ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

БЕНН, Ґотфрі

(1886 - 1956)

БЕНН, Ґотфрі - творчество писателя

БЕНН, Ґотфрід (Вепп, Gottfried - 02.05.1886, Мансфельд - 07.07.1956, Западный Берлин) - немецкий писатель.

Родился в Мансфельді (Браденбург) в семье протестантского священника. Кроме Ґотфріда, в семье было еще шестеро детей. После получения начального образования в Франкфурте-на-Одере Готфрид сначала изучал теологию и философию в Марбургском и Берлинском университетах, а с 1905 года перешел на медицинский факультет, специализировался на венерологии, дерматологии, психиатрии и патологоанатомії, через семь лет обучения получил ученую степень. Некоторое время работал военным врачом, а потом паталогоанатомом в берлинских больницах. Во время Первой мировой войны, с 1914 по 1917 гг., Бенн служил военным врачом в Бельгии, а после ее окончания вернулся к врачебной практике в Берлине. Начиная с 1910 p., Бенн дебютировал и как поэт, уже первыми сборками получив немалую литературную популярность. С 1932 г. Бенн стал членом Прусской академии искусств. В эти годы он пережил кратковременное увлечение идеями гитлеризма, хотя уже через год публично заявил о своей оппозиционности нацистской идеологии, за что, на протяжении следующего десятилетия был ограничен в возможности печататься, а в 1938 г. его исключили из палаты писателей рейха. С 1935 г. Бенн служил в вермахте штабным врачом. После поражения фашистской Германии Бенн снова занялся врачебной практикой в Берлине и отказался от нее только в 1953 г., за три года до смерти.

Идейное мировоззрение Бенна сформировался под сильным влиянием философии Ф. Ницше, О. Шпенглера и других представителей «философии жизни», а также философской антропологии и глубинной психологии. Бенн был глубоким скептиком как насчет развития отдельной личности, так и человеческой цивилизации в целом. Вслед за Ницше он отрицал достижения прогресса, истории, гуманизма, рационального знания; в человеке он видел замкнутую в себе и неспособную создать новые духовные идеалы существо: «Речь идет уже не о расписание отдельной личности, и даже не о старости расы, континента, социального устройства или системы - случилось что-то еще страшнее: чувствуется отсутствие будущего для целого проекта творения», - писал Бенн. Его взглядам на историю и культуру был присущ біологізм, что проводил аналогию между историей и биологическими процессами, иррациональными и неуправляемыми в своей основе. Бенн считал также, что человечество с самого начала выбрало ошибочный путь исторического развития, под которым он имел в виду развитие интеллектуальный и которому как альтернативу противопоставлял чувственную сферу восприятия человека, замечая, что уровни нервной системы человека, которые отвечают за инстинкты, гораздо более древние и более совершенные от тех, которые рожают мнению (т.е. интеллектуальных).

Нигилизм и скептицизм - это и движущие составляющие литературных взглядов Б., сформировавшиеся под влиянием экспрессионизма. В отличие от значительной части немецких экспрессионистов, которые разделяли иллюзию о возможности построения справедливого социального устройства, Бенн решительно отрицал эту идеологическую утопию, иронично сравнивая «вечный мир на Земле» из «вечной весной на Северном полюсе». «Надеяться, - подчеркивал он, - значит иметь ложные представления о жизни, о том, что оно требует и что может предложить...» Подобные пессимистические настроения пронизывают первые поэтические сборники Бенна. «Морг» («Morgue», 1912) и «Тело»(«Fleisch», 1917), в которых он обращается к человеку как обезличенного предмета, мертвого тела. Таким же сенсационным, антираціональним содержанию отличались и последующие поэтические сборники Бенна - «Мусор»(1919), «Расщепление» (1925) и книга рассказов «Мозг» («Gehirne», 1916). В статье «поэты могут изменить мир?» («Konnen die Dichter Welt verandern?», 1931) Бенн выступил против социально направленной поэзии, отдавая предпочтение не тенденциоВНОсти содержания, а совершенства художественной формы произведения.

Во второй период своего творчества, который длился от 30-х гг. и до поражения фашистской Германии в войне, Бенн написал статью «После нигилизма» («Nach dem Nihilismus», 1932), которая была воспринята в литературных кругах как дань приверженности нацистской идеологии. В статье говорилось о антропологическую революцию в развитии человечества, о рождении человека нового типа, что освободилась от оков старой цивилизации, отбросила ее дискредитированы моральные ценности и развивается в унисон с природными, биологическими силами. Но уже в 1937 г. Бенн написал эссе «Пивнушка Вольф» («Weinhaus Wolf, опубл. 1949), в котором не только отрекся от нацистских лозунгов, но и создал мрачный, гротескно-символический образ фашистского государства. В этот период Бенн написал также прозаический фрагмент «Роман фенотипа» («Roman des Phanotyp. Landsberger Fragment», 1944), а также три сборника стихов, которые ему, несмотря на цензурные ограничения, удалось издать небольшими тиражами, частично за свой счет: «Ausgewahlte Gedichte» (1936), «Gedichte» 936) и «Zweinundzwanzig Gedichte» (1943). С этих поэтических сборников встает образ человека, изолированного от мира, обреченного на одиночество и разочарование. В поэзии этого времени значительное место занимают автобиографические мотивы.

В послевоенном творчестве Бенна, как и ранее, доминируют нигилистического настроения пессимизма, в художественном аспекте он остается сторонником экспрессионизма, поэтика которого частично сочетается теперь с приемами сюрреалистической техники письма. Как и раньше, он пропагандирует превосходство формы над содержанием, а его доклад «Проблемы лирики» («Probleme der Lyrik»), произнесенная им в 1951 г. в Марбургском университете, фактически стала манифестом модернизма, в котором Бенн доказывал преимущества абстрактного искусства и провозглашал «артистизм» художественной формы как первоочередной цели художника. В практической плоскости эти тезисы воплотились в новых сборниках стихов Бенна: «Статические стихи» («Statische Gedichte», 1948), «Пьяный поток» («Trunkene Flut», 1949), «Фрагменты. Новые стихи» («Fragmente. Neue Gedichte», 1951), «Дистилляции. Новые стихи» («Destillationen. Neue Gedichte», 1953) и др. По мнению І.Павлової, «главное значение в стихотворении Бенн придавал слову как таковому, что порождает широкий ареал ассоциаций и значений, а не связи слов, не развития мысли. Стихи Бенна обычно «разворачивают», а не развивают эту мысль, поскольку все, что выражено в стихотворении, в какой-то мере содержится в каждой его строке. Стихотворение формально является замкнутым и статичным, округленным целым. Статика, приостановлено движение выступают и одной из главных тем, которые в разных формах варьируется в поэзии Бенна. Статические образы Бенна не имели проекции в будущее. Однако они долгое время выбирали себе другую сферу - память о прошлом, юнґівське «коллективное подсознательное», миф... В его поэзии противопоставлена обществу «природа», гуманистическим идеалам - стихийные начала, современной цивилизации и демократии - праіснування».

Среди прозаических произведений Бенна последнего периода творчества выделяются пространное эссе «Птоломеєць. Берлинская новелла, 1947» («Der Ptolemaer, Berliner Novelle, 1947», 1949), в которой писатель размышляет о войне как пример того, что современный человек окончательно потеряла нравственные ориентиры, и автобиографическое произведение «Двойная жизнь» («Doppelleben», 1956).

Поэтическое творчество Бенна оказала значительное влияние на развитие послевоенной немецкой поэзии, став образцом для многих молодых поэтов, пришедших в это время в литературу. В 1954 г. Бенну была присуждена премия имени Бюхнера.



В. Назарец