров Бессмертия.

Другой герой романа - простак Андреніо не видит опасности там, где видит ее Критило, который не знает выходы из всех ситуаций, но способен сомневаться. Темой романа становится формирование личности, которая вырастает из желания быть непохожей на других.

Л. Пинский в академическом издании сочинений Ґрасіана-и-Моралеса русском языке посвятил целый раздел значению «Критикону» для европейского романа нового времени и сравнил его роман с произведениями Д. Дефо, Дж. Свифта, Г. Філдінґа, Монтескье, Вольтера, «Вильгельмом Мейстером». В. Гете, а также притчеподібною и аллегорической по сути своих образов повести О. де Бальзака «Шагреневая кожа», «Портретом Дориана Грея» О. Уайльда, романами Г. Уэллса и А. Хаксли.

В конце концов Ґрасіан-и-Моралес был наказан за смелость печатать произведения без цензуры ордена и высокомерие, увиденные в его желании поучать том, каким должен быть человек. В 1658 г. Ґрасіана-и-Моралеса лишили кафедры, запретили преподавать, выслали из Сарагосы и обязали к суровому покаянию. Затем ему позволили быть исповедником в Таррагоне, но без права проповедовать и преподавать. В конце того же года он скончался в возрасте 58 лет.



Есть. Чорноземова