|
ГОТОРН, Натаниэл
(1804 - 1864)
ГОТОРН, Натаниэл - творчество писателя
ГОТОРН, Натаниэл (Hawthorne, Nathaniel - 04.07.1804, Сейлем, Массачусетс - 18.05, 1864, Плимут, Нью-Гэмпшир) - американский писатель.
Принадлежал к древнему пуританского рода; его далекий предок был судьей на пресловутом Салемському процессе над ведьмами. Отец писателя умер, когда сыну исполнилось четыре года. Готорн рос болезненным, склонным к уединению ребенком, увлеченным чтением, погруженной в свои мысли, замкнутой. Таким запомнился он современникам и в зрелые годы. Учился в Боудойнському колледже (1821-1825), где среди его одноклассников был Г.В. Лонгфелло. Почти всю жизнь прожил в городах Новой Англии - Сейлеме, Бостоне и др.; сначала вынужден был зарабатывать на жизнь, выполняя чиновничью работу, а свободное время отдавая литературному труду. Его творчество и мироощущение были органично связаны с Новой Англией, древнейшей территорией Америки, куда еще в начале XVII века прибыли первые переселенцы-пуритане, которые бежали от религиозных притеснений и основали колонии на американской земле. Это были люди суровые, трудолюбивые и в то же время фанатичны в своей вере. Новая Англия эпохи пионеров-переселенцев, ее дух, ее люди - все это стало поистине «страной Готорна», местом действия многих его произведений с их мрачно трагическим и одновременно ярким колоритом. Писателю импонировали моральная цельность, свободолюбие пуритан, но отталкивали проявления нетерпимости. Г. писал, что готов десять раз оглянуться на прошлое, чем один раз взглянуть в лицо будущему.
Дебютировал новелістичними сборками «Дважды рассказанные истории» («Twice-told Tales», 1837), «Легенды старой усадьбы» («Mosses from an Old Man», 1841). Находился в русле поэтики романтизма, будучи убежденным, что повседневное, бытовое губительно для искусства, сферой которого является неординарное, условное. Источником многих его произведений стали хроники, легенды, истории из пуританского прошлого, в которых реальность причудливо «сосуществует» с фантастикой, сказкой, игрой воображения. Как и во многих романтиков, особая заинтересованность прошлым была связана с критическим отношением к современности. В 1841 г. провел некоторое время в утопической колонии Брук Фарм, а ее распад, как и распад многих других колоний, что появились в США в 40-х pp., воспринял как свидетельство эфемерности попыток искусственным путем перестроить общество, как, впрочем, и переделать саму человеческую природу во всех ее раВНОобразных проявлениях.
Вместе с В. Ірвінґом, Е. По Готорн был одним из создателей американской романтической новеллы. Интересуясь прошлым, прежде всего историей Новой Англии, он стремился не столько к точному воспроизведению реалий эпохи, сколько к изображению духовной сферы, процессов формирования нового правосознания, идей государственной независимости, духовной свободы личности. Это отразилось в таких его новеллах, как «Ендікотт и красный крест» («Endicott and the Red Cross»), «Мійродич майор Молино» («My Kinsman Major Molineux»), «Маскарада генерала Гоу» («How's Masquerade»), «Молодой Браун»(«Young Goodman Brown») и др. Обращался Г.-новеллист и до современности, демонстрируя юмор: «Гибель мистера Хіггінботама» («Mr Higginbotham's Catastrophe»), склонность к символике и притчи: «Великий каменный лик» («The Great Stone Face»), умение зану-рыться в тайны человеческой души: «Дочь Рапа-чини» («Rappaccini's Daughter»). В общем егоновеллистики обозначена мрачным колоритом. При этом главным предметом внимания писателя остаются не внешние события, а внутреннее содержание, душа человека, его сердце как арена борьбы Добра и Зла.
Готорн выступал и в романному жанре. Его романам свойственна фрагментарность, в них чувствуется рука новеллиста. В духе поэтики романтизма он исходил из того, что творец должен уметь переключаться из мира реальности в сферу условности, фантастики, выдумки. В предисловии к роману «Дом семи фронтонов «ты сформулировал два вида романа: novel, то есть роман бытовой, и ronance («романс»), то есть роман, построен на вымысле, игре воображения. Второй вид был ему ближе.
Наиболее известным является знаменитый роман Готорна «Алая буква» («The Scarlet Letter», 1851), в котором особенно ощутимо проявились его писательская философия и эстетика, а также характерные мотивы, связанные с пуританством и историей Новой Англии. Действие романа разворачивается в XVII в. в Бостоне, одном из центров мрачного, жестокого пуританства. Завязкой стала яркая сцена на площади, где идет гражданский суд над преступницей-женщиной, которая изменила мужу. У позорного столба - Эстер Прінн, главная героиня, которая держит на руках внебрачного ребенка, хорошенькую девочку Перл: она отказалась назвать имя своего соблазнителя и приговаривается к пожизненной казни - носить на груди клеймо позора, вышитая на одежде красную букву «А» (от англ. слова «adulteress», то есть «перелюбниця»). Обряд происходит на глазах у толпы, в котором есть двое причастных к трагедии: молодой священник, соблазнитель Эстер, Артур Діммсдейл, который побоялся назвать свое имя, и ее муж, мрачный ученый старый Чіллінґсворт. И хотя роман богат на яркие зарисовки новоанглійського быта, главным, несмотря на все, есть не исторический колорит этого уголка Новой Англии, а сложный мир борьбы, страданий, противоречивых страстей, которые связывают этих трех людей.
Эстер предстает на страницах романа живым человеком: высокая, красивая, гордая, преисполненная собственного достоинства, благородства и спокойствия, она мечтала о семейный очаг, уют, которого была лишена с мрачным Чіллінгсвортом, который женился на молодой женщине, чтобы как-то развеять свое одиночество. Морально она возвышается и над своим мужем, черствым книжным червем, и над своим любовником, слабым и нерешительным.
Одержимый ревностью и жаждой мести, Чіллїнґсворт похож на драматической разбойника, что подчеркивает и его горб. Скрыв свое имя, он истошно разыскивает любовника своей жены, пока не узнает, что молодой, внешне набожный священник и является отцом очаровательной Перл.
Чувствителен ко всему Артур Діммсдейл придерживается строгой пуританской морали, но все же поддается зову плоти. Натура слабая, в отличие от сильной Эстер, он мучается от осознания того, что скрыл свой грех. Столкнувшись с Чіллінгсвортом, он подавлен его фанатичной волей, обессиленный осознанием своей греховности и уже не может бороться за жизнь. Он отклоняет предложение Эстер бежать с ней в Европу, публично раскаивается и умирает на руках у любимой женщины. К моральному саморазрушению приводит маниакальная страсть и Чіллінґсворта. Только Эстер оказывается способной к духовному, нравственному росту: чистосердечным признанием она победила свой «грех», а излучая доброжелательность, помогая гнаному и бедному, добивается всеобщей симпатии.
В романе ощутима романтическая методология Готорна: герои, четко очерченные, становятся олицетворением определенных морально-этических категорий; стиль пронизан символикой и аллегориями; большую роль играет контраст двух цветов - черного, связанного с образом мрачной тюрьмы, и красного - цветка, что растет у ее входа. Красный цвет, который является для пуритан цветом адского огня, очищающего грехи, это также цвет мужества, духовной стойкости Эстер.
Последнее десятилетие в жизни Готорна было весьма насыщенным. В течение пяти лет (1853-1858) он служил американским консулом в Ливерпуле. Затем побывал в Италии, откуда вернулся на родину, где жил одиноко, погрузившись в свою работу. В это время он написал еще несколько романов, которые стали значительными памятниками позднего американского романтизма. В романе «Дом на семи фронтонах» (The House of Seven Gables», 1851), действие в котором происходит уже в XIX ст., поднимается проблема греха и его искупления. Проклятие висит над домом судьи Пінчена, далекий предок которого захватил землю фермера Мэтью Моула, обвинив последнего в колдовстве и добившись его казни. В романе «Блайтдейл» («The Blithedale Romance», 1852) отразились обстоятельства пребывания Готорна в колонии Брук Фарм. В образе писателя Майлса Ковердейла, который приехал в колонию из города, но потом в ней разочаровался, проглядывают автобиографические черты. В последнем романе Готорна «Мраморный фавн» («The. Marble Fawn», 1860) - сложные коллизии, которые переживает американский скульптор Кеньон, демоническая красавица Мириам и итальянец Донателло, что похож на фавна работы Праксителя. Роковые страсти, страдания, убийство, раскаяние героев - все это в духе романтической поэтики разворачивается на фоне роскошной итальянской архитектуры.
Перу Готорна принадлежат также книги, адресованные читателям младшего возраста, такие как «Дедушкино кресло», «Знаменитые старые», «Дерево свободы», «Биографические рассказы для детей», а также «Книга чудес», в которой писатель доступно пересказал для детей самые главные античные мифы.
Писатель остро чувствовал трагизм окружающей жизни, но решение всех проблем он связывал с «очищением сердец», с укреплением морально-этической сферы. Классик американской литературы, он имел настолько своеобразные мировоззрение и стиль, что критики пишут о его особую манеру, используя термин «готорніанство».
Б. Пленсон
|
|
|